Чем опасны социальные сети
Социальными сетями, по данным РОЦИТ, пользуется около 60% россиян. Если брать Ульяновскую область, то эта цифра приблизительно равна общероссийской, что составляет около 1 миллиона человек. В тройку самых популярных соцсетей входят «ВКонтакте» (70,4% ), «Instagram» (43,6%) и «Facebook» (29,1%). Незначительно от лидеров отстает социальная сеть «Одноклассники» (27,9%). А вот аудитория «Twitter» и «Linkedin», согласно опросу, в разы меньше — 10,3% и 3,2%, соответственно.
Около 20% пользователей заявляют, что сталкиваются с проблемами безопасности данных в социальных сетях. Такие данные следуют из всероссийского исследования «Индекс цифровой грамотности граждан РФ», проведенного общественной организацией РОЦИТ в 2015 году.
Чаще всего это были проблемы кражи пароля (26%) и взлома аккаунта (69,2%). Чуть более 23% опрошенных отметили, что при взломе мошенник выдавал себя за них и пытался выманить деньги у их друзей. Имели место и другие проблемы, например кража пароля от электронной почты, к которой привязан аккаунт в социальной сети (15,6%), и кража денежных средств с банковской карты, также привязанной к аккаунту (3,5%).
Несмотря на то, что продажа товаров и услуг в социальных сетях является несанкционированной, более половины опрошенных заявили о том, что делают там покупки регулярно или периодически, и лишь 18% пользователей считают это небезопасным.
По законодательству РФ любая, будь то онлайн или офлайн, покупка должна сопровождаться выдачей кассового чека или публичной офертой. Однако более 40% респондентов отметили, что чек при покупке товара в социальных сетях им выдан не был.
Около 4% пользователей сталкивались с мошенничеством при осуществлении покупок в соцсетях лично, чуть менее 37% заявили, что такие проблемы возникали у их знакомых.
Подобные жалобы на мошеннические паблики, выдающие себя за интернет-магазины, поступают и на Горячую линию Рунета, составляя около 20% обращений, касающихся проблем, возникших в социальных сетях.
Примеры обращений на Горячую линию Рунета, раздел «Социальные сети»:
- СПАМ рассылка, мошенники
«Присылают такой текст: Здравствуйте! Рады сообщить, что вы победили в конкурсе, и выиграли iPhone 6! Свяжитесь с менеджером (страница в соц. сети), и получите ваш приз в ближайшее время! Доставка бесплатная! После обращения к менеджеру тот присылает 2 фотографии, на которых указаны реквизиты для перевода 425 рублей, как за доставку».
- Мошеннические интернет-магазины
«Группа мошенников.Отправила предоплату в размере 4800 руб. за вещи. С того момента мне никто не отвечает.Списалась с несколькими девушками из числа состоящих в группе,они тоже стали жертвами этой группы. Вот ссылка девушки, которая руководит группой (ссылка на страницу в соц.сети)».
- Единичные мошенники. Продажа товаров/услуг
«В пятницу заказала у девушки через интернет обувь. Диалог был прекрасен поначалу,все рассказывала, как оплатить ,через что оплатить, я оплатила по ее требованиям 50% суммы покупки,в понедельник, сказали, будет отчет ,что мне по почте отправит посылку, и покажет фотографию чека, я написала в понедельник личное сообщение этой девушке, отправили мне или нет обувь, мне не ответили, и заблокировали…я так думаю, меня обманули….»
- Взлом аккаунта
«Взломали мою подругу и требуют деньги у ее друзей».
- Мошеннический паблик
«В социальной сети (адрес паблика в соц.сети) создан паблик под названием «Бесплатный”, где люди за репост их записей получают бесплатные подарки. На днях мне пришло сообщение от менеджера сайта о том, что я выиграла телефон и мне предоставили выбор – телефон или денежный эквивалент. Я выбрала деньги, меня попросили создать киви кошелек и оплатить комиссию от суммы телефона в размере 1200 рублей. После того, как я это сделала, деньги на счет мне не поступили, на что
менеджер этой группы сказал, что в киви произошел сбой и они отправят мне деньги еще раз с возмещением комиссии. Деньги естественно мне не поступили, а человек который мне писал неохотно отвечает и пишет полную ерунду, что ждите, комиссия вам вернется”.
- Противоправный контент
«Здравствуйте, организация Фонд «Безопасный дом» просит вас разобраться с противоправным контентом, размещенным в социальной сети (адрес соц.сети) по указанной ссылке. В ходе изучения контента возникло подозрение, что указанный человек под прикрытием тренингов по пик апу и др. вовлекает женщин и несовершеннолетних лиц в проституцию, а также совершает сексуальное насилие над женщинами, размещая фото и видео в социальные сети и youtube».
Помочь справиться со всеми этими проблемами призваны официальные службы поддержки пользователей социальных сетей. Однако не все знают, куда именно нужно обратиться. Около 5% пользователей, у которых возникали проблемы, не смогли найти необходимые контакты. По мнению 28% опрошенных, многие пользователи, попавшие в беду, просто не могут разобраться с техникой подачи заявления.
Зная об этом, мошенники пользуются ситуацией, создавая “фейковые” службы поддержки, стараясь выманить у и без того обиженных, пользователей персональные данные. Поэтому многие предпочитают решать проблемы самостоятельно, опасаясь кражи (15,9%) и разглашения своих персональных данных (19%).
РОЦИТ советует соблюдать в соцсетях простые правила — не сообщать конкретных данных о своей жизни, не публиковать информацию, по которой можно определить домашний адрес и время, когда там никого не бывает, не размещать в общем доступе посты о дорогостоящих cделках и покупках, не описывать свой ежедневный маршрут, пролегающий между домом и работой, кроме того, следует создать надежный пароль к аккаунту, не осуществлять покупки в социальных сетях, а в случае покупки не соглашаться на предоплату.
Читайте также: “Красный маршрут”: китайские туристы едут в Ленинские места