Просмотры2003Комментарии0

«Девочка с первого раза пошла под парусом»

Иногда так хочется оторваться от офисного кресла и стать рулевым судна… Такая возможность есть у посетителей яхт-клуба в поселке Рыбацком (Заволжский район Ульяновска). Чем занимается клуб и на каких суднах можно отправиться в небольшое путешествие, «МГ» рассказал тренер-преподаватель Алексей Полетаев.

Тянуло к яхтам

Клуб был организован комитетом профсоюзов в 1984 году. Эта площадка предназначалась для разгрузки крупногабаритных грузов, которые доставляли для УАПК (Ульяновского авиационно-промышленного комплекса), — рассказывает Алексей Николаевич. — Вскоре площадка стала не нужна. Тогда профсоюзу предложили создать яхт-клуб. В 90-е работало пять тренеров по разным направлениям. Сейчас я остался один. После 90-х годов УАПК передал яхт-клуб муниципалитету.

Сам Алексей в 12 лет пришёл в этот самый клуб, после чего яхты и река запали ему в душу. На какое-то время он выпал из жизни клуба и работал по другой специальности, но в 2006 году узнал, что здесь нужны тренеры, и вернулся в яхт-клуб. В данный момент в клубе работает несколько секций. Особый акцент клуб делает на детской секции и секции крейсерских яхт.

— Сейчас в клубе занимается 28 детей. Два с половиной года назад возобновила свою работу Федерация парусного спорта. Нынешний президент  Станислав Рачков это наш ученик. Мы вместе работаем над развитием парусного спорта в регионе. Проводятся соревнования. Например, соревнования нашего клуба – «Огни Венца» (проходит в июле), парусный фестиваль «Паруса России» (12 июня по всей России), парусная регата «Гончаровский меридиан» (12-13 июня), сейчас делаем попытки возобновить проведение у нас регаты «Кубок средней Волги», — продолжает тренер.

Лодка редко слушается

Попробовать водное приключение бесплатно может каждый желающий. Часто на такие «пробы» приводят детей. Если ребёнку нравится, то он остаётся в клубе и проходит обучение.

В парусном спорте свои требования. Просто так лодка редко кого послушается. Только начальная подготовка в среднем занимает два-три года, — поясняет Алексей Николаевич.

Легче всего обучаться детям в возрасте от десяти до четырнадцати лет. После этого возраста им уже сложнее: у них сработанные моторика, координация движений. Тем не менее, это не значит, что поздно.

Как правило, зимой проходят теоретическое обучение, где познают устройство яхт, разновидности судов и так далее.

Когда начинается навигационный период, дети учатся управлять парусами и рулём. Первый выход организуют внутри бухты. Она мелководная. Когда дети сразу выходят на большую воду, может произойти дезориентация. Хотя в моей практике были уникумы. К нам пришла девочка 11 лет. Ради пробы посадил её на лодку, объяснил, что нужно делать, и она пошла с первого раза. Возможно, помогло то, что она занималась другим видом спорта. Но мы сильно удивились, — признаёт тренер.

Примерно через шесть-семь занятий ученики выходят на «большую» воду. Начальная подготовка может длиться до четырёх лет, а старшие дети могут заниматься до шести-семи лет. Они уже пересаживаются на серьёзные судна и во время тренировки могут быть на воде до пяти-шести часов.

Как говорит тренер, на воду не выходят, если ветер больше шести метров в секунду.

Яхта или катер?

Сейчас в клубе на ходу около 30 яхт: швертботы, крейсерские яхты. Дети в основном занимаются на швертботах (парусных одномачтовых спортивных судах с выдвижным килем).

Сейчас действует английская система обозначения. В ней бедно с определениями. Есть лодка или яхта, поэтому грань между катером и яхтой сглажена. Я всё же сторонник шведской и немецкой, где на каждый вид судна своё название. А если просто, крейсерская яхта – это судно с парусом, у которого мотора может не быть вообще либо он выполняет вспомогательную функцию. Катер – это, наоборот, судно, у которого мотор — основная движущая сила. Кроме того, есть моторные лодки, у которых нет каюты (в нашем регионе таких большинство). Швертботы, которые используются для обучения, – малые парусные суда для спортивных занятий. Они предназначены только ходить под парусом, мотор поставить нельзя в принципе,  — комментирует Алексей Николаевич.

Если говорить об элитных яхтах, которые мы привыкли видеть в фильмах, то бывают и огромные моторные катера, и шикарные парусные суда. Но куда нам до элитных… Даже простые яхты стоят целое состояние. Например, два года назад один корпус лодки стоил около 600 тысяч рублей, без парусов и половины оборудования. Если говорить о бывших в употреблении, то можно купить яхту в полном комплекте от 300 до 800 тысяч рублей. В Ульяновске даже есть такие объявления, одна яхта продаётся за 800 тысяч.

Парусный спорт как удовольствие

Одним из самых главных элементов является парус. Сейчас его делают из полиэстера и его разновидностей, бывает, и из плёночного ламината, но цены на такие паруса «кусаются». В России остались мастера, которые сами шьют паруса. Алексей является одним из них. Живёт парус недолго: по советским стандартам, за десять лет хождения детской лодки может быть сменено три-четыре паруса. Каждый год перед началом сезона его проверяют и подшивают.

Если судно новое, то обслуживание недорогое. Раз в год нужно наносить на днище лодки специальную краску, чтобы дно не обрастало ракушками.

В последнее время часто можно встретить фотографии людей на яхтах. Для них это место для отдыха. Таким людям тоже нужно получать документы, доказывающие, что они умеют управлять судном. Для этого необходимо сдать  экзамен в местном отделе Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС).

Напоследок мы спросили, что для Алексея парусный спорт? Недолго думая, он ответил, что это прежде всего удовольствие.

Наталья КОРОЛЕВА.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное