Просмотры1391Комментарии2

Несчастных забивали насмерть, топили в прорубях

Чапанное, или Мартовское восстание 1919 года было крупнейшим антисоветским выступлением в Симбирской губернии и одним из самых масштабных антибольшевистских восстаний периода Гражданской войны в России. Оно вспыхнуло 3 марта 1919 года в селе Новодевичье Сенгилеевского уезда.

Восстание стало прямым следствием военных действий Гражданской войны в пределах Симбирской и Самарской губерний летом-осенью 1918 года, из-за чего был сорван сбор урожая. А советская власть требовала от крестьян всё больше хлеба. Кроме продразвёрстки, натурального налога, взимавшегося зерном, в декабре 1918 года на мужиков навалили ещё и «чрезвычайный налог». Хлеб вытрясали силой. В симбирских краях действовало 3500 вооружённых рабочих-продотрядовцев и 1700 продармейцев. К февралю 1919 года в губернии было изъято до трех миллионов пудов хлеба только по продразвёрстке.

 

Один из вожаков симбирских большевиков Александр Швер потом открыто заявлял, что почву для Чапанки подготовили «незаконные действия, недопустимые приёмы и способы воздействия по отношению к населению». Народ счёл, что его попросту обрекают на голодную смерть.

 

Восстание

3 марта 1919 года в село Новодевичье явились уполномоченные по взиманию налога в сопровождении 50 красноармейцев. Их грубые действия и спровоцировали крестьянскую толпу. Мужики ударили в набат, разоружили продотрядовцев, арестовали местный актив, захватили телеграф.

4 марта на сторону восставших перешёл высланный из Сенгилея отряд, которым командовал председатель уездной ЧК Казимиров. Его и нескольких захваченных накануне коммунистов расстреляли.

Весть о восстании распространялась по округе. 5 марта 1919 года ещё один красноармейский отряд был окружён и разоружён в районе села Ягодное. Солдаты перешли на сторону крестьян, их командир Гринберг был расстрелян.

7 марта 1919 года восставшими крестьянами без боя был захвачен город Ставрополь (нынешний Тольятти). Комендантом города был избран бывший поручик царской армии из крестьян села Ягодное А.В. Долинин.

Написанные от руки воззвания повстанцев «К товарищам красноармейцам» украшали заборы: «Мы, трудовое крестьянство и рабочие заводов, обращаемся к вам с горячим призывом присоединиться к нам и идти с нами рука об руку против насильников, анархистов и коммунистов, отбирающих от нас все достояние насильным порядком, оставляя нас в самом безвыходном положении…

Мы, защитники Октябрьской революции и стоящие на платформе советской власти, подаем вам свой голос за власть Советов и народных комиссаров и просим на защиту трудовых крестьян. Да здравствует совет народных комиссаров! И организация всего трудового и вооруженного повсеместного восстания народов! Кто чем попало, вилами, кольями, мотыгами, бабы — кочергами! Бдите!»

«Карательные отряды»

Ситуация накалялась стремительно. В Самаре 9 марта 1919 года, солидаризируясь с повстанцами, восстал красноармейский полк. В районе села Усинское был окружён и полностью уничтожен отряд красноармейцев численностью от 110 до 170 человек. Жестокие расправы над сельскими «коммунистами» устраивались по методу «кровавой поруки»: несчастных забивали насмерть, уродовали, топили в прорубях, рассчитывая, что «всё село потом не перебьёшь». В восстание оказалось втянутыми от 100 до 150 тысяч человек. Ставропольский комендант Долинин объявил мобилизацию в ряды «повстанческой армии» всего мужского населения в возрасте от 13 до 50 лет. «Уклонистам» угрожали расстрелом.

Тем временем большевики мобилизовали силы. Жестокостью восставших они оправдывали собственную жестокость. Уже 10 марта 1919 года на подавление восставших выступили регулярные части Красной армии, названные без затей «карательными отрядами». В ряды карателей входили отборные этнические подразделения: венгры, чехи и латыши.

А вот «повстанческая армия» оказалась мифом. Крестьяне, как это велось исстари, бунтовали и бились за собственные сёла в одиночку. По самым непокорным каратели били из пушек, атаковали в конном строю. Мстя за гибель красноармейцев, каратели сожгли часть села Усинское. В большинстве случаев повстанцы без боя сдавались на волю победителя. Расстреляв в селе от двух до десятка человек, каратели двигались дальше. 14 марта 1919 года после ожесточённого боя красноармейцы заняли Ставрополь. Комендант Долинин вырвался и скрылся в неизвестном направлении.

«Грозное предостережение»

Но дух восставших ещё не был сломлен. 17 марта 1919 года отряд повстанцев, насчитывавший до 2000 человек, пытался штурмовать уездный город Карсун. Наступление было отбито прибывшим из Симбирска отрядом Красной армии. Это была последняя большая битва «Чапанной войны». Разрозненные стычки и манифестации продолжались до начала апреля 1919 года. Одиночные участники «Чапанки» не складывали оружия до начала 1920-х годов, впрочем, выродившись в банальных бандитов.

«Чапанная война» стоила немалого числа человеческих жизней. В боях сложили головы не менее 1000 повстанцев, ещё свыше 600 человек было расстреляно. Немало полегло и «коммунистов». В Карсуне были торжественно захоронены останки 68 советских работников и красноармейцев, павших от рук восставших. 23 марта 1919 года в братской могиле на Венце в Симбирске погребли 21 красноармейца из числа «карателей».

 

Восстание потерпело поражение, но бунтовавшие в немалой степени добились своего. Чрезвычайный налог был отменён. Лев Троцкий, второй человек в Советской России, в апреле 1919 года говорил: «Восстание крестьян в Поволжье — грозное предостережение для нас». И самарские, и симбирские губернские власти в один голос признавали, что восстание стало результатом реакции крестьян на повсеместные и массовые злоупотребления представителей Советской власти.

Ермил ЗАДОРИН.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное