Просмотры437Комментарии0

Липовая выборка?

Удивительно слышать от госчиновников, что ВоТГК подала заявку на изменение (читай – повышение) нормативов на отопление, и они, чиновники, не знают, что теперь делать, поскольку монополия может потребовать рассмотрения своей заявки через суд. Что делать? Возможно, добиваться возбуждения против них уголовного производства, если вникнуть в то, что это за заявка.
Речь, видимо, об определении нормативов аналоговым методом, то есть через большую выборку показаний общедомовых счетчиков тепла, установленных в таких же домах, как и те, без счетчиков, для которых определяется норматив. Вот эта выборка и есть главный документ, который заявитель должен представить. Что поступило от ВоТГК, никто из простых ульяновцев, конечно, не видел, но с большой долей вероятности можно предположить, что монополия отправила в уполномоченный орган выборку показаний приборов учета не за текущий отопительный сезон, который пока еще в самом разгаре, а за прошлый (2013-2014) и, возможно, позапрошлый (20122013). А это за последние десять лет были самые скандальные сезоны, когда ульяновцы столкнулись с сумасшедшими счетами за отопление.

«СК» много об этом писал. Наша редакция буквально разрывалась от звонков горожан, задыхавшихся от жары в своих квартирах. В жилых комнатах даже в самые холодные месяцы было до +30 градусов и выше.

И судя по всему, это было намеренное «поджаривание» жильцов поставщиком, накручивавшим таким образом общедомовые счетчики тепла (самое пекло наблюдалось по совпадению именно в оприборенных домах).

И если выборка состоит из такого рода примеров, то она нелегитимна, поскольку поставщик нарушал нормативно-правовые требования к качеству тепловой энергии, при котором температура воздуха в помещениях не должна превышать +24 градусов по Цельсию (+24 – крайнее значение).

При этом дом, в котором я живу, даже при такой жаровне потратил в сезон 2013-2014 тепла (по показаниям счетчика) меньше, чем это было бы по нормативу, хотя в середине сезона счетчик неожиданно сняли и куда-то увезли. Жильцы считают, что он мало показывал и его возили подкручивать. Но во многих домах счетчики изначально давали то, «что надо», и в результате горожане получили счета, доходившие до 90-100 рублей с квадратного метра. Иначе, как жульничеством, это не назовешь, и подобная выборка не может служить базой для определения нормативов.

Кроме того, в выборку, думаю, попали и дома, многие из которых по закону не могут оснащаться коллективными приборами учета в принципе – в связи с недостаточным объемом потребления тепла, – но приборы в них установили. Как пример это дом, в котором расположена редакция. В самый холодный месяц сезона 2013-2014, когда в помещениях тем не менее было за +30, его счетчик показал потребление меньше 100 гигакалорий при необходимом минимуме в 144 гигакалории.

Общая площадь дома – около 2000 квадратных метров, из чего следует, что дома площадью до 3500 квадратных метров оприборены незаконно.

Показания счетчиков в них заведомо не могут быть достоверными, почему законодатель и исключил эти дома из перечня подлежащих оприбориванию, и данные из них также должны быть изъяты из представленной поставщиком выборки.

Другая категория нечестного подхода – это дома, не подготовленные к установке приборов учета, но оснащенные ими, – с открытыми подвалами, дырявыми трубами, худыми стеклами в окнах подъездов или вообще без стекол, незакрывающимися дверьми и проч. Иначе говоря, эксплуатирующиеся с нарушением технических требований, но правила установления нормативов предусматривают, что в выборку должны включаться данные из домов, эксплуатирующихся с соблюдением этих требований. И львиная доля таких домов в Ульяновске из выборки тоже должна быть исключена.

В итоге корректной выборки по малоэтажным домам быть не может вообще, поскольку оприбориванию они не подлежат, и если оприборены, то незаконно, и показания счетчиков из таких домов не могут использоваться при издании каких бы то ни было нормативно-правовых актов. Большинство же старых домов, прежде чем оснащаться счетчиками, должны пройти через капитальный ремонт. В высотных домах те зимы также проходили в условиях африканской жары в помещениях, которая, как теперь выясняется, создавалась не только для сбора денег по максимуму, но и для заготовки «нужной» выборки данных. На мой взгляд, эта выборка – плод манипуляций и является липовой. И вот если этот факт подтвердится (а заключения о нарушениях в этой сфере делались и прокуратурой, и Управлением Роспотребнадзора, и Жилищной инспекцией), то органам власти не шарахаться надо, а ходатайствовать о возбуждении уголовного дела.

Если же ставить вопрос о пересмотре нормативов (непонятно, правда, почему его нужно ставить, ведь к полярному кругу мы не передвинулись, где были, там и остались, а аппетиты ВоТГК – не аргумент), то только по итогам отопительного сезона 2015-2016 или позже. Для этого уполномоченное ведомство должно провести подготовку и поадресно определить необходимое для выборки количество оприборенных домов, которые, во-первых, подходят по объему потребляемой тепловой энергии; во-вторых, находятся в состоянии, отвечающем техническим требованиям эксплуатации – с произведенными мероприятиями по энергосбережению, утепленные и так далее; в-третьих, с возможностью контроля качества энергии в них (например, поручить старшим по домам вести учет температуры воздуха в помещениях и в случае ее выхода за пределы нормативных показателей сообщать контролеру). И, подготовивтаким образом учетный жилой фонд, отследить на протяжении установленного Правилами срока показания приборов учета тепла в нем, после чего и решать, что делать с нормативами.

Вполне возможно, что их надо будет не повышать, а, напротив, снижать.

Автор: Василий Мельник

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное