Просмотры7703Комментарии0

Бандитский Ульяновск. Последний из могикан

Мастер спорта по вольной борьбе и автобизнесмен Александр Кузнецов (Кузя, Очкастый) всю сознательную жизнь ходил по лезвию бритвы. С одной стороны Кузнецова пасли спецслужбы, считавшие спортсмена одним из родоначальников организованной преступности в Ульяновске, с другой – конкуренты, не брезговавшие услугами наемных убийц. На Кузю не раз покушались, в разборках гибли его товарищи. Он хорошо усвоил правила игры в современном полукриминальном бизнесе – побеждает тот, кто на каждый удар отвечает еще более мощным ударом. Не дашь вовремя “оборотку” – растерзают, отнимут все, что имеешь. И все же последний ход – смертельный для Александра – сделали его враги. Он стал последним крупным городским авторитетом, павшим в криминальных войнах.

Знавшие Кузнецова люди уверяют, что жесткий в бизнесе, в быту он был неплохим человеком, не лишенным педагогических навыков. Особую щепетильность проявлял в вопросах воспитания своих сыновей — не хотел, чтобы они повторили его судьбу, осложненную разборками с конкурентами, стрельбой, скитаниям по зонам. Всеми силами старался уберечь их от “подвальной” романтики. “Я хочу, чтобы рядом с моими детьми жили нормальные люди, а не обкуренные идиоты”, — не раз повторял Кузя во всеуслышание. Надо отдать должное, в этом авторитет преуспел. Его сыновья успешно учатся в одной из престижных школ Ульяновска, их очень хвалят учителя. А в остальном… Конфликтовать с законом Кузнецов начал еще на заре перестройки. В то время он со своим хорошим знакомым Олегом Моргучевым постоянно дежурил возле автомагазина в Заволжье. По наблюдениям оперативников, приятели занимались перепродажей автомобилей, впаривая покупателям “куклы” с листами нарезанной бумаги. Позднее оба обзавелись серьезными “бригадами” и стали самыми влиятельными в городе людьми.

Кузя занимался выгонкой автомобилей с автозавода, реализацией топлива и моторных масел. Этот рискованный бизнес его и погубил. Однажды песковский авторитет Шароня — партнер Кузи по фирме “Олимп” — обманул того на 150 “уазиков”. Александр затаил обиду и решил отыграться. Через некоторое время он “кинул” Шароню на приличное количество бензина и моторного масла. После этого между разобиженными авторитетами началась самая настоящая война. 6 феврале 1995 года было совершено нападение на “Гермес” — штаб-квартиру Шарони. Через месяц боевики Шарони на проспекте Гая напали на директора фирмы, связанного с Кузей. Потом Кузю пытались ликвидировать с помощью дистанционного взрывного устройства. Но тот “вычислил” подрывника и взял его в заложники. За похищение человека его судили и отправили отбывать срок в ульяновскую И К-8. Кстати, в “восьмерке” Александр “гостил” дважды и произвел неплохое впечатление на ее начальника Михаила Бардина.

— Когда Кузнецов прибыл отбывать второй срок, я его спросил: “Александр, ты теперь весь такой крутой, наверное, права качать будешь? — вспоминает Бардин. — А он в ответ: “Да что вы, Михаил Петрович, я сюда не права качать, а сидеть пришел!” Когда Кузнецов освободился, я с ним несколько раз встречался в городе. Увидит — разулыбается, поздоровается, спросит, как дела.

Кульминацией гангстерской битвы стало массовое уничтожение шаронинских на турбазе. Ночью киллеры ворвались в коттедж, где спали двое братков в обнимку с подругами, и расстреляли их из пистолетов с глушителями. Дамочки спросонья так ничего и не поняли. Еще двое шаронинских ночевали в автомобиле возле коттеджа. Их вывезли в лес и задушили… За несколько лет взаимного истребления отправились в лучший мир и получили ранения больше десятка боевиков и бизнесменов! Причем банда Шарони была разгромлена почти полностью, а сам главарь ударился в бега. Александр понимал, что следующий ход за Шароней. Чтобы обезопасить себя от покушений, он перебрался из квартиры по улице Хрустальной в особняк на Опытном поле. Приобрел специальную видеоаппаратуру слежения: картинка с изображением проходящих возле дома людей передавалась на экран монитора в прихожей. И… потерял бдительность. Утром 25 января 2000 года Кузецов выгнал из гаража “Форд Сиерра”, на котором ездила жена, посадил сыновей и повез их в школу. Супруге сказал, что на обратном пути заедет на работу, а потом пригонит машину обратно. Через несколько часов иномарка с мертвым Александром за рулем была обнаружена на улице Автомобилистов возле гаражей. Киллера, как обычно бывает в таких случаях, не нашли. Узнав, что Кузнецова убили, его приближенные были шокированы. Весь день в офисе фирмы по улице Автомобилистов царило траурное настроение — пацаны обсуждали печальное известие под водку и даже не закусывали. Молчали. Лишь изредка обменивались недоуменными фразами.

— “Форд” стоит с работающим движком, а он “готовый”, с пулей в голове…

— Откуда стреляли?

— Слева.

— Но стекла же целые?

— Ага. Похоже, передняя дверь была приоткрыта. Или задним. Ствол в щель сунули и…

— Э-эх, какой человек был!

Весть о расправе над Кузей моментально просочилась в стены СИЗО-1. В то время в централ привезли из колонии уже осужденных киллеров шаронинской банды. Узнав, что главный их враг погиб, шаронинские ликовали. Подручные Кузи провели собственное расследование и решили, что Шароня к ликвидации их босса вроде бы не имеет никакого отношения. Подозрение пало на киндяковского коммерсанта Эмиля Басырова и его людей, которые сотрудничали с Кузей. И месяца не прошло, как сподвижники покойного авторитета подстерегли Басырова возле дома № 62 по улице Хрустальной и устроили на него самый настоящий ковбойский налет с матом и беспорядочной пальбой во все стороны, в ходе которого коммерсант и его водитель получили тяжелые ранения. Шальная пуля попала в ногу проходившей рядом женщине… Были ли Басыров и его водитель причастны к ликвидации “крестного отца” или стали жертвами мнительности кузнецовских боевиков, неясно до сих пор. В криминальных кругах города серьезно рассматривалась еще одна версия покушения: Кузю могли убрать наркодельцы, которых в последнее время он начал зажимать. Барыги не захотели терпеть убытки и “заказали” авторитета. Правда, поговаривали и другое: дескать, Кузя гонял только чужих барыг, а тех, кто ему платил, не трогал. В обстоятельствах убийства Кузнецова до сих пор много неясного.

Дело в том, что 25 января в “Форде Сиерра” должна была находиться его жена, которая обычно отвозила детей в школу. Но с утра был сильный буран, и Александр сам сел за руль. А это значит, что убийство авторитета не было заранее спланировано. Ведь не мог же киллер знать, что в тот день случится буран и что за руль жениной машины сядет сам глава семьи! И второй существенный момент: видимо, Александр знал убийцу. Он был осторожным человеком и вряд ли бы остановил машину по требованию неизвестного, да еще распахнул перед ним дверь машины. Мнения специалистов о киллере разделились: одни считали, что действовал профессионал, уложивший жертву с одного выстрела, другие подозревали, что Кузю “вaльнули” впопыхах, в запарке; преступник даже не сделал контрольный выстрел. Но все сходились во мнении, что причиной расстрела 39-летнего авторитета вряд ли стала случайная дорожная ссора. Рядовые “пехотинцы” и мелкие предприниматели уверяют, что “работать на Кузю” было престижно. Они “крылись” его именем, как щитом, а имя это помогало открывать двери многих учреждений… К тому же Александр был очень грамотным экономистом и удачливым предпринимателем – деньги к нему буквально липли. Немаловажно и то, что Кузнецов заботился о своих людях. Особенно о тех, кто возвращался с отсидки, не имея ни кола, ни двора. Таким авторитет никогда не отказывал в помощи, понимая, что вложенные в человека деньги многократно окупятся. Он сильно обижался когда ему пеняли, что собирает под свое крыло судимых. “Я даю людям работу, средства для легального существования! Что бы они делали без меня – ночью с кистенем прохожих поджидали?!” – с возмущением парировал Кузя доводы оппонентов.

Но была у этой “благотворительности” и оборотная сторона медали – говорят Кузнецов “собрал под себя” немало откровенной гопоты. Многие влиятельные люди были весьма невысокого мнения о его сподвижниках: мол, всех их можно тапочками разогнать. По интеллекту эти люди значительно уступали боссу. Поэтому партнеры по бизнесу старались контактировать с Александром напрямую, без посредничества его помощников. Бытует мнение, что киндяковского лидера подвел именно непрофессионализм его подручных, не сумевших предотвратить покушение (впоследствии это мнение подтвердила бестолковая “войсковая операция” во дворе дома № 62 по улице Хрустальной). Сподвижники Кузи оправдывались тем, что их шеф был человеком скрытным. О встречах, которые он назначал своим визави, никто не знал. Вот, дескать, и доконспирировaлся… После поминок в ресторане гостиницы “Советская”, на которых присутствовало около пятисот человек, один криминальный деятель в узком кругу произнес сакраментальную речь: “Надо шифроваться. Пуля не разбирает, авторитет ты или нет. В наше время серьезным людям не стоит мозолить глаза ментам и общественности, о них должны знать только те, кому положено”. Присутствующие с ним согласились…

Также на мисанец.рф – о самых громких заказных убийствах в Ульяновске в 90-е годы.

В следующий вторник в рубрике Бандитский Ульяновск читайте о воре Ашоте.

Опубликованные в этой рубрике материалы собраны из книги Сергея Трофимова «Ульяновская братва. Невыдуманные истории любви, жизни и смерти» (2002 год, © 000 «Симбирская пресса») и архива «Молодёжной газеты» (2005 год).

Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное