Просмотры1885Комментарии0

Профессия: железнодорожник

В это воскресенье, 7 августа, свой профессиональный праздник отметят железнодорожники. Все, чья жизнь так или иначе связана с железной дорогой и проходит подле неё. Накануне мы встретились с представителями разных профессий, сотрудниками РЖД, которые рассказали о своей работе.
На высоте
«Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, едет поезд запоздалый…». Детская потешка, многие ее помнят. Артем Сажаев, сколько себя помнит, всегда любил поезда и с детства мечтал стать машинистом. Для этого отучился в Тихорецком техникуме железнодорожного транспорта, потом заочно окончил

Артем Сажаев

Артем Сажаев

Московский институт инженеров транспорта. Обкатав все пассажирские поезда, в 2014 году получил высший 1-ый класс. Сегодня Артем, несмотря на свой молодой возраст – инструктор, обучает работающих машинистов и начинающих. Говорит, люди в эту профессию приходят разные, но общее у них одно: все они не представляют себе жизни без железной дороги.
…Мы переходим вместе с ним одни пути, другие, идем к стоящим локомотивам. Кругом пыль, песок и щебень вперемешку с мазутом. Гудки тепловозов, жара под 30 градусов… Какая тут романтика? Поднимаемся в кабину локомотива на высоту примерно 4 метров над землей. Пекло снаружи уже не кажется таким сильным. Внутри локомотива даже с выключенным дизелем температура ай-яй какая высокая! Двигатель собственно и занимает большую часть огромного нутра этой громадины. Пройти к нему можно по очень узкому коридорчику. Рабочее место машиниста и его помощника – кабина. Место машиниста справа, как в праворульном авто. Ведет поезд только машинист, помощник – он всегда слева – не имеет права садиться «за штурвал». Он помогает машинисту, проверяет состояние локомотива в пути следования. Вместе их называют локомотивной бригадой.
– С помощником должно быть полное взаимопонимание с полуслова, – рассказывает Артем Сажаев. – Вместе с машинистом они даже проходят тесты на психологическую совместимость. У всех характеры разные, и психологи подбирают людей так, чтобы машинист доминировал, был лидером в этом тандеме. Работа ответственная, напряженная, и конфликты в кабине локомотива не нужны.
Психологическая совместимость – это только полдела. Еще важнее сдать тесты на внимательность, быстроту реакции. Машинист по норме должен воспринять сигнал, который ему подают, за три миллисекунды и за 0,7 секунды принять единственно правильное решение. То есть на всё про всё – одна секунда, потому что за 1 секунду поезд проходит, даже при скорости 60 км/ч, порядка 33 метров.
Самое главное в пути – безопасность. На железной дороге ее обеспечивают напичканные электроникой системы.
– Мы используем систему безопасности КЛУБ-У, которая предупреждает об опасностях, – продолжает Артем. – Кроме этого, машинист надевает на запястье руки специальный браслет, и датчики считывают сопротивление кожи. Как только возникает опасение, что с машинистом что-то не так, система подает сигнал на проверку бдительности. Если машинист нажимает специальную кнопку бдительности, значит, у него всё нормально, если не подтверждает, в течение 7 секунд система остановит поезд экстренным торможением.
Смена у машиниста и его помощника длится 12 часов максимум. Дальше локомотивная бригада меняется. Люди отдыхают, спят 6-8 часов и едут обратно уже с другим поездом.
– По 9-10 часов управлять локомотивом безотрывно! Даже представить сложно. Откройте секрет, как бороться с усталостью, со сном в дороге? – спрашиваю Артема.
– Самое главное – готовиться к поездке, отдыхать накануне, ну и чтоб жена понимающая была, – говорит машинист. – А так – окошко откроешь, свежего воздуха пустишь, горячий чай, кофе – вот и все секреты. Да, работа очень напряженная, вредная. Не просто же так женщинам запрещено работать машинистами. Шумы, вибрация, постоянное напряжение, работа на высоте, выбросы серы, магнитные поля – всё это часть профессии. Отсюда большие требования к здоровью, нужно иметь острое зрение, отличный слух. После поездок машинисты проходят восстановительные программы, отпуск у нас 42 дня. Если отработал в поездах 12 лет, на пенсию уходишь в 55.
На вопрос, не хотелось ли когда-нибудь сменить работу, Артем Сажаев отвечает уверенно и категорично:
– По мне, так работы лучше машиниста нет, лично мне она приносит большое удовольствие. Осознание того, что у тебя за спиной 700-800 человек, жизней, что-то внутри задевает. Эта ответственность меня и привлекала с детства в этой профессии.
Вместе в дороге
«Она стоит королевой, машет ручкою левой. В синем кителе она хороша…», – задорно пела о проводнице «Машина времени». Напрасно многие думают, что проводница поезда – профессия не 1834такая романтичная, как стюардесса. Мы разузнали об этой специальности менее всего известные факты. Оказывается:
набор на курсы проводников начинается весной, чтобы к лету, когда увеличиваются перевозки, была подготовлена очередная партия новичков. Учиться надо три месяца.
Престижнее всего считается работать на фирменных поездах. Но и чтобы попасть туда, надо соответствовать высоким требованиям сервисной работы.
Распределяют, какой проводник куда едет, нормировщики. Какого-то негласного правила среди проводников, где лучше работать – на коротких рейсах или на многосуточных – нет. Кому как нравится. Есть те, кто предпочитает уезжать подальше.
«Фундамент железной дороги»
Так называют путейцев, людей рабочих, с которых, собственно, и начинается дорога. Это они каждый день в любую погоду занимаются обслуживанием и текущим осмотром железной дороги, следят за состоянием рельсов и шпал. Не путать с теми, кто во время стоянки или перед отправкой поезда бьет по колесам состава специальным инструментом. Это вагонники, люди, в некотором роде, одаренные. У них почти у всех абсолютный музыкальный слух, по стуку они определяют малейшую неисправность.
От «МГ»: профессий у железнодорожников много, и все они важны, каждый делает свою работу, без которой этот гигантский механизм – железная дорога – не сможет функционировать. Мы поздравляем всех работников РЖД с профессиональным праздником! Желаем успехов в работе и здоровья!
***
Прибытие поезда
В Симбирске железная дорога появилась лишь в конце XIX века.
Хотите воочию увидеть историю становления железной дороги в наших краях, обязательно посетите музей на железнодорожном вокзале «Ульяновск-Центральный». Он находится на втором

Один из экспонатов ульяновского музея

Один из экспонатов ульяновского музея

этаже. Там хранится 120 уникальных подлинников. Самый старый экспонат – рельс 1912 года, такими была уложена дорога от Нижней Террасы (тогда она называлась Нижней Часовней) до Бугульмы Волго-Бугульминской железной дороги.
Судьба этой дороги весьма любопытна. Ее возникновение началось со строительства подъездного пути от станции Часовня-Пристань (ныне подъездной путь завода им. Володарского, примыкающий к станции Верхняя Терраса) до Мелекесса (Димитровград), движение по которому было открыто 1 ноября 1900 года. Этот путь служил в основном для вывоза хлеба и леса с пароходных пристаней. В 1908 году по ветке Часовня – Мелекесс открылось пассажирское движение.
На правом берегу тоже была ветка: Инза – Симбирск длиной 165,5 км, ее начали строить еще раньше, в 1897 году, как участок железной дороги Рузаевка – Батраки. Таким образом, на Москву мы едем по самому старому участку железной дороги,

Макет паровоза

Макет паровоза

построенной в нашей губернии.
Новый вокзал в Симбирске торжественно открыли 17 января 1899 года. Одноэтажное кирпичное здание располагалось на южном городском выгоне, рядом со слободой Туть (ныне это станция Ульяновск-I или, в народе, «старый вокзал»). Церемония началась с молебна, завершая который епископ Симбирский и Сызранский Никандр объяснил всем собравшимся значение этой железной дороги для Симбирска. Он окропил святой водой здание вокзала, благословил присутствующих и служащих железной дороги. Выйдя на перрон, владыка благословил первый прибывший поезд. К слову, подъем первого доставленного в город по Волге паровоза в Симбирскую гору также освящало высшее местное духовенство.
К началу XX века из Симбирска на Москву ходили два поезда. К ним присоединяли почтовые и товарные вагоны. Порядки на вокзале в Симбирске были строгими. Для каждого сословия и обладателя билета 1-го, 2-го и 3-го классов были свои залы ожидания. Билет 1-го класса в 1903 году стоил 23 рубля 45 копеек, 2-го класса –13 рублей 70 копеек, 3-го класса – 7 рублей 50 копеек. Для сравнения: номер в гостинице для очень состоятельных господ стоил 5-8 рублей за сутки. По третьему удару колокола, когда поднимался семафор на выходе со станции, машинист давал гудок к отправлению.
Для соединения Волго-Бугульминской железной дороги на левом берегу с Симбирской веткой Московско-Казанской железной дороги на правом построили мост через Волгу. Первое (временное) пассажирское движение по нему открылось 1 декабря 1916 года.

***
*очень важная персона

Дежурный по станции

Дежурный по станции

Остродефицитная специальность
«МГ» побывала в Центре практического обучения, где дежурные по станции и другие движенцы – всего около 230 человек – проходят техническую учебу.
«Движенцы» (начальники станций, дежурные по станции, составители поездов) – это те, кто управляет перевозочным процессом. Именно они переводят стрелки на станциях, решают, по какому пути пойдет поезд и как будут сформированы составы.
Учиться им приходится раз в три месяца на протяжении всей профессиональной жизни, до самой пенсии, чтобы знать все меняющиеся требования.
Вообще, дежурный по станции – должность особо важная. В советское время это была остродефицитная специальность. Она и сейчас считается престижной. Работа очень ответственная, это как авиадиспетчер, который ведет самолет в небе. Дежурный по станции ведет поезда, за одну 12-часовую смену на крупных участках он может вести до 100 составов. На своем посту, на пульте управления, дежурный вручную переключает сигналы и постоянно находится на связи с машинистами поездов. Ошибка в его работе может обернуться катастрофой, поэтому дежурный всегда должен быть готов к нештатной ситуации.
– Дежурные по станции могут и 10 лет проработать без сбоев и происшествий. Но это не значит, что такая ситуация не произойдет. И когда это случится, человек должен быть готов к ней и технически, и психологически, – разъясняет Виктор Поздняков, инженер Центра практического обучения. – Для этого в нашем Центре на тренажерах моделируются различные аварийные ситуации. Специалист должен решить проблему, как если бы она была в действительности. Пройдя тренажеры, он будет чувствовать себя уверенно в реальной жизни.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное