Ветер зовёт в дорогу
Кто из нас не хотел бы путешествовать? Пожалуй, это самая «популярная» мечта большинства людей. Но одно дело ездить в дальние края отдыхать, и совсем другое – ездить ради самого познания чужих берегов. Экстремальный туризм – так называется путешествие без путёвок, с одним рюкзаком за плечами, и отваживаются на него только очень мужественные люди. О них наш сегодняшний рассказ.
*Кругосветка
Велопрогулка по Южной Америке
Что поделать, если, глядя на карту мира в школьном атласе, ты не только видишь горы, равнины и пустыни, а чувствуешь запахи далёких стран? Чуешь, какие, наверное, дикие ветра в монгольских степях, какая томная влажность в джунглях Амазонки, и хочется всё это увидеть, впитать… Тогда можно вот так же, как Владимир Кочетков, учитель географии из р.п. Сурское, сесть на велосипед и прокатиться по миру.
Многие наши читатели, наверняка, слышали о любительском кругосветном путешествии Владимира Николаевича на велосипеде по всему свету. Путешествует так географ 18 лет, накатав за это время 90 тысяч километров – всё равно, что два раза обогнул земной шар по экватору. Европа, Азия, Австралия, Северная Америка… В этом году очередной этап кругосветки, а именно – экспедицию в Южную Америку, для Кочеткова профинансировало Ульяновское отделение Русского географического общества. Три дня назад путешественник вернулся с континента, о котором мы знаем лишь то, что там живёт «много диких обезьян».
– На поездку меня вдохновил свой же земляк – Александр Иванович Воейков – основатель науки
климатологии, первый климатолог в России,– рассказывает Владимир Кочетков. – Именно он придумал то, что сегодня называется «прогнозом погоды», а воспитывался он в имении своего дяди в Тереньгульском районе и много исследований проводил в нашей области. В климатологии Воейков – такая же величина, как, например, другой симбирянин, Иван Гончаров – в литературе. В своё время Воейков совершил кругосветное путешествие, и я решил пройти его же тропами, посвятив ему очередной этап своей кругосветки. Иначе, какой же ты географ, если дальше собственного двора не выезжаешь!
На минуту представьте себе, каково это – приземлиться в чужой стране, на другом континенте, и не с гидом поехать в забронированный номер отеля, а собрать свой дорогой сердцу велосипед, закинуть рюкзак за плечи, поправить льняную шляпу на голове – и отправиться в путь по одной лишь карте. Лишнего с собой Владимир Николаевич не берёт: в его рюкзаке всегда есть палатка-спальник, фотоаппарат и фото любимой жены.
– Едва колёса велосипеда закрутились, я тут же ощущаю себя независимым человеком, – продолжает Кочетков. – Предпочитаю ездить в одиночестве, чтобы не быть никому обузой и самому её не иметь. Езжу, потому что хочу сам видеть то, чего не увидишь ни на карте, ни по телевизору. Это же как любовь: столько книг про неё можно прочесть, и совсем другое – самому любить.
5 недель Владимир Кочетков провёл в Южной Америке, проехав по Перу, Боливии, Аргентине и Бразилии. Ехал в основном горными районами в Андах на высоте 4 000 метров и более, так что горной болезнью пришлось помучаться.
– Это не только нехватка кислорода из-за высоты, – поясняет географ. – Простейшее движение тела доставляет очень большое напряжение: 20 шагов сделал – отдохнул, ещё 20 – снова остановился. Это когда у тебя не прощупывается пульс, и кажется, что сосуды так расширились, что кровь по ним течёт рекой. Помню, я был почти на грани физических сил и решил заночевать в Андах. Вокруг – одни горы и луна. Луна там, конечно, фантастическая – огромная по своим размерам. Только там, в Южной Америке, я понял, почему инки, некогда там жившие, поклонялись этому светилу как божеству.
В Перу, где как раз жили инки, Кочетков шёл древней дорогой индейцев, вымощенной кирпичом, в
знаменитом потерянном городе инков Мачу-Пикчу, который считается Новым чудом света. И вообще, современные жители Латинской Америки продолжают жить своей древней культурой, в частности, земледелием.
– Люди там живут на своих ресурсах, выживают за счёт сельского хозяйства, – рассказывает путешественник. – Боливия, например, находится на уровне России (для справки: Боливия – одна из самых беднейших стран континента, где 60% населения живут ниже уровня бедности). Бразилия выживает за счёт автопрома: страна производит 15 миллионов автомобилей в год, правда, их джипы под известными японскими марками дымят, как наши «КамАЗы», поэтому их не особо покупают в других странах. В Южной Америке есть и своя «Москва», куда едут на заработки – это государство Аргентина. Что же касается дурной славы некоторых стран, в частности, Колумбии, где якобы живут одни наркобароны, то всё это чепуха и преувеличение. Правда, в Мексике народ настроен воинственно, там до сих пор ходят с мачете (острый нож) на боку. Но к русским там спокойно относятся, мексиканцы не любят только американцев.
Последних импульсивные мачо узнают за версту. Нарываться же на неприятности наш путешественник не привык, считая, что главный принцип на чужой земле – это доброжелательность и улыбчивость, которую понимают все народы, даже если ты не знаешь их языка. Ради уважения к чужой культуре и гостеприимным людям Владимиру Николаевичу пришлось однажды в Китае угоститься тухлой рыбой и жареными личинками, которые в этой стране считаются деликатесом – не хотел обижать хозяина. Сейчас же сурский учитель готов сделать небольшую передышку и отправиться в новое путешествие спустя какое-то время – хотелось бы поехать в Новую Зеландию и на Ближний Восток. Но разве мечты не сбываются у тех, кто распознаёт на карте даже запахи?
*На Север
Люди ветра
Летом 2010 года команда яхтсменов из Ульяновска отправилась в экспедицию за
Полярный круг, заодно приняв участие в Соловецкой регате – самой северной регате России.
Есть в Ульяновске такой проект – «Гончаровский меридиан». Он был создан ещё в 1995 году и
начинался с идеи проведения в акватории нашей Волги регаты в память о походе нашего земляка – писателя Ивана Гончарова на фрегате «Паллада». К сожалению, последние два года эти гонки не проводились, но наши яхтсмены продолжали ходить на яхте «Гранд Круиз» в дальние походы по Волге и дальше – в северные и южные моря. Летом 2010 года команда отправилась на Север – на знаменитые Соловки, где проходила традиционная и самая северная Соловецкая регата. Выдвинулся «Гранд Круиз» прямо из Ульяновска, дошёл по Волге до Волго-Балтийского канала, оттуда поднялся до Онеги и вышел, наконец, на Беломорканал – место для истории
нашей страны знаковое и таинственное.
– Впервые я увидел Беломорканал на папиросах своего отца, и всю жизнь он манил меня своими тайнами, – рассказывает участник похода Анатолий Чунаев, доцент УлГПУ. – Впечатление от этого сооружения сильнейшее: есть там такой 7-ой шлюз – скала высотой метров двести, пробитая заключёнными вручную кайлом. А всего таких шлюзов 23. Режим контроля там остался со времён строительства. Выходишь на палубу поснимать пейзажи – тебя тут же предупреждают: «Уберите фотоаппарат».
Дальше «Гранд Круиз» пробирался через тяжёлые солёные воды Белого моря – моря, где приливы достигают 9 метров, и у которого есть только два состояния – штиль и шторм, и оба они по-своему опасны. И даже общительные белые киты, играющие в серовато-изумрудной воде, не подскажут дороги. А лоцман в Беломорье бы пригодился – туманы там часто закрывают горизонт, и полно подводных камней.
– Когда подходили к соловецким берегам, видимость была метров десять, а кругом огромные валуны, – вспоминает Анатолий Андреевич.- И среди этого плотного тумана вдруг поднимаются чёрные деревянные купола Соловецкого монастыря – вид, конечно, впечатляющий. Мы встали у Тамаринского причала, куда когда-то привозили заключённых, а теперь там причаливают в день 2-3 судна паломников. Кстати, места в гостиницах за полгода бронируют. Удалось и мне в святом озере искупаться – водичка там хороша. Да и тепло было – до 25 градусов, хоть и до Полярного круга близко.
Заполярье тоже покорилось нашим яхтсменам, встретив их полярным днём, когда солнце стоит, не
заходя, круглые сутки. Оттуда спортсмены вернулись в родные широты, и хотя со времени экспедиции прошёл уже целый год, признаются: Север до сих пор их держит. Держит мощью свой суровой природы, сдержанностью и уверенностью, что раз уж здесь побывал, то и остальные горизонты тебе под силу.
– Зачем нам это надо? – переспрашивает Анатолий Чунаев. – Мы же люди ветра, ветер нас куда-то забирает, зовёт за собой, а мы и сами идём в море. От дикости, наверное – так и запишите…
*Строго на юг
Царство славного султана
Не так давно эта же команда ульяновских яхтсменов ходила в сторону прямо
противоположную – к южным морям. Причём экспедиция преследовала довольно оригинальную цель – проверить условия перехода границы в Южном федеральном пограничном округе, то бишь при выходе в Чёрное море.
На яхте водоизмещением 17 тонн и 14,5 метров в длину команда отправилась сначала в Азов – порт на Чёрном море. Но там яхтсменов за границу, а конкретно – в Турцию, не выпустили, разрешив дойти судну лишь до Новороссийска, из-за чего пришлось делать крюк в 60 миль и потерять на оформление бумаг двое суток. И вот, наконец, яхту выпустили в турецкие воды Черноморья.
– Мы должны были проверить условия плавания через нижнюю Волгу в Чёрное море, а оттуда –
через пролив Босфор и Мраморное море, – рассказывает яхтенный капитан Сергей Шпади. – От Новороссийска до Стамбула (столица Турции) мы плыли четверо суток. Стамбул за последнее время разросся до 10 миллионов жителей и стал больше Москвы. Красивейший город, колыбель христианской цивилизации, но там мы задержались лишь на сутки. Побывали на Принцевых островах, где Троцкий прятался от Сталина, в черноморской Анталии…
Кажется, что на такую поездку копить придётся больше, чем на приличный отдых. Оказывается, всё гораздо доступнее: цена вопроса для одного человека на таком судне – 1000 рублей в сутки. В эту сумму включено всё: питание, горючее, связь. Если прикинуть, за две недели денег уйдёт не больше, чем за горящий тур в Египет. Другое дело, что не всем это надо – менять пляжный отдых на солёную палубу яхты.
Мы смотрим с Сергеем Леонидовичем фотографии, сделанные во время их южной экспедиции, и глаза слепит от запечатлённого в море солнца, от чужих берегов, увитых ажурными мечетями. Только увидев эту красоту, пусть и вот так – на снимке, понимаешь, почему эти люди рвутся в дорогу.
– Если я не схожу в поход, болею всю зиму, – признаётся Сергей Шпади. – Говорят, в гостях хорошо, а дома лучше. Неправда. Дома – скукота, а здесь – каждый день всё новое, мы же на одном месте не сидим. Только в путешествиях чувствуешь себя свободным, когда ты принимаешь решения своим маленьким коллективом, с которым день изо дня живёшь на одном судне. По возвращении из южного похода мы хотели снова уйти в море – вообще на полгода, в Японию, но не нашли партнёров, да и обстановка там сейчас нестабильная. Есть планы дойти до легендарного острова Лесбос близ Греции. А в следующем году хотелось бы попасть в Портсмут (Англия) – к месту первой исторической стоянки фрегата «Паллада».
Екатерина ПОЗДНЯКОВА
И ещё немного фотографий с дальних берегов:
Из архива “Молодёжной газеты