Просмотры1351Комментарии2

Ульяновцы рассказали, как попали на удочку мошенников

Мошенничество – самый распространённый вид преступления в России. С развитием телекоммуникации преступники стали использовать бесконтактный вид мошенничества – через мобильную связь или интернет.

Телефонное мошенничество появилось ещё во время массового распространения домашних телефонов. А сейчас почти каждый владеет мобильным телефоном или страницей в социальных сетях и подобный вид мошенничества растёт с каждым годом. Жертвами мошенников могут стать все без исключения – предприниматели, государственные служащие, актёры, и, конечно же, обычные граждане. Вот несколько реальных случаев, когда люди едва не стали жертвами мошенничества.

«Мама, я попал в полицию»

Самый популярный вид телефонного мошенничества. Преступник дрожащим и взволнованным голосом представляется родственником или знакомым и сообщает, что был задержан полицейскими за совершение преступления. Далее трубку берёт следователь, который уверяет, что за определенную сумму можно решить этот вопрос. Деньги необходимо привезти в определенное место. Зачастую, подобные звонки исходят от лиц, отбывающих срок в местах заключения. У них также есть сообщники на свободе.

Если жертву удается обмануть, то называют адрес, куда можно приехать и заплатить выкуп. Деньги передаются сообщникам, а те в свою очередь сообщают, где находится их родственник.

Подобный звонок получила Лариса в 2010 году.

 «Мне позвонили примерно в 3 часа ночи. Голос в трубке представился следователем и сообщил, что мой сын (на тот момент ему было 16 лет) насмерть сбил человека. По невероятной случайности, сын на тот момент находился в деревне у бабушки, и они иногда катались там на мотоцикле. Потом трубку якобы передали моему «сыну», который дрожащим и тихим голосом умолял о помощи. Голос в трубке был настолько убедительным, что я сразу перепугалась и поверила в происходящее. После «полицейский» сообщил, что для урегулирования ситуации требуется заплатить определённую сумму денег. Я уже была готова перевести все деньги, что у меня есть, как тут моя старшая дочь подошла, вырвала у меня телефон и стала в грубой форме задавать вопросы: «Кто и из какого отделения полиции звонит?». Трубку сразу же бросили.

Успокоившись, я собралась с мыслями и уже мы позвонили в настоящую полицию. Пока ждали полицейских, мошенники позвонили ещё раз. Но поняв, что их разоблачили, наш разговор опять оборвался. Приехавший к нам полицейский прождал повторного звонка, но его не последовало. Как признался офицер, это был уже его восьмой выезд за смену по подобному вызову.»

К сожалению, в момент подобного звонка не каждый сможет сообразить, что имеет дело с мошенниками, поэтому есть несколько простых способов избежать обмана:

– Попробуйте задать своему «родственнику» вопрос, ответ на который может знать только он.

– Когда разговариваете с «полицейским», обязательно поинтересуйтесь в какое отделение полиции доставлен ваш родственник. После этого звоните в полицию и узнавайте, правда ли ваш родственник доставлен в то отделение.

– Попытайтесь связаться с родственником по его личному номеру. Если телефон отключён, то звоните его друзьям и близким для уточнения информации о его местонахождении.

«Займи деньги, пожалуйста»

Иногда абонент сотовой связи или пользователь интернета может получить на мобильный телефон или в социальной сети сообщение «Мне срочно нужна помощь. Положи пожалуйста деньги на телефон/банковскую карту».

В 2015 году такое сообщение получил Иван.

«Мне во «ВКонтакте» написала близкая подруга и просила занять три тысячи рублей до обеда, так как она проходит УЗИ в больнице и не успевает заехать домой за деньгами. Хотела, чтобы я перевёл деньги на карту.

Разговор она начала непринужденно, в своем стиле, поэтому особых подозрений у меня это не вызвало, но я все же решил позвонить и во всём удостовериться. На телефон никто не ответил, тогда я попросил её позвонить мне. Она ответила, что телефон забыла в другой сумке. Я сказал, что должен убедиться, что «она – это она». «Подруга» прислала мне своё фото, якобы из больницы, и обещала попозже позвонить (фото они взяли из закрытого альбома на странице). Подозрения оставались, но всё в целом было похоже на правду.

Когда я подошёл к банкомату и уже собирался вставить карту, мне позвонила настоящая подруга и сонным голосом сообщила, что её страницу во «ВКонтакте» взломали.»

В таких ситуациях обязательно пытайтесь дозвониться до знакомого. Ни одна крупная социальная сеть не может гарантировать защиту от взлома личной страницы пользователя. Если ваш приятель уверяет, что забыл телефон дома, то просите его вам перезвонить. Не убедившись в правде подобной просьбы, ни в коем случае не перечисляйте деньги на телефон или банковские карты.

«Ваша карта заблокирована»

Фишинг (что в переводе означает «рыбная ловля») – вид мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным гражданина. На сотовый телефон абонента может прийти сообщение: «Ваша банковская карта заблокирована. По вопросам блокировки обращайтесь по бесплатному номеру…»

Когда владелец карты звонит по номеру, указанному в сообщении, мошенник представляется сотрудником банка и утверждает, что в системе произошел сбой. Для разблокировки карты требуется назвать номер карты и пин-код.

С таким случаем столкнулась Валентина.

«Это был день удивительных совпадений. В 2014 году я только начала пользоваться банковской картой.  Я должна была денег своей сестре, и та попросила перевести их на карту. Придя в банк я не знала, как пользоваться банкоматами. Но мне помог вежливый консультант.

Как только я вышла из банка, мне пришло СМС, где сообщалось, что моя карта заблокирована. Я подумала, что консультант где-то ошибся. На ней [банковской карте] уже лежала достаточно крупная сумма денег, поэтому я сильно испугалась за их сохранность. В сообщении указывался номер, по которому можно позвонить и узнать подробности.  Что я и сделала. Голос в трубке представился сотрудником единой службы технической поддержки банков и сказал, что это рядовой случай и ничего страшного в этом нет. Всё что надо – назвать данные карты.

Моя неопытность в итоге и помогла мне. Я сказала «сотруднику», что не разбираюсь в этом и попрошу сейчас консультанта продиктовать нужные цифры. Голос на той стороне категорически был против. Он стал уверять, что эти консультанты сами толком ничего не знают. Но я все же решила подойти к настоящему сотруднику банка. Когда тот взял трубку, связь сразу же оборвалась. Потом консультант рассказал мне об этих мошенниках и посоветовал впредь быть осторожной.»

Важно знать, что ни один банк не вправе требовать данные вашей банковской карты. Для того, чтобы узнать о статусе вашей карты, необходимо позвонить по номеру горячей линии, указанному на обратной стороне карты. С большой вероятностью вам ответят, что никакой блокировки нет.

Мошенничество составляет примерно 30 процентов всех преступлений в России. Этот показатель намного больше, так как некоторые обманутые граждане, которые потеряли 100 или 300 рублей, не спешат подавать заявление в полицию. В любом случае, в эпоху информационного общества, телекоммуникационное мошенничество с каждым годом будет только расти. Нашим героям повезло, но сколько людей остались обманутыми – неизвестно. Не поддавайтесь на уловки преступников, будь умны и осторожны.

Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное