Просмотры1335Комментарии0

История гербов городов и поселений Ульяновской области

В нашем регионе многие города и поселения имеют свои гербы. Они возникли неслучайно! У каждого своя необычная история.

Пишут, что в русский язык слово «герб» пришло из польского, а в польский – из немецкого, где оно звучало как «erbe» и означало «наследство». Герб действительно в символическом виде означает принадлежность определённых объектов – учреждений, людей, зданий, вещей – к конкретной общности: к воинскому подразделению, спортивному клубу, к городу, местности – к уезду, губернии, области, к целой стране.

Считается, что гербы в их доживших до наших дней формах, цветах и фигурах распространились в Западной Европе в эпоху крестовых походов, в XII- XIII веках. Воинам из разных стран, говорившим на разных языках, было важно идентифицировать в походе и на поле боя «своих», и это достигалось через яркие, видные издалека гербы на одежде, а особенно на щитах.

Благодаря крестоносному «смешению» мода распространилась на всю Европу, и на её волне возникла даже особая наука – геральдика, как правильно составлять и расшифровывать гербы: что означают цвета и фигуры, что нужно и что нельзя рисовать на гербе.

«Золотая эра»

В России гербы стали распространяться с XV века. Их широкое применение пришлось уже на послепетровскую эпоху, на XVIII век, но самой «золотой эрой» российской геральдики стала эпоха постсоветская, рубеж XX-XXI веков. Судите сами, если в 1780 году в той же Симбирской губернии, или наместничестве, были официально утверждены губернский герб и гербы десяти составлявших её уездов, то теперь у нас есть герб и вдобавок флаг Ульяновской области, герб и флаг города Ульяновска как административного центра области, гербы и флаги двух городских округов, 21 муниципального района, 28 городских поселений и 112 сельских поселений!

Нужно отдать должное фантазии разработчиков, их интересу к истории, традициям, географии, природным достопримечательностям тех или иных населённых пунктов. Они нашли своё выражение во внешнем виде конкретных гербов, и часто это получалось очень оригинально.

Бобер и каша

Герб Никитинского сельского поселения – наверное, самый оригинальный герб среди всех гербов населённых пунктов Российской Федерации (будем патриотами нашей малой родины!): на красном фоне золотой бобёр ест из золотого горошка серебряной ложкой золотую кашу. Бобры в гербах – не новинка: бобр запечатлён на гербе города Бобров, что в Воронежской области, он был на советском гербе белорусского города Бобруйска, но эти населённые пункты прямо названы в честь бобров. И никто из них, заметим, не ел кашу!

В герб села Никитино бобр внесён как типичный представитель фауны Сурского района, в котором село расположено. А каша – это память о бывшем владельце села – графе Дмитрии Александровиче Гурьеве (1758-1825), влиятельнейшем русском сановнике эпохи императора Александра I, одновременно возглавлявшем все её финансовые ведомства, императорский кабинет, ведавший личным имуществом императора, министерство уделов, ведавшее имуществом императорской родни, и министерство финансов.

Человеком граф Гурьев слыл богатым – и притом гостеприимным и хлебосольным. Во времена оны были знамениты гурьевские паштеты, гурьевские котлеты и гурьевская каша – сладкая манная каша на молоке и сливках с добавлением варенья, мёда, орехов, сухофруктов, цукатов и пряностей. Теперь она считается десертом, который продолжают готовить и употреблять в пищу. Да, никитинский герб – это нетривиально и остроумно!

Сурок и яблоко

Увидев герб Тушнинского сельского поселения, что в Сенгилеевском районе, моя трёхлетняя дочь закричала: «Это тоже бобёр!». Но нет, золотой зверёк на Тушнинском гербе – сурок (байбак). В руках тушнинский сурок держит красное яблоко: старинная, основанная в середине XVII века Тушна когда-то очень славилась своими фруктовыми садами. Кажется, можно бы было не «жадничать» и позволить байбаку откусить от своего яблока порядочный кусок: сурки с удовольствием поедают фрукты, произрастающие в ареале их проживания.

Когда-то, кстати говоря, яблоко считалось таким же фирменным фруктом, символом Симбирского края, какими до сих пор остаются астраханские арбузы или тульские пряники. Не яблоко, а целая яблоня фигурирует в гербе Фабричновыселковского сельского поселения Новоспасского района. У золотого деревца на гербе видны даже корни – это саженец из плодопитомника, устроенного в селе Самайкино, ныне входящем в состав поселения, в начале XX века помещиком Александром Дмитриевичем Воейковым, ярким представителем плеяды симбирских жителей и уроженцев дворян Воейковых, давших России и миру много талантливых учёных и деятелей.

Старейший

«Говорящий» герб Хмелёвского, что в Сурском районе, сельского поселения – украшенный золотой ветвью хмеля, несведущему человеку он может показаться этикеткой какого-нибудь хмельного напитка. Но что же делать, если это действительно «говорящий» герб, то есть визуально воспроизводящий в своей символике название соответствующего населённого пункта? Хмелёвка основана на берегах реки Лейки – и берега эти были обильны некогда тем самым хмелем. Кстати говоря, Хмелёвка – один из старейших населённых пунктов в пределах Ульяновской области, чью историю возводят ещё к XVI столетию, к эпохе Ивана Грозного.

Что можно было бы изобразить на гербе Барановского сельского поселения, что в Николаевском районе? Само собою, просится баран, но символ этот, мягко говоря, неоднозначен, не всякому понравится, если его так назовут. А потому в Барановском гербе акцент сделан на местную природную и религиозную достопримечательность – Попов родник, расположенный в окрестностях села и прославленный явлением Казанской иконы Божией Матери. Родник символически показан через серебряный фонтан, бьющий в нижней части Барановского герба.

Свеча предков

Очень занимателен герб Оськинского сельского поселения, что в Инзенском районе: руки вздымают деревянный сосуд, напоминающий ковш-братину, в котором горит свеча. Это так называемый «эрзянь штатол», свеча предков, используемая в дохристианских ритуалах мордовского народа, доживших вплоть до наших дней. Оськино – старинное мордовское село, основанное в 1671 году, и это выражено символикой герба. Традиционно штатол имел высоту около 15 сантиметров, на его изготовление уходил фунт (более 400 граммов) воска. Восковая свеча была вещью недешёвой – в быту крестьяне освещали свои жилища тонко наколотой лучиной. В исключительных случаях, для особых торжеств и праздников изготавливались свечи предков высотой до трёх метров!

Рыба или речка?

Герб Тагайского сельского поселения, что в Майнском районе, воспроизводит старинный герб этого поселения, которое в 1780-1796 годах было уездным городом: «Река в зелёном поле, по которой плывёт рыба, именуемая сельдь, ибо протекающая в сем городе река имеет сие имя». Старинные специалисты по геральдике, составлявшие герб Тагая по полученной информации в Санкт-Петербурге и никогда не видавшие симбирских пределов, запутались. На деле река Сельдь через Тагай никогда не текла – может быть, по бывшему Тагайскому уезду, в десятках вёрст от бывшего города. И звалась река Сельдь не в честь селёдки, которая в ней никогда не водилась, – её имя происходило из тюркских языков и означает «водный поток, речка». Но ошибка жива и, более того, стала традицией!

Тем, кто не силён в чувашском языке, может показаться непонятной символика герба Тимерсянского сельского поселения – золотые подкова, ковш и наковальня, три серебряных серпа с золотыми ручками, прописанные так, словно волны, в нижней части герба: так «цитируется» в Тимерсянском гербе герб Цильнинского района, в состав которого входит соответствующее поселение. «Тимерсе» по-чувашски означает «кузнец», и оттого на гербе запечатлены наковальня с ковшом как кузнечные инструменты и серпы с подковой как кузнечная продукция.

Сахар

В гербе Цильнинского городского поселения запечатлено золотое колесо, окружённое шестью серебряными кубиками. Колесо напоминает об истории рабочего посёлка Цильна, возникшего сравнительно недавно, в 1942 году, как станция на Волжской рокаде – железной дороге, построенной для переброски подкрепления и боеприпасов к осаждённому немцами Сталинграду.

А «кубики»? Они кажутся стройматериалами – или кусками мыла, такой в виде параллелепипеда запечатлён на гербе старинного города Шуя, что ныне в Ивановской области. Но нет, это сахар, продукция известного Ульяновского сахарного завода, расположенного в Цильне и открывшегося в 1967 году.

Занимательна «дозировка» сладкого продукта – шесть кусочков. В наше время мы стараемся жить без сладкого, ограничиваем себя в потреблении сахара. А вот в старину сахар на гербах выписывали здоровенными сахарными головами: продукт был дорог, оттого престижен, и богатые купцы и дворяне закусывали дорогущим сахаром дорогущий же чай, являя не столько любовь к горячему напитку, сколько величину собственных капиталов.

Ермил ЗАДОРИН.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное