Просмотры431Комментарии2

ЧМ-2014. За сборную не стыдно. Ее жалко

Обозреватель “СЭ” – о втором матче команды Фабио Капелло на ЧМ.

ПОД ФАСОЛЬ С ПИВОМ

Матч с бельгийцами мне выпало смотреть в маленьком городке Акирасе между Форталезой и Наталом. Остановился у первого попавшегося аутентичного заведения. Настолько аутентичного, что кур там жарят прямо в зале, официанта подзывают свистом, а вместо знаменитого бразильского кофе приносят растворимую бурду.

За столиками сидело человек пятнадцать, в основном мужчины. Игру смотрели двое. Один просто под фасоль с пивом, другой, как говорится, по любви. Прочих росийско-бельгийский футбол не увлек. Как и того мужчинку на трибуне, которого камера выхватила в сладко сопящем состоянии. А может, едокам из Акираса было неловко за “Маракану”, привыкшую к несколько иной трактовке великой игры.

Россия уступила в тишине. Люди доели курицу, вытерли жирные руки, зафиксировали в сознании счет матча и продолжили свою бразильскую жизнедеятельность. У них не все ясно с собственной командой, а уж задаваться вопросом “что это было?” в отношении русских вовсе недосуг. Пусть сами разбираются.

А мы бы и рады. Только годы идут, а от наших разбирательств мало что меняется.

Для начала необходимо признать: стыд – не то чувство, которое вызвала игра наших. За павших в бою стыдно не бывает. Про что перед поездкой в Бразилию и говорилось: если проигрывать, то отдав все силы.

Но бразильцы в кафе, полагаю, потому и не прилипли носами к телевизору, что жар сердец – нормальная для чемпионата мира тема. Вот если бы кто сыграл, поплевывая через плечо, это был бы номер. А так бьются, страдают, пышут огнем абсолютно все. Даже Гондурас с Испанией. Другой вопрос: что прилагается к огню, идейное и футбольное?

В матче с Кореей, я слышал, Капелло из сборной России сделал Грецию. Какую команду он вылепил из нашего пластилина на этот раз? Перебирать можно долго. Но правильнее признать: и против Кореи, и против Бельгии играла Россия. Не номинально, а фактически. Внезапная, странная, загадочная: настоящая Россия со всем из нее вытекающим. Это во-первых.

А во-вторых, я бы не переоценивал пластилиновость нашей команды. Возможностей для лепки она предоставляет не так много, как хотелось бы тренерам. Не один уж собирал истребитель, а получал паровоз. Потом дорабатывал напильником, что по отдаче равносильно составлению из четырех известных букв слова “вечность”.

Да, Капелло поменял состав. Да, мы увидели искреннюю, горячую и даже немного горячечную команду. Сборная перла на бельгийцев от души, сил не экономила, патронов не берегла. Но едва ли не все 90 минут наша игра напоминала известную прибаутку. “За рекой жили мастера. Работали быстро, дружно, весело. Получалось хреново”. И даже понятно, чем напоминала. Не результатом, нет. А острой нехваткой в игре игры.

Это сложно отрицать, даже если бы бельгийцы нам не забили. Или даже если бы забили мы. Ведь имели же полтора момента? Имели. А играли? Нет, бились. Старались – не получалось. Это не вина – беда. И не стыдиться тут надо. Впору жалеть.

Optimized-1 (1)

НАВЕС – ОРУЖИЕ ПРОЛЕТАРИАТА

Вот скажите: чем отличалась российская игра в матче против Кореи и в контрольной встрече с норвежцами? По общей сумятице на поле мало чем, разве что глаза у наших стали чуть поквадратнее. А ведь должна была отличаться. Там был набор высоты, здесь пик. Там физические нагрузки, здесь полная самоотдача. Там наработка взаимодействий, здесь сами взаимодействия.

А если нет существенных отличий между подготовкой и выступлением, в чем наш прогресс?

Еще вопрос. Чем отличалась игра против Бельгии и последний отборочный матч с Азербайджаном? Многим. Но и там, и здесь мы не должны были пропускать. В Баку – потому что ничья с не самым сильным соперником бьет по самооценке. В Рио – потому что пропущенный мяч означает потерю трех очков в финальном этапе чемпионата мира. И там, и здесь мы пропустили. И там, и здесь – на последних минутах. Становлюсь довольно занудным счетоводом, но снова обязан сказать: голы под занавес – фирменный почерк команды Капелло. При нем со сборной России такое произошло в седьмой раз. Дотошный итальянец обещал бороться с эффектом последних минут. Пока результата нет. Значит, болезнь близка к хронической.

Только вот не пропустить – одно, забить самим – совсем другое. Вспомним все три бельгийских голевых момента. Первый – обыгрыш Мертенсом Комбарова с последующим ударом в створ. Второй – штанга Миральяса со штрафного сквозь странно установленную стенку. Третий – обыгрыш Азаром Ещенко и четкий нижний пас на Ориги.

Теперь начинаем перечислять наши аналоги. И тут же заканчиваем. Ни одной эффективной обводки. Ни одного опасного стандарта. Кто там, кстати, у нас по штрафным? Кержаков, который в запасе? Игнашевич, когда издали и по центру? И давно ли они таким образом забивали? А ведь кроме этих двух – никого.

Наш главный козырь – редкие дальние удары и навес-булыжник, оружие пролетариата. Суровые нервические подачи в штрафную, иногда ее перелетающие. Но без интеллигенции, как выясняется, победы на чемпионатах мира не куются. Наши пролетарии во втором тайме были пободливее, и все в целом складывалось ровненько, терпимо. Однако у бельгийцев нашлись люди, сломавшие стереотипы. У нас таких в команде нет. Либо их нестандартность проявляется намного реже, чем того требует уровень Кубка мира.

Или хорошо, пусть будут навесы. Андре Айю ведь забил немцам головой, так? И Гетце забил ганцам. А Кокорин из куда менее сложной ситуации не забил. Вот и все, отбой полундры. Если мы умеем только навешивать и не умеем при этом попадать, из чего высекать голы?

Optimized-2 (1)

ЕСЛИ БЫ КАПЕЛЛО БЫЛИ ВЫ

А хотите, вернемся к пресловутой Греции, в смирительную рубашку которой обрядил нас нудный Капелло. Плохую страну выбрал для подражания, не ту команду? Давайте посоветуем тренеру, какую модель ему предпочесть. Не тактическую расстановку, а именно модель. На кого равняться, на что сделать ставку? Пусть все играют, допустим, на звезду Х. Или, напротив, никаких звезд, комбинируем сообща, с упором… На что? Вы лично на что сделали бы упор при нашем подборе игроков? Кроме навесов, конечно?

Терзайтесь, сколько хотите, а у меня ответа нет. У нас все одинаковые. Кто-то чуть быстрей избавляется от мяча, кто-то проворнее бегает, кто-то жестче борется. Но созидательное начало у игроков российской сборной ровное, как линия горизонта. В их базовых опциях значится нестандартность класса “С”. А для чемпионата мира этого мало.

Конечно, необъяснимо предубеждение Капелло по отношению к Кержакову. При итальянце форвард забил в сборной семь мячей. И уже тут забил, в Бразилии! Кого ж ставить, как не его? А вот с Дзагоевым, ярче других ассоциирующимся с импровизацией, на мой взгляд, не все так просто. При Капелло армеец сыграл в 12 матчах почти 8 с половиной часов. Четырежды выходил в стартовом составе. Забил один мяч (в самом первом товарищеском матче против Кот-Д’Ивуара), исполнил ноль голевых передач. Резонно ли упрекать тренера в излишнем недоверии к Алану?

Я бы вообще поаккуратнее применял к Капелло глагол “упрекать”. Страсть его команда в воскресенье явила? То-то же. Недостаточно техники? А Капелло тут причем? Недостаточно сыгранности? Как знать, не связано ли это с недостатком техники. Осторожная тактика? Пенять 68-летней звезде тренерского цеха за выбор тактики последнее дело. Об этом надо было думать до подписания контракта, брали, чай, не кота в мешке. А подписав, доверять.

Optimized-4 (1)

ХОТИМ, НО НЕ МОЖЕМ

Движение без остроты – такова наша сборная на этом чемпионате. Даже если в этой манере будет обыгран Алжир, суть не изменится. Капелло может сколько угодно повторять, что теперь у нас есть команда, однако сплоченность и отвага заведомо слабее мастерства, сплоченности и отваги. Наш вариант – первый.

Думаю, если бы тренер набирал команду не из трех, а хотя бы из восьми десятков реальных кандидатов, ставший привычным для нас кадровый миропорядок перевернулся бы с ног на голову. Мы не кричали бы “руки прочь от незаменимых” и не выводили бы никого из под огня критики. Мы знали бы, что претендентов много, а играют лучшие. Мы были бы вправе требовать нового игрового стиля и импровизации. Вот тогда, возможно, нам понадобился бы тренер на 7 миллионов евро.

А зачем он сейчас, сказать сложно. Играть при любом специалисте будут одни и те же. Хороший тренер Капелло лишь врубил фирменную дисциплину, в том числе игровую. Стоит ли это таких денег? Нет. Мои ли это деньги, чтобы их жалеть? Нет. Правильно ли заводить подобные разговоры после второго матча группового турнира? Снова нет.

Раз так, ждем Алжир и пытаемся понять главное.

Не Капелло проиграл бельгийцам, и не Азар у нас выиграл. Россия всего-навсего запустила свой футбол, как и еще много чего другого. Это реальный сектор человеческой деятельности, и одними искусственными мерами вроде игр с лимитом и календарной системой проведения чемпионата футбол не поднять. Игроков надо растить в первую очередь. А мы создаем футбольные школы, чтобы зарабатывать на распродаже детей, сырых полуфабрикатов. Да и школ у нас кот наплакал.

Но при этом удивляемся. Почему из Буратино не вырастают Азары? Отчего у скучного итальянца наша крепкая команда не рвет всех в клочья? Игнорируем аксиому: неважная игра и кадровый голод – близнецы-братья. Это не промах Кокорина заставляет нас трястись перед Алжиром. А тот факт, что российские футболисты не очень хорошо играют в футбол. Хотим, а не можем. Как англичане, у которых круг кандидатов в сборную ограничен по схожим, в сущности, причинам.

Не хотеть – хуже, чем не мочь. Но не мочь – бесперспективнее. И с этим надо что-то делать. Только для начала все-таки разобравшись с Алжиром.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ.

“Спорт-Экспресс”.

Тэги:
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное