Просмотры1572Комментарии0

«Фантазируйте и больше играйте с детьми»

Анастасия Кечайкина, учитель-логопед Тереньгульского детского сада «Колосок», стала победителем областного конкурса «Воспитатель года-2020». С ней встретились корреспонденты «Молодёжки».

— Как давно Вы работаете логопедом в детском саду?

— Это не я выбрала детский сад, а он меня. По первому образованию я учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области информатики. Мой первый педагогический опыт был в школе, я работала учителем начальных классов. Однако моё место работы находилось далеко от Тереньги, а автобус ходил редко, не всегда совпадал с графиком работы, и часто приходилось добираться пешком.

Но в 2011 году мне выпал уникальный шанс — меня пригласили работать в детский сад «Колосок», куда я впервые привела свою дочь. Так началась моя карьера дошкольного педагога.

— Почему решили участвовать в конкурсе? Как он проходил?

— Я раньше участвовала в конкурсах профессионального мастерства на муниципальном уровне. Но когда участвуешь и неоднократно становишься победителем, то этого становится мало, и ты понимаешь, что пора продемонстрировать свои педагогические умения на более высоком уровне. И ты идёшь на конкурс не чтобы «прославиться», а чтобы услышать мнение компетентного жюри, взглянуть на свою деятельность со стороны.

Конкурс проходил в два этапа: в заочной и очной форме. Испытания первого тура  — эссе, просмотр интернет-портфолио. Всего было 30 участников. По результатам двух испытаний я стала восьмой. Очный этап проходил два дня: в первый — педагогическое кредо, педагогический опыт и занятия с детьми. Второй – мастер-класс и ток-шоу, где надо было продемонстрировать умение формулировать и аргументировать профессионально-личностную позицию по вопросам дошкольного воспитания.

— Какие были эмоции, когда Вы узнали, что победили?

— Я не верила в победу, но делала всё возможное, чтобы победить. Уже по итогам первого дня я для себя была победителем — преодолела волнение, прошла половину пути, а самое важное — получила положительный отклик от членов жюри. Второй день проходил как в тумане. Во время церемонии награждения слушаешь и думаешь про себя: «Пятое место – точно не я, четвёртое – точно не я, третье – точно не я, а вот второе – точно я». И когда назвали фамилию человека, занявшего второе место, и это была не я, тут уже слёзы. Это такой адреналин, ради которого стоило участвовать. В январе меня ждёт Всероссийский этап.

— Сельский детский сад отличается от городского?

— Я полгода работала в ульяновском детском саду. На мой взгляд, отличий нет. У всех есть нормативно-правовая база и стандарт, которого все придерживаются. Что касается педагогов, то и в глухой деревне могут быть профессионалы, а могут быть и слабенькие специалисты в городе, ведь всё зависит от человека, его жизненных приоритетов и отношения к профессии. Если говорить про детей, то в городе больше дополнительного образования именно для дошкольников, например, бассейны, секции, кружки. Пожалуй, только в этом различия.

— Часто и у взрослых людей проблемы с дикцией. Как обстоят дела у детишек?

— Взрослые с речевыми нарушениями – это выросшие дети, которым не была оказана своевременная помощь. Хочется отметить, что в век интернета, телевидения и стремления родителей усовершенствовать свой быт дети порой остаются в стороне. Мы замещаем живое общение на непродуктивное взаимодействие с гаджетами, и это одна из причин, которая может повлиять на речевое развитие и развитие в целом. Кроме того, мы всё меньше прислушиваемся к советам своих мам и бабушек. Раньше вековая мудрость передавалась из поколения в поколение, например, потешки, попевки. Это всё не просто так. Современные мамы говорят: «Ну что это — потешка? Включу звуки природы — он уснёт». Нет, всё имеет значение. И чем раньше мама начнёт разговаривать, вступать в диалог с ребёнком, тем более у него будет развита речь.

— К какому возрасту ребёнок должен хорошо выговаривать все звуки?

— Важно, в каком возрасте ребёнок начал говорить, и если не было глобальных отклонений от временных рамок, то, скорее всего, к пяти-шести годам он будет выговаривать все звуки.

— С какими сложностями сталкиваются логопеды?

— Самое трудное – найти контакт с родителями. В логопедической работе важны последовательность и систематичность. Если родитель работает вахтовым методом или сутки на работе, двое суток – дома, то он может не повести ребёнка в детский сад, пропустить занятие, не позаниматься с ним. Но у меня свой лайфхак (секрет, способ) – я применяю сказкотерапию. Ставлю сказку «Репка», где репка – это ребёнок, все остальные герои – это факторы, влияющие на развитие ребёнка. Мышка, без которой бы эту репку не вытянули, — это именно систематические занятия родителей с ребёнком и их взаимодействие с детским садом. Через сказку родители усваивают урок, и процесс становится плодотворным.

Как Вы считаете, постоянный просмотр телевизора может мешать формированию речи ребёнка?

— Всё зависит от родителей. Если они говорят: «Сядь на диван, не ходи по полу и смотри только телевизор», это может отрицательно отразиться на речи и развитии ребёнка в целом. Многое также зависит от того, что смотрит малыш, например, «Даша-путешественница» спрашивает у детей: «Вы видите жулика? Где он? Справа, слева?», тем самым развивая  его познавательные возможности. Телевизор точно влияет на осанку, на зрение, а на речь – опосредованно. Всё зависит опять же от педагогического таланта родителей. Если просмотр мультфильмов и детских передач — это не основное занятие, если увиденное обсуждается в беседе с ребёнком, то результат будет положительным. Ведь цифровые технологии применяются и в детском саду при организации занятий.

— В некоторых мультиках персонажи картавят. Не повлияет ли это на речь ребёнка?

— Да, детям присуща подражательность, но если всё правильно обыграть, то может получиться отличный жизненный урок. Если говорить про Лизу (мультик «Барбоскины»), которая картавит, то можно сказать ребёнку, что она ещё просто не сходила к логопеду, однако когда-нибудь ты услышишь, как она заговорит красиво и правильно. Но если ребёнок продвинутый, то он может сказать: «Прошло уже 25 серий, она так и говорит». Для такого внимательного зрителя можно специально озвучить серию, где персонаж говорит чётко и правильно.

— Есть ли какая-то профилактика, чтобы речь ребёнка была чёткой и правильно сформированной?

— Например, игра в сороку-белобоку развивает мелкую моторику, слуховые анализаторы, комплексно развивает ребёнка. Часто мне говорят: «Во что я поиграю, я же не педагог!». Все знают сказки, элементарные «ладушки». Вот и играйте раз восемь. Сначала проговорите, как мышка, потом как медведь; тихо, громко; быстро, медленно. Фантазируйте и играйте.

Записала Наталья КОРОЛЕВА.

Источник: Источник
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное