Василиса Бержанская: «Музыка – это моя жизнь. Я от нее никогда не устаю»
Ульяновск посетила восходящая «звездочка» мировой оперы Василиса Бержанская. Лауреат нескольких престижнейших международных конкурсов, финалистка популярного телевизионного конкурса «Большая опера» сыграла на ульяновской сцене роль Фраскиты в опере «Кармен». Именно этот шедевр мирового классического искусства открыл стартовавший 8 марта в Ульяновской области 53-й международный музыкальный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…».
Несмотря на плотный рабочий график ульяновской командировки, Василиса Бержанская нашла время для эксклюзивного интервью «Молодежной газете».
Петь хотела всегда
– Василиса, почему Вы стали оперной певицей? Была ли это судьба или цель?
– Я верю в судьбу и думаю, что то, что я стала оперной певицей, было предначертано заранее. При этом, не буду скрывать, стать певицей – это моя жизненная цель. Я с детства хотела и мечтала петь, понимала, что хочу реализовать себя в творческой среде. Сначала училась в музыкальной школе, затем – в музучилище, теперь вот получаю образование в академии. Я делала и продолжаю делать все, чтобы стать оперной певицей.
– Наверное, еще в детсадовском возрасте Вы пытались с помощью песни выделиться на утренниках?
– Да, но в таком возрасте поют многие дети. Я пела и в детском саду, и в школе на различных праздниках, и в музыкальной школе. При этом, в музыкальной школе моей основной специальностью было фортепиано. И лишь в училище я поняла, что хочу быть профессиональной певицей. И в 14 лет я поступила на вокальное отделение.
– Почему выбор пал именно на оперное пение?
– Мама с детства старалась прививать мне хороший вкус ко всему. Она часто водила меня в филармонию. В нашем городе не было оперного театра, но иногда приезжали оперные исполнители. Мы вместе ходили на концерты. Когда подросла, то в училище поступила на оперное отделение. Хотя, вроде как, нынешняя молодежь больше расположена к эстраде. Меня, честно сказать, на эстраду никогда и не тянуло. Я более академический человек, воспитана на классике. А когда начала петь и поняла, что это получается, то естественно тут уже никаких вопросов быть не могло: однозначно решила стать оперной певицей.
– Ваши родители музыкальные люди?
– Нет, до меня профессиональных музыкантов в семье не было.
Мой город – Москва
– Ваше детство прошло в Ставропольском крае, где в городке Минеральные Воды Вы учились в музыкальной школе и училище. Сейчас Вы получаете образование в Москве, в Российской академии музыки имени Гнесиных. При этом, с прошлого года Вы являетесь солисткой Приморского театра оперы и балета, который базируется во Владивостоке. Жительницей какого российского города Вы себя сейчас считаете?
– Ставропольский край сейчас просто является моим домом, где по-прежнему живет моя мама. Во Владивостоке бываю очень редко, только когда прилетаю на какие-то спектакли, на небольшой постановочный период. Работать в штате там для меня сейчас нереально – очень далеко и совмещать с обучением в академии Гнесиных невозможно. Больше времени я провожу в российской столице. Поэтому уже считаю Москву своим родным городом. Этот город я очень люблю, с детства мечтала в нем жить. Кстати, я родилась в Москве. Но в моем совсем юном возрасте мама переехала жить в Ставропольский край.
– Чем Вам так нравится Москва?
– Москва – это город больших возможностей. Здесь ты можешь ходить и слушать очень хороших певцов, которые постоянно приезжают в этот город либо работают в московских театрах. В моем родном Ставропольском крае такого, к сожалению, нет.
«Большая опера» – отличная школа
– Василиса, Вы много поете и играете на сцене, но при этом постоянно участвуете в различных музыкальных и телевизионных проектах. Что вам из этого больше нравится?
– Это абсолютно разные по своей направленности вещи, которые я абсолютно одинаково люблю. Что мне нравится больше, а что меньше, я сказать затрудняюсь.
– Какой проект стал для Вас самым запоминающимся в жизни?
– «Большая опера». Потому что этот проект стал для меня хорошей жизненной школой. Для любого певца серьезный стресс, когда он знает, что его снимает камера, которая потом покажет это на всю страну. Тебя будет оценивать миллионная аудитория. К тому же на этом проекте все делалось вживую, то есть не было никаких перезаписей. Как ты выступил здесь и сейчас, таким и увидит тебя вся страна. Но ведь всякое бывает в жизни. Певец мог приболеть, сбить дыхание после подъема по лестнице… А зрителям ведь не объяснишь, почему вдруг что-то пошло не так как надо. Съемки шли с утра до ночи. Стресс был серьезный. Был и такой момент : 3-4 часа тебе делают прическу и макияж, а после этого ты сразу же выходишь на сцену и в течение 3-4 минут должна раскрыть себя так, как ты это делаешь в ходе трехчасового спектакля. Это гораздо сложнее. Очень мало времени.
– Сколько длились съемки в этом проекте?
– 2 месяца. При этом, у нас были не только съемки, но работа с режиссером, с костюмерами и стилистами. Но я рада, что приняла участие в этом удивительном, незабываемом проекте. Такого опыта я нигде бы не получила.
Петь под «фанеру», значит себя не уважать
– Ульяновский зритель увидел Вас на сцене в опере «Кармен». Почему Вам досталась именно роль Фраскиты?
– Я думаю, что роль Фраскиты мне досталась потому, что я в прошлом году пела эту роль в Приморском театре, и этот факт есть в моей биографии, которую с легкостью можно найти в интернете. Правда, в моем репертуаре есть также партия Микаэлы, но роль Фраскиты, на данный момент, мне гораздо больше подходит по темпераменту, по голосу…
– Что вы чувствуете, когда поете на сцене?
– Я человек очень эмоциональный. Часто так вхожу в образ, что не могу выйти из него даже после выступления. Получается, что после спектакля я своей героиней. Вот, например, сегодня сыграла Фраскиту, и уже после спектакля понимаю, что хожу, как она, жесты у меня такие же, как у этой неопрятной, наглой цыганки, прям страшно иногда становится.
– Тяжело играть Фраскиту?
– Нет, морально это несложный персонаж. Там нет каких-то глубоких чувственных переживаний.
– Поете ли Вы под фонограмму?
– Конечно нет! Я против использования фонограммы в своем творчестве (пения под «+»). Я вообще не слышала и не сталкивалась в своей жизни, чтобы в оперном пении использовалась «фанера». Наверное, поэтому оперное искусство и ценится так высоко, потому что оперные певцы с уважением относятся к своей работе. Уважающий себя оперный певец никогда не выйдет к публике с фонограммой.
– Из каких языков состоит Ваш репертуар?
– Большинство моих героинь поют на французском либо итальянском, есть репертуар на английском и немецком языках.
– Какая Вы в обычной жизни? Как Вы отдыхаете от музыки?
– Музыка – это мое любимое занятие, от которого отдыхать мне не приходится. В свободное время люблю находиться дома, читаю книги – мировую классику, языки учу, слушаю много музыки – симфонической, инструментальной, хорошие фильмы люблю смотреть. А еще в свободное время я люблю хорошо… выспаться.
– Вам 21 год, а Вы уже известная, узнаваемая личность. Как такого удалось достичь?
– Я не могу сказать, что очень уже многого достигла. Считаю, что мне еще надо учиться и учиться. А для этого надо трудиться, трудиться и еще раз трудиться. Это единственное средство, для достижения цели. Надо постоянно работать над собой, развиваться, слушать как поют другие, сравнивать. Надо любить свое дело. Если оно в тягость, а не в радость, то вряд ли что-нибудь получится.