Просмотры562Комментарии0

Ничто не забыто. Стрелок воздушного конвоя

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассказ об Александре Максимовиче Хохлове – ветеране Ульяновского линейного отдела МВД России на транспорте, 8 лет возглавлявшем отдел в семидесятых годах, сегодня –  единственном в коллективе участнике событий Великой Отечественной войны.

 

В прошлом году ветерану исполнилось 85 лет. Когда же он успел побывать в военном пекле?

 

На войну из 9 класса

 

Сельский мальчишка Саша Хохлов из маленького татарского села Заинск вырос в бедной многодетной  крестьянской семье. Старшие братья помогали родителям на полевых работах, а младшие были под опекой Саши. В школу он ходил через лес. Нес в сумке драгоценные тетради и карандаш. Учебников было мало, а учителей еще меньше. Но учиться Саша очень любил, и оценки в дневнике были хорошие. Александр Максимович вспоминает: « 22 июня 1941 года на центральной площади села  у Белой церкви включили на столбе репродуктор. Он загремел на всю округу. Было объявлено о нападении на страну фашистской Германии. Уже через несколько дней началась мобилизация. Все годные к службе мужчины были призваны на фронт. Моего отца оставили в селе, он был хорошим трактористом. А их тогда не хватало. Работали они в две смены без праздников и выходных.»

 

Александр Максимович Хохлов.

Александр Максимович Хохлов.

В те первые годы войны вся жизнь села была подчинена одной задаче – помогать фронту. Туда отправляли сельскохозяйственные продукты, для бойцов сельские женщины вязали варежки и носки, шили кисеты и теплые вещи.

 

Повестка пришла в семью Хохловых неожиданно. Уже в конце войны. В июне 1944 Сашу, тогда шестнадцатилетнего ученика 9 класса, вызвали на военные сборы в Чистополь. Казалось бы, и восемнадцати нет, какой из него солдат? Потом выяснилось, рассказывает Хохлов, что мои документы перепутали со старшим братом. Ему было на год больше. Так и оказался подросток на учебных сборах. Прошел науку войны: научился ходить в строю, стрелять, рыть окопы. Осенью вместе с земляками его перевели в Троицк, прошел там военную комиссию и попал в авиацию. На учебных курсах стал осваивать специальность воздушного стрелка штурмовика ИЛ-10.

 

 Война после войны

 

Весной 1945 года советские войска победили фашистов. Но для солдат война закончилась намного позже. Она перешагнула за границы страны в Западную Европу. В августе 1945 группу воздушных стрелков откомандировали в  город Кимры Калининской области, поближе к западной границе. Там они получили назначения в авиационную часть. Советские военные летчики расположились с боевыми машинами в бывшей резиденции Геринга в местечке Вальдорф. Служба была напряженная. Были учебные вылеты, прыжки с парашютом и боевые задания.

 

– Мы в то время,- вспоминает Александр Максимович,- выполняли серьезное государственное задание – охраняли с воздуха прохождение наших эшелонов по железнодорожной линии «Берлин-Москва». Шла переправка оборудования немецких заводов в Россию. Это было определено условиями репарации по   документам  Ялтинской конференции 1945 года. Путь эшелонов пролегал через Западную Украину. Здесь   грузовым транспортам противостояли бендеровцы, они взрывали пути, нападали на конвой. Получив данные разведки о лагерях бандитов, летчики бомбили их расположение. Так продолжалась для Хохлова война. Три года  осуществлял он  воздушный конвой. К этому времени изучил несколько типов  истребителей. Да и сейчас он дает точную по – военному характеристику, как наших боевых машин времен войны, так и немецких «Юнкерсов». Служба Хохлова в авиации продолжалась потом и на Кавказе: в Армении и в Чечне.

 

Жуков помог

 

Только через семь лет после войны воздушный стрелок Хохлов  задумался о мирной жизни. Шла демобилизация. Вчерашние солдаты думали, как строить свое будущее. Александр хотел вернуться в родную деревню. Но товарищи советовали: надо учиться. Собрались вместе и поехали в Казань, поступать в  университет на юридический факультет. Да опоздали, на дворе – сентябрь. Уже все студенты приняты на первый курс и отправлены на осенние сельхозработы. В приемной комиссии посочувствовали: ребята, вы опоздали, приходите через год.  Соглашаться с этим летчики не хотели. Задали вопрос: кто  нам поможет ? Девушка пошутила: ну, разве, что если Жуков прикажет. Имя знаменитого маршала тогда было настолько  уважаемым, что казалось,  Жуков может все. Однако, летчики, приняли это всерьез, пошли на почту и отправили телеграмму в Кремль, Жукову. Попросили его разрешить принять их в институт. Уже на следующий день их разыскали сотрудники. Солдаты  были приняты на первый курс.

 

Построить дом, посадить дерево

 

Известное изречение гласит: настоящий мужчина должен в течение жизни построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Александр Максимович об этом не задумывался.  Однако получилось именно так. Он начал работать в милиции, в линейном отделении станции Бугульма Уфимской железной дороги в 1957 году. Был дежурным инспектором, дознавателем, сотрудником ОБХСС, следователем.  Получив диплом юриста, Хохлов почувствовал, что нужны дополнительные знания. И заочно закончил финансово-экономический институт в Казани.  Когда он стал заместителем начальника линейного отдела, ему предложили новую должность: руководство линейным отделом в Ульяновске. В 1974 году Хохлов познакомился с коллективом, изучил материально-техническую базу. Впечатления были не слишком приятные. К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина  по современным проектам возвели здание нового железнодорожного вокзала.  В нем для дежурной части транспортной милиции предусмотрели небольшое помещение. Однако основное  здание отдела уже  находилось в аварийном состоянии. Для растущего коллектива оно было маленьким. Александр Максимович поставил цель – решить вопрос о строительстве нового здания отдела. Изо дня в день он проходил все кабинеты руководителей города и области. Пока не добился финансирования. Сначала линейный отдел получил небольшой восьмиквартирный жилой дом. Его надо было переоборудовать для размещения транспортной милиции. А потом рядом с ним началось строительство нового  трехэтажного здания. Рядом с ним посадили маленькие елочки. Сейчас это стройные  вровень со зданием деревья.

 

Строили не только новое здание отдела. Перестраивали и всю работу.- Менялась экономическая обстановка в стране,- вспоминает Александр Максимович,- стало больше преступлений по линии ОБХСС. Наблюдался также рост хищений  из товарных вагонов при перевозках по железной дороге. С этим надо было бороться. Улучшили оперативную работу, и сразу заметно выросло число раскрываемых преступлений. Был год, когда мы передали в суд несколько десятков дел только по хищениям в ходе грузовых перевозок.

 

Александр Максимович завершил все задуманное. Вошло в строй новое здание отдела, улучшились показатели работы милиции. Когда он  из-за состояния здоровья в 1982 году ушел на пенсию, трудовой стаж в органах внутренних дел был 25 лет. О прожитых годах напоминают орден Отечественной войны I степени,  медали за  безупречную службу в органах внутренних дел.

 

По материалам Ульяновского линейного отдела 

МВД России на транспорте.

Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное