Просмотры1778Комментарии0

Прокуратура не дает замучить проверками бизнесменов

Сегодня День работника прокуратуры Российской Федерации. В преддверии праздника мы встретились с зам начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ульяновской области Денисом Кравченко.

Денис Валерьевич, много у нас бывает незаконных проверок предпринимателей?

– В частности, количество внеплановых проверок, проведенных в 2015 году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выросло более чем на 15 %.
Кроме того, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок на 2016 год прокурорами Ульяновской области в связи с незаконностью исключено более 1200 мероприятий, что составляет ни много ни мало четверть.

Хотелось бы узнать о наиболее интересных примерах.
– Так, прокуратурой Инзенского района установлено, что отделом ЖКХ и ТЭК администрации МО «Инзенский район» было незаконно реализовано мероприятие в сфере благоустройства в отношении местного предпринимателя. При этом субъект малого бизнеса о проведении проверки уведомлен не был, в ней не участвовал.
IMG_8326В связи с выявленными нарушениями прокурор внес представление Главе администрации района, в отношении виновного должностного лица возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ.
Прокуратурой области было установлено, что специалист Главной государственной инспекции регионального надзора в выходной день в отсутствие распоряжения руководителя провел мероприятие по контролю в отношении ООО «Новая жизнь».
По результатам рассмотрения внесенного в этой связи представления виновное должностное лицо привлечено к ответственности.
Прокурором Барышского района выявлен факт проведения сотрудниками МБУ «Управление архитектуры и строительства» внеплановой проверки субъекта малого предпринимательства на основании анонимного обращения.
Более того, в отношении предпринимателя было незаконно возбуждено административное дело по ст.10.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях, причем предприниматель при составлении протокола не присутствовал, о времени и месте его составления не извещался.
В связи с этим прокурор внес Главе администрации МО «Барышский район» представление, которое удовлетворено, и органом местного самоуправления приняты меры к устранению нарушений.
Вскрыты факты реализации внеплановых контрольных мероприятий, оформленных как плановые.
В частности, прокуратурой Мелекесского района выявлен факт необоснованного проведения Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации района проверки ООО «Мираж» за 9 месяцев до срока, определенного соответствующим планом.
По постановлению прокурора председатель органа муниципального контроля привлечен к ответственности по ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ.

А грешат ли этим территориальные подразделения федеральных органов?
– К сожалению, не так уж и редко. В ходе проверки деятельности региональных управлений Россельхознадзора и Роспотребнадзора прокуратурой области вскрыта и пресечена незаконная практика подмены внеплановых выездных проверок административными расследованиями с целью уклонения от соблюдения установленного Законом порядка проведения мероприятий по контролю.
Так, Управлением Россельхознадзора по Ульяновской области на основании информации Главы администрации МО «Сенгилеевский район» без согласования с органами прокуратуры была проведена внеплановая выездная проверка ООО «Альянс Агро», по результатам чего субъекту предпринимательства неправомерно назначен штрафа в размере 200 тысяч рублей.
В этой связи прокуратура области внесла врио руководителя названного органа представление, на постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности принесен протест в суд, в отношении виновного должностного лица возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ.
За совершение аналогичных незаконных действий внесено представление также руководителю регионального Управления Роспотребнадзора, в отношении начальника отдела санитарного надзора данного органа возбуждено дело об административном правонарушении.

Что скажите насчет сотрудников полиции. Они иногда нарушают закон при реализации контрольных мероприятий в отношении коммерческих структур?
– В 2015 году прокурорами области выявлены десятки незаконных проверок, проведенных органами внутренних дел в отношении субъектов предпринимательства. Установлены факты реализации мероприятий по анонимным заявлениям, в том числе поступившим по телефону, по незарегистрированным сообщениям об административных правонарушениях, в отсутствие письменных указаний руководства.
Один из последних примеров – изъятие должностными лицами ОЭБиПК УМВД России по г.Ульяновску 4 декабря прошедшего года финансово-хозяйственной документации в ООО «Офтальмологический центр» по улице Радищева в областном центре.
В нарушение требований закона сотрудники полиции вмешались в спор двух хозяйствующих субъектов. Приняв позицию одного из них, они ограничили права другого участника гражданско-правовых отношений.
В этой связи прокуратура области направила материалы данной проверки в следственные органы для возбуждения уголовного дела по ч.1 ст.169 (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности), п.«а» ч.3 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия).

Как правило, речь уже идет об устранении негативных последствий. А можете привести пример, когда удалось предотвратить саму возможность их наступления?
– Конечно. Как раз один из последних – проект постановления администрации областного центра «О регулировании размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск», которое создало бы дополнительные барьеры для предпринимателей при установке киосков и павильонов.
В соответствии с ним такие договоры могли заключаться исключительно по результатам торгов, при продаже печатной продукции специализированным НТО ее доля должна была составлять не менее 50% в общем объеме всех предлагаемых к реализации товаров.
Более того, право на размещение данных торговых объектов предлагалось предоставлять лишь при отсутствии в радиусе 500 м стационарного предприятия, продающего аналогичную группу товаров.
Вместе с тем, согласно закону, порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения НТО на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В настоящее время региональным Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов, являющимся уполномоченным органом в данной сфере, разработан проект приказа «Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области». Он изучен в прокуратуре области, и нами дано положительное заключение.
В частности, в соответствии с ним предусмотрены 2 варианта заключения договоров на размещение НТО: по заявлению предпринимателя или по результатам торгов.
При таких обстоятельствах очевидно, что принятие администрацией областного центра своего постановления, регулирующего аналогичную сферу правоотношений, возможно только после вступления в законную силу указанного приказа регионального Минсельхоза.
В целях недопущения действия муниципального нормативного правового акта в отсутствие соответствующего документа уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также пресечения попытки создания необоснованных ограничений для предпринимателей 28 декабря 2015 года Главе администрации города Ульяновска прокурором Ленинского района объявлено предостережение.

Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное