Просмотры2777Комментарии0

ЛЕГЕНДЫ УЛЬЯНОВСКОГО КРАЯ

В каждом районе области есть свои легенды, но многие из них похожи друг на друга. Вот некоторые распространённые сюжеты.

У слова «легенда» много различных определений, но больше прочих подходящим кажется такое, как недостоверное повествование о фактах реальной действительности или о реальных личностях, а также предание о чудесах.

По-своему эталонным образцом легенды являются легенды о святых или иных людях, обладавших сверхчеловеческими способностями и связями с потусторонним миром: колдунах, знахарях, бабках-ведуньях… Все эти люди действительно жили – но при этом делали нечто такое, что выходило за рамки реальности. Нет, наверное, на карте такого населённого пункта, где бы вы ни услышали истории о некоем местном жителе, способном творить чудеса, целить болезни, тушить пожары, вымаливать родники.

Устойчивая и обширная группа легенд связана с появлением названий населённых пунктов. Например, будто бы жил в бывшем Сызранском уезде барин, и было у него два сына, Алексей и Еремей. Умер барин, разделив имущество между сыновьями, – и так появились деревни Алёшкино и Ерёмкино, что ныне в Тереньгульском районе. Наверняка существовали живые прототипы героев этой легенды – вот только едва ли они были барчуками. Алёшками и Ерёмками называли простолюдинов, значит, основателями сёл были крестьяне, в противном случае их назвали бы Алексеево и Еремеево.

Занимательную легенду рассказывали о возникновении названия села Папузы. Будто летом 1767 года, во время проезда императрицы Екатерины II из Симбирска, здесь искали брод для царской кареты. Один слуга залез в воду, собой измеряя глубину, и кричал собравшимся: «Здесь по горло! По грудь!» и, наконец, «По пузо, можно ехать!» Правда, наука выводит название «Папузы» не от русского «пуза», а от чувашского слова «пузе», то есть «голова».

В легендах нашли своё отражение основные драматические события прошлого. С восстаниями Степана Разина и Емельяна Пугачёва связаны многочисленные легенды о кладах. И хотя основные события Великой Отечественной войны происходили вдалеке от Ульяновского края, эта величайшая драма XX века оставила по себе множество легенд.

Во многих местах рассказывали, что советские власти в 1941 году жёстко запрещали праздновать Троицкую субботу и Троицу, приходившуюся на 8 июня. А ведь многие связанные с Троицей обряды носили обереговую функцию,  в каком-то роде охраняя людей и их дома от воздействия тёмных сил. «Будет очень нехорошо», — говорили старые люди, и весть о начале войны 22 июня 1941 года вполне подтвердила мрачное предчувствие…

Начался массовый призыв в армию. В большинстве сёл храмы были закрыты для богослужений и разорены. И вот матери, жёны, бабушки просили своих сыновей, мужей и внуков, даже партийных и комсомольцев, пойти в ночь накануне ухода из дома в осквернённую церковь, помолиться, кто как умеет. Большинству это казалось ненужным или смешным, кто-то боялся наказания за «религиозный дурман». Но те немногие, гласят легенды, кто согласился и пошёл молиться, — все как один вернулись с войны живыми…

Ермил ЗАДОРИН.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное