Сергей Панчин: «Работа очень серьезная. Работа очень сложная»
«Молодежная газета» в последних числах июля встретилась в главой города Ульяновска Сергеем Панчиным, чтобы поговорить о ходе работ по восстановлению разрушенной оползнем «грузовой восьмерки».
«А можно ли починить дорогу?»
На днях состоялся у нас в редакции такой разговор. Заглянул к нам очень встревоженный человек: – Я внимательно рассматривал фотографии оползня на «грузовой восьмерке». Там уже и дороги никакой нет! Осталась какая-то горная тропка — сантиметров 50 шириной, остальное сползло. Как же чинить теперь будут? И можно ли это вообще починить?
– Можно! – уверили мы читателя. – Трудно, но можно, – и добавили, чтобы разрядить обстановку. – Вы еще спросите, почему у Волги левый берег пологий, а правый — крутой и постоянно «ползет»…
И этот взрослый человек (не ученик 3-го класса «б»!) был сбит с толку:
– А действительно, почему?
– Потому что Земля так крутится, что правый берег стоит у нее на пути и «тормозит» движение.
– Правда? Никогда об этом не думал…
Наверное, нет сейчас такого человека в Ульяновске, который не волновался бы о том, как и когда отремонтируют дорогу к мосту.
Открывая в начале апреля нынешнего года уголовное дело о халатности в связи с оползнем на «грузовой восьмерке», Следственное управление СК РФ по Ульяновской области оценило ущерб в 1,5 миллиона рублей (включая саму дорогу и близлежащие постройки, которые затронул природный катаклизм). Прошло три с половиной месяца, и сумма ущерба для Ульяновска растет с каждым днем в связи с нарушением логистических схем. Поэтому «Молодежная газета» решила еще раз объяснить читателям, что делают и что будут делать на важном объекте строители.
В режиме чрезвычайной ситуации
После схождения оползня, произошедшего в ночь с 5 на 6 апреля, – говорит глава города Ульяновска Сергей Панчин, – по поручению врио губернатора Ульяновской области я возглавляю областной штаб по восстановлению «грузовой восьмерки». Члены штаба собираются в ежедневном режиме. Сегодня на объекте проводятся очень серьезные геологические изыскания по рекомендации Российской академии наук, которая у нас тут деятельно работала, института МЧС, московского института «Гипрокоммунхоз». Потому что нам нужно точно определить линию залегания основного слоя.
То, что произошло сейчас на «грузовой восьмерке» — это пятый оползень, начиная с 1900 года. И, конечно, если бы в свое время сделали ту эстакаду, о которой говорилось еще в 1959 году (после такого сильного схождения грунта, когда пришлось переносить полотно дороги в другое место — О.Р.), то мы, может быть, не имели бы сегодня этого явления.
Мы работаем в чрезвычайной ситуации, поэтому никакого конкурса на этот подряд, никаких торгов не может быть. Основное подразделение — наш «Стройзаказчик», который работает с привлеченными структурами, где есть специалисты и техника.
Сейчас мы подходим к завершению этапа геологических изысканий. К 1 августа должны их провести. К этому времени будет готова и информация от железной дороги. Затем, не позднее 10 августа, должны завершить разработку рабочей документации дренажных прорезей. И приступить к строительству основных дренажей, которые обозначены у нас на чертеже. И затем уже будет принято решение об инженерных видов работ.
Мы ставим задачу, – продолжает Сергей Сергеевич, – в инженерном варианте грузовую восьмерку восстановить в октябре. А в ноябре пустить по ней транспорт.
Не лежали на боку
Геологические изыскания проводят московские специалисты. Но ульяновцы в течение этих трех с половиной месяцев отнюдь не лежали на боку в ожидании вердикта геологов.
Первое, что предпринимается в случаях оползней — поверхностное осушение склона. Быстро был сделан необходимый дренаж. К тому же внимательно проверили состояние ливневой канализации «наверху»: на участках улиц Минаева, Железной Дивизии и Кирова, с которых дождевые воды могут пойти на оползень. Там, где было необходимо, защита от ливневых вод была усилена. К тому же проведено еще множество «мелкой», на первый взгляд, но необходимой работы.
Штаб по ликвидации последствий оползня, в который входят самые компетентные специалисты, разработал так называемую Дорожную карту: когда, в какие сроки, какими силами предполагается производить восстановительные работы. Нужно понимать, что это еще не точный проект инженерных работ и не утвержденная выверенная смета. Но это база, на которой и тот и другой документы будут делаться.
– Сергей Сергеевич, за время, прошедшее со дня ЧС на объекте уже освоены значительные средства. Откуда город берет их?
5 миллионов рублей на восстановительные работы выделила администрация города Ульяновска, 20 миллионов — областная администрация. Но мы продолжаем изыскивать средства. Городская Дума приняла дополнительное решение по финансированию этих работ. На следующей неделе должно состояться совещание Минфина России. Мы вносим туда наши предложения, чтобы защитить те затраты, которые мы указывали в изначальном своем варианте — это 4,2 миллиарда рублей. Срок окончательного восстановления этого участка — 2020 год.
Для Ульяновской области 4 с лишним миллиарда рублей — это сумма значительная. Для сравнения, это суммарный бюджет практически половины сельских районов области.
Технические вопросы
Как же все-таки будут восстанавливать разрушенный серпантин? Тут самым веским было бы слово руководителя МБУ «Стройзаказчик» Александра Шканова. Однако на сей раз уважаемый Александр Иванович оградил себя стеной молчания: не достучаться!
Что ж, мы воспользовались другими источниками. Что делают в подобных ЧС? После поверхностного осушения необходимо осушить внутреннюю часть оползня. Это и есть прокладка тех самых «артерий», о которых говорил глава города. Практически внутренний дренаж создается так: роют траншеи до уровня мокрых или водоносных слоев (а тело оползня сейчас похоже на слоеный пирог, где водоносные слои переложены водонепроницаемыми — из глины), укладываются бетонные лотки, в них — трубы с дырками, чтобы вода могла в них попасть и бежать дальше в Волгу. К горизонтальному дренажу вода может поступать и по вертикальным скважинам и шахтам.
Теперь надо укрепить склон. Тут есть разные варианты. Можно применить анкеры. Они похожи на шурупы, установленные головкой вниз параллельно поверхности склона, только это железобетонные конструкции длиной от шести метров.
Можно забить сваи. Именно на свайных конструкциях основана столь желанная для Ульяновска эстакада. Полотно было бы поднято над землей, и поток машин не давил бы на склон. Но конструкция настолько дорогая, что мы не можем пока себе этого позволить.
Можно сделать подпорную стенку дороги, которая опиралась бы на укрепленный склон. Видимо, именно такое решение примут инженеры в данном случае.
Что касается внутреннего укрепления склона, то в России сейчас существует множество технологий бурения, как вертикального, так и горизонтального, а также немало марок бетона для этих целей — вплоть до распыления бетона внутри тела оползня, когда его капельки «схватывают» грунт и надежно держат его.
Наконец, для поверхностного укрепления склона под слоем почвы укладываются полиэтиленовые сетки, как это сделано на подъездах к новому мосту, а сверху высаживается трава и кустарники.
Мы справимся!
В завершение хочу сказать, – подводит итог разговора Сергей Панчин, – что работа очень серьезная, работа очень сложная, очень ответственная. Работает очень много специалистов. Если смотреть по размаху оползня, тем более произошедшего сразу в нескольких местах, то такого в Ульяновске еще не было. Но нам помогают и федеральные структуры, и правительство Ульяновской области. Поэтому мы уверены, что с этими задачами мы справимся.
Ольга РОНЖИНА.