Просмотры4049Комментарии0

28 опасных природных явлений зафиксировали в Ульяновске в этом году: эксклюзивное интервью с начальником ульяновского центра по гидрометеорологии

Погода всегда была непредсказуемой, однако с течением времени люди немного научились прогнозировать природные явления. Насколько же это сложно? О том, как составляют прогноз погоды, когда будет глобальное потепление и стоит ли верить народным приметам в эксклюзивном интервью рассказала корреспондентам портала начальник ульяновского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Валентина Казакова.

– Валентина Васильевна, расскажите, пожалуйста о нашем центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Чем вы занимаетесь? Что изменилось за последние десять лет?

– На наш центр возложено наблюдение за погодой, сельско-хозяйственных культур, режимом рек, загрязнением окружающей среды. Также мы составляем прогнозы. Одна из важнейших наших задач — предупреждение органов власти и населения о резких изменениях в погоде, об опасных явлениях, которые могут значительно повлиять на жизнедеятельность нашей области. Предупреждать, естественно, нужно заблаговременно, чтобы власти могли принять меры по смягчению последствий после стихийных природных явлений. Чтобы вести мониторинг, мы должны соответствовать стандартам РФ. Для этого необходимо иметь лицензию, аккредитацию и соответствующее оборудование.

За последние годы мы значительно улучшили техническое состояние — теперь все наши станции освещены автоматическими метеорологическими комплексами, благодаря которым в режиме онлайн ведется наблюдение за погодой. Мы участвуем в федеральных целевых программах, благодаря чему в наш центр поступает дорогостоящее оборудование. Мы сами не смогли бы приобрести его за счет тех средств, которые зарабатываем.

– Скажите, пожалуйста, как давно вы занимаете свою должность? Что изменилось с вашим приходом?

– Я занимаю должность уже более 20 лет — с тех пор, когда вся Россия перешла на совершенно новые экономические условия. В то время мы выживали. Службу хотели или закрыть, или вовсе передать в другие ведомства. Мы прошли сложный путь: в советское время наша служба финансировалась из федерального бюджета. Если прогнозы не оправдывались, жители говорили: «Вы работаете за счет налогов, которые мы платим, а ваши прогнозы неправильные». Сейчас из федерального бюджета нас финансируют только на 30%. В основном, мы зарабатываем сами — оказываем платные услуги. Хотя область очень специфична, мы научились зарабатывать и почти полностью обеспечиваем свою деятельность.

– Какого рода платные услуги вы оказываете?

– Мы оказываем услуги и в области гидрометеорологии, и в области агрометеорологии, гидрологии и загрязнении окружающей среды. Составляем специализированные прогнозы для какой-либо отрасли, зависимой от погодных условий: энергетики, дорожники, и т.д. Также мы выполняем работы по дополнительному мониторингу загрязнения окружающей среды, рассчитываем, насколько сильно предприятия загрязняют атмосферу и есть ли угрозы значительного вреда экологии. Кроме того, мы предоставляем климатические характеристики для строительства каких-либо объектов, ведь нужно знать, как метеорологические элементы смогут повлиять на построенные объекты. У нас есть перечень, какие услуги мы можем предоставлять бесплатно, а за какие имеем право взимать средства.

– У вас есть какие-то грандиозные планы на будущее?

– Планы сейчас направлены на самоокупаемость. Одна из главных задач сегодня — искать потребителя, расширять деятельность — это во-первых. Во-вторых, органы власти уделяют большое внимание экологии. В конце 2017 года Правительством Ульяновской области была разработана дорожная карта по открытию постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха на територии Ульяновской области в 2018-2020 годах,. Так как без знаний фактического состояния атмосферного воздуха невозможно принимать меры по обеспечению экологической безопасности. Да и население должно знать чем дышит.Поэтому необходим мониторинг. В этом году открыты уже пять наблюдательных постов на территории области, в следующие два года их количество увеличится. Благодаря различным федеральным программам нам в течение ряда лет удается технически оснащаться, ведь необходимо идти в ногу со временем, постоянно работать в этом направлении.

– Как составляется прогноз погоды? Какое используется оборудование?

– Во-первых, у нас есть наблюдательная сеть, откуда через узел связи информация идет к синоптикам. Инженер-синоптик круглосуточно отслеживает синоптические процессы и составляет прогноз погоды . При ожидаемых резких изменениях в погоде составляет штормовые предупреждения. Прогнозы погоды и штормовые предуроеждения об неблагоприятных и опасных явлениях погоды доводятся до органов власти электронно,до населения через СМИ и МЧС России по Ульяновской области. Наблюдения за погодой ведутся в единые сроки во всей России и во всем мире и все результаты идут в мировой банк данных. Есть в Росгидромете, расположенном в Москве, суперкомпьютер, который обрабатывают эти наблюдения и строит синоптические и барические карты, на которых видно, где и какая погода. Эти карты обновляются круглосуточно. Синоптики получают эти карты, анализируют погоду вплоть до стратосферы.

Имеются также методики для расчета града, ветров, гроз и других метеорологических явлений. Синоптик отслеживает, откуда воздушная масса придет в Ульяновскую область. Если, например, по карте видно, что с районов Москвы идет циклон, он рассчитывает подойдет ли он к нам и когда. Если подойдет, то как он себя проявит у нас. Таким образом составляется прогноз. В целом прогнозы составляются на сутки, трое суток, максимум — на десять дней. Росгидромет дает нам прогноз на вегетационный период (во время роста сельско-хозяйственных культур) и на отопительный сезон и долгосрочные прогнозы на месяц. Однако чем меньше срок, тем точнее прогноз. В конце концов существуют факторы, из-за которых погода может поменяться. Куйбышевское водохранилище может повлиять, например, или даже сам человек.

– Как человек влияет на погоду?

– Недаром говорят, что ожидается потепление климата. Это следствие деятельности человека. Развитие промышленности, транспорта — все сказывается на природе, ведь выбрасываются химические вещества, создающие эффект потепления. Погода становится все сложнее. На самом деле, глобальное потепление климата грядет, все чаще происходят неблагоприятные явления, которые очень сложно прогнозировать, потому что они могут быть локальными. Например, на какой-то улице прошел град, а на другой — нет.

– Когда стоит ожидать глобальное потепление?

– Глобальные изменения происходят очень медленно. Возможно, через столетия.. Мы-то живем на маленьком отрезке времени. Зависит еще и от человека.

– А если человек прекратит выбросы газов и вредных веществ, может, удастся сохранить нашу природу такой, какая она есть сейчас?

– Это невозможно, к сожалению. Прогресс не остановить. Но принимать меры для охраны окружающей среды можно — это внедрение современных технологий для очистки выбросов в атмосферный воздух и сбросов промышленных отходов в реки .

– Предприятия охотно на это соглашаются?

– На счет технологий это не наша работа. Мы взаимодействуем с преприятиями-загрязнителями по регулированию выбросов вредных веществ в атмосферу при неблагоприятных метеоуслових.Работа ведется большая. Не все руководители предприятий это осознают конечно. Главный документ, на который мы ссылаемся при взаимодействии с ними — Федеральный Закон об охране атмосферного воздуха, в котором сказано, что предприятия, независимо от форм собственности,должны регулировать свои выбросы в период метеорологических условий, которые способствуют накоплению вредных веществ в атмосфере. В этом деле прогресс виден.

– Октябрь показался жителям области аномально теплым. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Действительно, октябрь теплый. Выше нормы на 2-3 градуса. Только в последние дни ожидаются приближения к норме. Однако этот месяц радует не только теплом — дождей тоже было достаточно. Лето было засушливое, октябрь «поправляет» ситуацию. Всё лето было с дефицитом осадков.т

– Можно связать малое количество дождей с отсутствием грибов в этом году?

– Конечно, летние грибы мы вообще не видели. Все из-за сухости в лесу. А вот октябрь в этом плане более благоприятный. В некоторых районах области уже выпала месячная норма осадков. Вот в выходной можно ехать за грибами, в воскресенье как раз тепло будет.

– Что же нам ожидать в ноябре?

– Ноябрь по температурному режиму будет обычным, но осадков будет выше нормы. При минусовой температуре начнет выпадать снег. В ноябре начнется самая настоящая осень, реки начнут замерзать.

– В городе стоят станции с флюгерами (измерителями скорости ветра — прим. редакции). Например, недалеко от Педагогического университета. Это ваше оборудование?

– Да, это наши посты наблюдения за измерением атмосферного воздуха и сопутствующие метеорологические явления — направление ветра, влажность воздухаи тд. Главная их задача — отбирать четыре раза в сутки пробу воздуха. В лаборатории мы делаем анализы и определяем, насколько загрязнен атмосферный воздух.

– В каком районе нашей области самый загрязненный воздух?

– На Нижней террасе. Во-первых, там низина, скапливаются различные вредные вещества. Во-вторых, там много транспорта. Самый чистый воздух — у Венца. Воздух постоянно находится в движении и чем ветер сильнее, тем воздух чище, потому что вредные вещества рассеиваются. В целом, город не такой уж и грязный, хотя экологическая обстановка напряжена по всей России за счет деятельности человека.

– С какими регионами мы «тесно связаны» в плане погоды? Правда ли, что если в Москве прошли дожди, есть вероятность, что через пару дней они придут и к нам?

– По синоптическим картам мы видим погоду во всем мире. Суждения о Москве неверно. Нужно анализировать, откуда и, главное, с какой скоростью идет воздушная масса. Она может прийти как через 12 часов, так и через несколько дней; она может быть как сильнее, так и слабее. Синоптик анализирует все аспекты.

– Судя по вашим рассказам, синоптик — очень сложная профессия. Тем более -круглосуточная. Сколько человек работает в нашем филиале?

– У нас в штате 106 человек — на наблюдательных сетях, метеостанциях, гидрометпостах, агрометпостах, расположенных по всей области, группа химиков, метеорологов, синоптиков..

– К вам приходят студенты из наших университетов?

– К нам, конечно, идет молодежь. Около 80% сотрудников — молодые люди. Недавно появилась синоптик, закончившая казанский университет. У нас проблемы — мы не можем предоставить жилье молодому специалисту. Берем специалистов из наших университетов, обучаем их. Кстати, в Росгидромете есть свои ВУЗы — в Питере, в Казани, в Саратове..

– А где вы учились? Как попали в эту профессию?

– Я закончила казанский университет, работала в авиации долго, занималась метеобеспечением, однако волею судьбы осталась в Ульяновске. Меня тут взяли сначала синоптиком, потом начальником отдела, потом заместителем, теперь вот начальник всего центра. Мне здесь нравится: сложно, но интересно. Одинаковых дней вообще не бывает.

– Расскажите о «критических» днях. Когда бывает сложнее всего?

– Критические дни — это когда случаются локальные стихийные явления. Их очень сложно спрогнозировать. Был случай в Майнской районе: крышу снесло — человек погиб. У нас на метеостанции не отметили такой сильный шквал, а несчастный случай произошел. Очень сложно спрогнозировать, синоптики иногда теряются. В такие моменты мы участвуем в работе все — и начальник отдела прогнозов, и я. Если мы не предусмотрим эти явления, нам предъявят претензии.

Еще сложность — отсутствие денег на счете. Если мы не заработаем деньги, служба может развалиться. На наше содержание уходит очень много средств — начиная с оплаты коммунальных услуг и заканчивая обеспечением оборудования. На все это мы зарабатываем сами. Вот сегодня — денег нет, а зарплату надо выдавать.И начинается — пытаемся вернуть долги, судимся… работу делаем, а нам не платят. Постоянная работа с потребителями.

– Даже до судов доходит у вас?

– Мы очень много судимся. Выполним работы, а потребитель по договору не платит. Суды идут годами. А если предприятие «обонкротилось» — вообще ничего не получишь. На сегодняшний день 3,5 миллиона долга нам. И что делать? Сложно деньги идут. Руководителю легче работать, когда деньги есть.

– Надеемся, что вам вернут все долги. Сумма-то не маленькая. Раз уж мы затронули аномальные явления, скажите, пожалуйста, говорили, что летом на территории области были торнадо. Вы их зафиксировали?

– Торнадо — это крупные смерчи, характерные для побережий крупных заливов, морей и океанов. У нас могут быть смерчи и сильные ветры, со скоростью ветра 25 метров в секунду и выше. Такие явления отмечались и в этом году. Всего за текущий год было 28 опасных явлений — шквалы, засуха, ливни и грады. Это, кстати, больше, чем в прошлом.

– Стоит ли ожидать эти явления в ближайшие месяцы?

– Конечно. И сильные морозы могут начаться, и сильные дожди, и гололедицы, заносы на дорогах. Это все нам предстоит довести до населения и органов власти. Мы переживаем, кроме всего прочего — оправдался и ли нет наш прогноз.

– То есть, бывает такое: синоптики составили прогноз, увидели фактическую погоду и потом поняли, что могли бы это предвидеть.

– Конечно, мы анализируем каждую ошибку, иначе профессионализма никогда не добьешься. Иногда сидим и думаем: «Можно же было предусмотреть». Начинаем себя корить за это. Такая вот специфичная работа.

– А к народным приметам как относитесь? Есть ли среди них такие, которые действительно могут предсказать погоду? Например, если птицы летают низко — это к дождю.

– Вообще не смотрим на них. Это осталось в истории. Сейчас все по-другому. Приметы могут уже и не действовать, так как экологическая обстановка кардинально поменялась. Да и синоптикам некогда на птиц смотреть. Мы же работаем оперативно, все должно быть выполнено в сроки.

– Спасибо вам большое за ответы. Вы можете что-нибудь пожелать нашим читателям?

– Я считаю, нам, жителям среднего Поволжья, повезло, что мы видим все времена года: и зиму, и весну, и лето, и осень. Каждое из них по-своему прекрасно. Поэтому я считаю, что дождливая погода или хмурое утро не должны навевать хандру. Надо смотреть на окружающую среду с позитивом. Чтобы справляться с хандрой, нужно больше двигаться. Я всем желаю позитива в этой жизни.

Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное