Пазл со множеством неизвестных
Начало учебного года — это еще и время записи в кружки и секции. Причем многие начинают воплощать в реальность своё представление о «развитом ребенке» чуть ли не с пеленок. Правильно ли это? Чем опасно для школьника отсутствие времени на игру и прогулки, мы разбирались со специалистами.
Чувство меры
В последние годы нам внушают мысль, что успешным и состоятельным может стать только тот ребенок, чьи родители активно занимались его всесторонним развитием. При этом некоторые мамы-папы в погоне за светлым будущим своего ребенка перестают чувствовать меру.
А тут еще всевозможные развивающие центры атакуют сознание родителей в своих рекламных буклетах: «Посетив наши занятия…», «Пройдя программу нашего центра…», «Ваш ребенок достигнет… сделает… сможет…», превратив дополнительное образование в доходный бизнес.
Всё это только укрепляет мысль, что в наше время без кружков и секций никак: ребенок «не разовьется» и «никем не станет».
На детских площадках, в раздевалке детского садика, школы или клуба можно услышать примерно такой разговор:
— Что у вас сегодня?
— Просто невозможный день, ни минуты свободной.
— А завтра?
— Завтра еще хуже: уроки, потом английский, вечером бассейн…
Тут невольно задумаешься: если все так живут, может, стоит и мне стоит нагрузить своё чадо побольше?
– Я не противник развития. Но ведь никто не кормит ребенка обедом через полчаса после завтрака, а еще через час — ужином, – считает Татьяна Фролова, руководитель IT-кружка. – Мы понимаем, как важны интервалы и размеренность, иначе пища не переварится, не усвоится, и толку не будет. С выбором занятий для ребенка тоже стоит придерживаться определенной «диеты». Предлагаю сменить подход и строить недельную программу ребенка, не исходя из того, сколько занятий можно в каждый день впихнуть, а наоборот — «методом вычитания».
В первом классе лучше вообще не нагружать ребенка, он и без того испытывает жуткий стресс. Поэтому стоит подождать годик. Однако это не значит, что школьнику вообще не нужны такие внеклассные занятия.
Зачем это нужно
В первую очередь, любое внешкольное занятие – это смена деятельности и круга общения.
– Не далее как в прошлом году ко мне в секцию легкой атлетики привели мальчика, которому ничто не было интересно. Мама жаловалась, что ребенок не хочет учиться, общаться со сверстниками. Привели его ко мне, чтобы уже просто хоть чем-нибудь занять, – рассказывает тренер по легкой атлетике Станислав Зотов. – Буквально через короткий промежуток времени мальчишку как подменили. Ребенок стал активный, жизнерадостный, даже успеваемость в школе повысилась. К чему я эту историю рассказал? Да к тому, что не стоит закрывать своего ребенка в жесткие рамки: ему нужно отвлекаться на то, что ему по-настоящему нравится, а не только на то, что ему «нужно».
Ответственное дело
В выборе загруженности ребенка многое зависит от него самого, его энергии, работоспособности и желания.
– Если единственное, чего хочет школьник после уроков – это поесть и поспать, предоставьте ему такую возможность. А если энергии хоть отбавляй, то и пять, и даже десять кружков учебе не помешают, – считает школьный психолог Алёна Чистякова.
Специалисты рекомендуют начать с одной-двух секций. Лучше, чтобы хотя бы одна из них была спортивной, потому что дети и так слишком много сидят: то за партами в школе, то за уроками дома.
С возрастом кружков становится больше, и ребенок уже сам способен делать сознательный выбор. В итоге остаются те занятия, которые действительно ему интересны, доставляют удовольствие и приносят пользу развитию.
– Право выбора нужно всегда оставлять за ребенком. Не нужно навязывать ему всякие новомодные кружки и секции, о которых мечтаете вы сами, – рекомендует Татьяна Фролова.
Специалисты в один голос утверждают: не стоит давить на ребенка, зато хвалить за все успехи – просто необходимо. И если он, ребенок, скажет, что не справляется с нагрузкой, отложите дополнительные занятия хотя бы на полгода, а то и на год.
– Если же вы определились с кругом дополнительных развивающих увлечений, стоит провести «разведку боем» на местности. Это обязательно, – советует психолог Алена Чистякова. – Посетите с ребенком пробное занятие. Как правило, оно бесплатное. После этого узнайте, понравился ли ему руководитель, другие дети, сами занятия. И если понравилось, значит, можно смело записываться.
И вот тут наступает самое ответственное дело: необходимо решить проблему со временем, от правильной организации которого во многом зависит успех не только ребенка, но и взрослого.
Составляя пазл учебной и неучебной нагрузки ребенка, полезно понимать, оправдываются ли ваши ожидания, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в своё время не удалось. Пожалуй, это задачка со многими неизвестными, и решить его могут только родители и дети.
Ольга ФИЛИППОВА.