Просмотры6237Комментарии0

Вояж со звонарем

Колокольни с несколькими хорошими «голосами» особая гордость любого храма. В наши дни многие колокольни управляются электронной системой, но есть и обученные мастерству звонари. С одним из них Глебом Кудасовым встретился корреспондент «Молодёжки».  

 

Раннее октябрьское утро. Колокольня Спасо-Вознесенского кафедрального собора в Ульяновске.

Я злюсь на своё опоздание из-за пробок на дорогах. Вскарабкиваюсь вверх по 50-метровой винтовой лестнице колокольни (это не так-то просто с непривычки) уже под громкий звон. На последней ступени застываю. Мощные вибрации, исходящие от колоколов, словно волной накрывают меня и наполняют душу спокойствием. За окном медленно поднимается солнце и светом нового дня озаряет город, который раскинулся передо мной как на ладони. Боже, какой вид!

Бизнесмен и звонарь

Мужчина представляется скромно, говорит, что он один из трёх звонарей, которые звонят при кафедральном соборе. Оказывается, что 47-летний Глеб – бизнесмен, вместе с супругой воспитывает трёх замечательных дочек, любит путешествовать и знакомиться с культурами других стран, при этом он — человек верующий и лишённый тщеславия.

Звонница имеет как минимум три группы колоколов. Первая группа — зазвонные колокола, они самые маленькие и ритмичные, управляются правой рукой. Вторая — подзвонные, они создают основную музыку, управляются левой рукой. Третья группа — благовестники, это самые крупные колокола, управляемые ножными педалями. Самый массивный по весу и низкий по частоте колокол получил название от старинного звона — благовеста, его слышно далеко по округе. Система колоколов совпадает с нотной грамотой, — объясняет звонарь.

Кстати, такой соборный благовестник весит семь тонн.

Но пора в путь — нас ждут на престольном празднике в селе Артюшкино Сенгилеевского района. Там отмечают день памяти преподобного Сергия Радонежского, во имя которого освящён местный храм.

Вижу свою миссию

По дороге продолжаем разговор.

— В руки Евангелие я взял в юности, когда случился подростковый кризис, — говорит Глеб. — Читал по две-три страницы каждый день. Когда дочитал, понял, что мне это интересно. Многие истины, которые я считал народной мудростью, оказались взятыми оттуда. Самая главная для меня заповедь — «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». В любви и заботе об окружающих мы можем проявить свою любовь к Богу. Через колокольный звон я пытаюсь выразить свою любовь к ближнему, а значит, к Богу. В этом я вижу свою миссию.

Для умения звонить важно чувствовать ритм. А у Глеба за плечами начальное музыкальное образование по классу баян.

Отучиться на звонаря можно на выездных курсах, но так как я много работаю, то разбирался в этой теме сам по видеоурокам три года назад. Может, позже всё-таки съезжу на курсы в Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодской области, — отмечает мужчина.

Все замирают от звона

Доезжаем до Артюшкино. Село живописно раскинулось рядом с лесами на равнинной местности. Если полистать архивы, то можно узнать, что село было основано в конце XVII века. Деревянный храм появился в 1856 году. Название деревни связывают с именем одного из её первых жителей — некоего Артюшки, то есть Артемия. У слова «артюшка» есть ещё значение «бродяга, оборванец, беглец». В XIX веке здесь гремело имя атамана Данилы Сабанчеева, который со сподвижниками летом грабил дворян и купцов, а после занимался обычными крестьянскими делами. Но всё это — дела минувших дней.

…Несмотря на будний день, в храме на праздничной службе многолюдно. Звучат поздравления, вручаются подарки. Поднимаемся на звонницу, здесь она деревянная, стоит отдельно от храма. Любопытно, что самый маленький колокол весит около 3 кг, а самый большой — 250 кг. Глеб надевает перчатки и наушники и начинает звонить. Все внизу замирают и слушают: кто-то погружается в мысли, кто-то молится.

Без обеда нас не отпускают. Стол ломится от разнообразных блюд. В небольшой трапезной тепло и уютно. Люди добрые и открытые, чувствуешь себя как в большой семье. Глеб подчёркивает, что здесь так всегда. И за 14 лет (а у его семьи здесь дача) они тоже стали своими.

Чудеса веры

Мы беседуем с настоятелем храма, иереем Виктором Туровичем и прихожанами. Они рассказывают о строительстве храма, которое началось ещё в 90-е года прошлого столетия, и связанных с ним чудесах.

С приходом советской власти здание храма выполняло разные функции. Здесь даже была школа. Когда построили новую школу, это здание забросили, начали потихоньку растаскивать. В это время у местного жителя Валентина Белова начались проблемы со здоровьем, врачи не давали никаких гарантий. Тогда он дал обет Богу, что если встанет на ноги, то восстановит храм. И вскоре он начал работы. Ему активно помогала супруга Нина, а следом и многие местные жители, — отмечает отец Виктор.

Велись внутренние и внешние отделочные работы. Было поставлено ограждение, оформили землю и здание, зарегистрировали приход.

Милостью Божией Белов работал здесь десять лет. Однажды он сказал жене, что основное он сделал, остальное завершит она. И через три дня он умер, — вспоминает наш собеседник.

Вдова Нина Семёновна, коренная жительница Артюшкино, продолжала с помощью односельчан благоустраивать храм.

Необычное происходило в нём.

В храм принесли старинные намоленные иконы, они потемнели от времени. Но позже мы заметили, что они начали светлеть. Мы возгордились, что умеем правильно молиться. Но однажды пришли – икон нет. Их украли! Это послужило нам уроком, — говорит дочь Валентина Белова Людмила.

— В воскресенье люди собирались, Бог являл чудеса. Когда женщины читали акафист, в алтаре мужским старческим голосом акафист тоже слышался. Читали канон – там тоже голос. Заглянули, но никого не было. Мы все были уверены, что это преподобный игумен Сергий Радонежский молится за нас, — рассказывает отец Виктор.

«Раньше не было часов»

Строительство звонницы длилось два года и завершилось в 2016 году. Инициатором выступил житель Сенгилеевского района Василий Кустов. Вместе с прихожанами собирали деньги, занимались строительными работами.

Когда звонницу построили, Господь привёл к нам двух звонарей, один из них Глеб, которому он дал такое расположение души, жажду славить Бога через колокольный звон. Он ведь энтузиаст. Сам разрабатывал звоны, отрабатывал их часами, закрываясь в храме, пока колокола не установили. Сейчас Глеб звонит здесь каждое воскресенье, — продолжает отец Виктор.

Тем временем задаю вопросы священнослужителям.

— В чём разница между колокольней и звонницей?

По сути это одно и то же. Только традиционная колокольня построена на храме, она «вырастает» из его притворной части. Звонница может стоять перед входом в храм либо отдельно от него, — уточняет Глеб Кудасов.

 — В чём предназначение колоколов?

— Раньше не было часов, и людей на службу в храм созывали колокольным звоном, он же информировал тех, кто не смог прийти, какая конкретно служба происходит в храме, — отвечает отец Виктор.

Какие виды звона бывают?

Благовест созывает всех православных на начало богослужения. Он производится ударами в главный колокол по особому порядку. Может быть праздничным, воскресным, будничным, постным так далее. Трезвон означает радость от праздника. Перебор используется при проведении погребальных служб, — объясняют собеседники.

Был раньше ещё один – набат, означающий беду, тревогу. Сейчас он не используется.

Разогревают на морозе

После села Артюшкино отправляемся в Криуши и Красный Гуляй, где также есть колокольни. По дороге Глеб вспоминает, что именно на колокольне храма в Криушах он впервые позвонил в колокола.

Там живёт мой крёстный. Ездил лет пять назад с одной из дочерей в гости туда, и он сказал, что по традиции в честь Христова Воскресения на Пасхальной неделе каждый может позвонить в колокола. Мы с дочерью решили попробовать. Когда я прозвонил, звонарь — девушка Анастасия спросила, не звонарь ли я, сказала, что у меня хорошо получается. После этого я и стал интересоваться мастерством колокольного звона, — говорит Глеб.

Времени остаётся всё меньше, поэтому мы лишь любуемся необычной архитектурой храма и поднимаемся на колокольню, где Глеб немного подтягивает колокольную систему.

Едем дальше. Красный Гуляй — «молодой» населённый пункт. В 2020 году ему исполнится сто лет. Храм здесь новый, отделочные работы ещё идут.

На кухне храма женщины пекут просфору. Они говорят, что в посёлке стало намного спокойнее после строительства храма. Поднимаемся на колокольню, любуемся видом, рассматриваем новые колокола.

Кстати, на морозе в колокола нельзя резко начинать звонить, они могут треснуть. Звонарь тихими и медленными ударами разогревает их, — добавляет Глеб.

…По дороге домой я думаю о своей насыщенной поездке и когда-то вычитанных словах протоиерея Александра Меня: «Звон колоколов — это не просто гонг, созывающий людей в церковь, а мелодия, одухотворяющая окрестности храма, напоминающая о молитве тем, кто занят трудом или находится в пути, кто погружён в монотонность будней… Колокольный звон — своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви. Он возвещает о вере, о жизни, пронизанной её светом, он будит уснувшую совесть».

Вера МЕРКУЛОВА.

 

Источник: Источник
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное