Просмотры916Комментарии1

25 лет со дня авиакатастрофы

Ровно 25 лет назад произошла страшная трагедия:  20 октября 1989 года самолет Ил-76ТД Ульяновского Центра ГА СЭВ при заходе на посадку  разбился в районе аэропорта города Ленинакана (Армения).

 Месяцами ранее

7 декабря 1988 на северо-западе Армянской ССР произошло страшное по своей разрушительной силе и количеству жертв землетрясение. В 11 часов 41 минуту местного времени (в 10.41 – по московскому) стихийное бедствие практически до основания разрушило два города  – Спитак и Ленинакан. Это землетрясение, известное как Спитакское (иногда – Ленинаканское), является крупнейшим в истории Кавказа. По подсчетам ученых, в зоне разрыва земной коры была высвобождена энергия, эквивалентная взрыву десяти атомных бомб, сброшенных на Хиросиму.  Мощные подземные толчки за полминуты разрушили почти всю северную часть республики, охватив территорию с населением около 1 миллиона человек. В эпицентре землетрясения — Спитаке — сила толчков достигла 11,2 баллов (по 12-балльной шкале). Подземные толчки ощущались в Ереване и Тбилиси. Волна, вызванная землетрясением, обошла Землю и была зарегистрирована научными лабораториями в Европе, Азии, Америке и Австралии.

Разрушение за секунды - восстановление на года

Разрушение за секунды – восстановление на года

Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, находившийся в тот  момент с визитом в США, запросил гуманитарную помощь и прервал свой визит, отправившись в разрушенные районы Армении. В восстановлении  приняли участие все республики СССР. 111 стран, включая Израиль, Бельгию, Великобританию, Италию, Ливан, Норвегию, Францию, ФРГ и Швейцарию, оказали СССР помощь, предоставив спасательное оборудование, специалистов, продукты и медикаменты. Была также оказана помощь в восстановительных работах. В республику прибыл министр здравоохранения СССР Евгений Чазов. Оказание помощи населению осложнялось тем, что в пострадавших городах оказались разрушены медицинские учреждения. Так, например, в городе Спитак раненных свозили на городской стадион «Базум», где и оказывали медицинскую помощь.

 

Хотели помочь

День за днем, месяц за месяцем проводили работы по разбору развалин, сносили аварийные здания. В Армению продолжала поступать гуманитарная помощь. Среди других советских городов, которые хотели помочь пострадавшей Армении, был и Ульяновск. Из него в Армению 20 октября 1989 года был направлен ИЛ-76ТД. Самолет Ульяновского центра ГА СЭВ выполнял учебно-тренировочный рейс, совмещенный с завозом в Ленинакан гуманитарного груза для пострадавших от землетрясения. На борту было 37200 кг груза – оконного стекла и шифера, трактор Т-4, электрооборудование и арматура для водопроводных сетей. А в баках — 60 тонн топлива с учетом обратного пути и 15 человек, включая летно-инструкторский экипаж и пятерых ульяновских строителей.самолет

При подходе к Ленинакану экипаж начал выполнять снижение при отключенном автопилоте на приборной скорости 520 км/ч и со средней вертикальной скоростью 12 м/с. Полет при этом проходил в норме. Через некоторое время экипаж связался с диспетчером подхода и доложил о занятии высоты 4200 метров. В ответ диспетчер дал разрешение снижаться до высоты 3000 метров, что экипаж начал выполнять с вертикальной скоростью 8 м/с. В самом Ленинакане в это время погода была спокойной: тихий ветер, видимость более 5 километров, температура 4°С, горы скрыты облаками.

При проходе высоты 3300 метров, экипаж связался с диспетчером круга и доложил, что выбрана схема захода на посадку по директорному режиму и что давление аэродрома по их данным 637 мм рт. ст.. В ответ диспетчер круга сообщил им, что эшелон перехода 3000 метров, а также уточнил давление аэродрома — 636 мм рт. ст. Далее он разрешил снижаться к третьему развороту до высоты 1100 метров по установленной схеме при заходе на посадку по курсу 19°. Экипаж подтвердил получение информации и разрешение на дальнейший заход.

Опустившись до высоты 3000 метров, экипаж ошибочно выставил давление аэродрома не 636, а 736 мм рт. ст., то есть на 100 выше, из-за чего высотомеры стали завышать высоту полета на 1100 метров. Далее самолет летя по курсу 172° и с выпущенными спойлерами (гасители подъемной силы на крыльях) начал снижаться с вертикальной скоростью 10 м/с. В 01.29, когда Ил-76 находился на фактической высоте 270 метров (высотомеры при этом показывали 1370 метров) и в 18 километрах от аэропорта, сработала звуковая сигнализация опасного сближения с землей (ССОС). Через несколько секунд с экипажем связался диспетчер и дал указание снижаться до высоты 800 метров к четвертому развороту. Пилоты подтвердили получение команды и начали ее выполнять, несмотря на сигнализирующую ССОС.

Через минуту бортинженер увидел, что давление на высотомерах установлено с ошибкой и крикнул: “У нас давление 736 , 736 давление!” Однако экстренных действий экипаж предпринимать не стал, а через 4 секунды прекратила работу ССОС, вертикальная скорость при этом уменьшилась до 3 м/с. Неожиданно пилоты увидели прямо впереди горы и потянули штурвалы на себя до упора, но малое расстояние не дало возможности избежать столкновения.  Ил-76 со скоростью 440 км/ч врезался в гору, полностью разрушился и сгорел. Все 15 человек на борту погибли.

По заключению комиссии, причинами катастрофы стали ошибки экипажа:

– неверная установка на барометрических высотомерах левого и правого пилотов давления аэродрома посадки (736 мм рт. ст. вместо фактического 636 мм рт. ст.), вследствие чего высотомеры завышали показания на 1100 метров и самолёт в районе третьего разворота снизился ниже безопасной высоты;
– неиспользования задатчиков радиовысотомеров «Опасная высота», что лишило экипаж дополнительной информации о нарушении заданной высоты полета;
-невыполнение рекомендаций РЛЭ самолета Ил-76 по экстренному набору высоты при срабатывании «ССОС».

По мнению следователей, такие нарушения были вызваны сочетанием нескольких факторов:

1) сидевший в левом кресле КВС-инструктор Моткин не имел практического опыта по полетам в высокогорный аэропорт Ленинакана, а сидевший в правом кресле пилот-стажер Азимов вообще не имел практического опыта полетов;
2) проверяющий Лопастейский не контролировал работу членов экипажа и не предотвратил их ошибок;
3) плохое взаимодействие членов экипажа, выразившееся в невыдерживании горизонтального полета при установке значения давления аэродрома на эшелоне перехода, а операции по контрольной карте выполнялись формально;
4) пилоты были недостаточно подготовлены к экстренным действиям при срабатывании сигнализации опасного сближения с землей.

Память

В том же году Совет министров Армянской ССР принял решение о строительстве памятника на месте катастрофы самолета Ил-76 возле города Маралик на средства народа Армении. Торжественное открытие памятника состоялось в апреле 1990-го. Некоторое время спустя на месте захоронения членов экипажа был сооружен мемориальный комплекс, увенчанный армянским каменным крестом-хачкаром.

К 20-летию со дня трагедии в Закавказье, ульяновская армянская диаспора установила в месте захоронения экипажа памятный камень о жертвах землетрясения.

Сейчас прошло уже четверть века со дня авиакатастрофы, но мы  помним и скорбим о людях, погибших при  исполнении своего гражданского и профессионального долга, как и тогда.

Агата КИРИЛЛОВА

Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное