Просмотры469Комментарии0

Последний Спас – Ореховый

Сегодня, 29 августа, празднуется последний Спас – Ореховый. В православном календаре этот день известен как день перенесения из Едессы в Константинополь нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. 

– Во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа царь Едессы Авгарь жестоко страдал от проказы и воспаления суставов, – рассказывает протоиерей Дмитрий Савельев, ключарь ульяновского Свято-Воскресенско-Германовского собора. –  Он услышал о бесчисленных исцелениях, которые совершал Иисус. Поскольку сам он не мог ни передвигаться, ни даже показываться перед подданными, он послал в Иерусалим писца Ананию с письмом к Иисусу. В послании повелитель просил Спасителя прийти к нему и исцелить его: он предложил Христу поселиться в Едессе, чтобы избежать козней иудеев. Кроме того он поручил Анании, который был искусным живописцем, написать портрет Того, о Котором говорили, что Он – Сын Божий.

Протоиерей Дмитрий

Протоиерей Дмитрий

В Иерусалиме Анания вручил письмо Господу. Христос был окружен большой толпой, поэтому Анания, чтобы лучше видеть Его, поднялся на камень и попытался сделать набросок. Но оказалось, что он не может запечатлеть черты Спасителя, потому что Его лицо, казалось, беспрерывно менялось под действием невыразимой благодати, которая от Него исходила. Христос, проникавший в сердца и мысли людей, догадался о намерении Анании и, желая показать, что невозможно отделить Его человеческую сущность от Божественной, исполнил благочестивое желание посланца, явив великое чудо.

Иисус попросил принести небольшой сосуд, омыл в нем Свое лицо и отер его полотном, сложенным вчетверо. Тотчас Его черты оказались неизгладимо отпечатанными на этом Мандилии – нерукотворно, то есть без помощи человеческих рук. Он вернул полотно Анании с письмом, предназначенным Авгарю. В нем Иисус объяснил, что Ему необходимо исполнить в Иерусалиме предвечный Божественный замысел о спасении людей. Но Он пообещал, что после завершения Своего служения, когда Он вознесется на небо, Он отправит к Авгарю одного из Своих учеников, чтобы тот позаботился о спасении души и тела царя.

Повелитель принял Ананию с великой радостью и простерся перед изображением святого лика с верой и любовью, после чего обнаружил себя почти полностью исцеленным от проказы за исключением одной язвы на лбу.

После Вознесения Господа и Пятидесятницы святой апостол Фаддей был послан в Едессу. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу. Впоследствии он выказывал столь большое почитание Нерукотворного образа, что приказал поместить его в нишу над главными воротами города, где прежде находился идол. На воротах сделали надпись: «Христос Бог, всякий, кто надеется на Тебя, никогда не узнает несчастья». И каждый, кто входил в город, должен был ему поклониться. Так было во время правления Авгаря и его сына.

Орехи очень полезны

Орехи очень полезны

В народной традиции третий Спас совпадал со временем окончания жатвы. Во многих местах проводили дожинки и пекли пироги из хлеба нового урожая. Отсюда и одно из народных названий праздника – “хлебный”. Еще этот Спас называли “ореховым”. Считалось, что к этому дню окончательно созревали орехи. Для праздничного стола хозяйки готовили выпечку и другие блюда с орехами.

 

Языческое отношение

Кроме истории Спасов, отец Дмитрий выразил  опасения по поводу языческого отношения к праздникам.

-К сожалению, современным верующим порой довольно сложно объяснить, где проходит граница между православием и язычеством,  между истинным и искаженным пониманием сути праздников, – говорит наш собеседник. – Для церкви смысл событий, связанных с именем Спасителя, состоит вовсе не в освящении банок с медом или яблок, которые прихожане потом радостно тащат домой, как после сеанса аграрной магии.

Освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву Богу. Таким образом, принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться нуждающимся. Этой жертвой освящается все, что есть у человека, принесшего эту жертву, на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, все то, чем он собирается кормить свою семью. Все это освящается «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Подготовила Вера МЕРКУЛОВА

Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное