Инспекторы в Ульяновске смогут останавливать машины вне постов. Коррупция возвращается?
На фоне резкого увеличения ДТП с участием автобусов МВД готовится вернуть сотрудникам ДПС право останавливать транспортные средства за пределами стационарных постов. Об этом в среду на совещании с президентом заявил первый замглавы МВД Александр Горовой. Норма должна была заработать еще с апреля, но в МВД решили доработать ведомственный регламент, и пока он не вступил в силу. Свои меры для снижения аварийности готовят и в Минтрансе.
Как было?
Ранее новый глава ГИБДД Михаил Черников, назначение которого состоялось в период крупных автокатастроф с участием автобусов, анонсировал новые жесткие меры, которые планирует принять ведомство для исправления ситуации.
Приказ, запрещавший останавливать все виды транспортных средств вне стационарных постов, был принят пять лет назад по линии МВД. Как пояснил замминистра, подобное решение оказалось ошибочным, так как не соответствовало условиям транспортной логистики и географии страны.
Вследствие этого приказ был отменен.
Горовой также сообщил об увеличившемся количестве нарушений, связанных с автобусным транспортом. Так, число пассажиров, погибших по вине водителей автобусов, выросло на 21%, а из 115 погибших пассажиров 39 стали жертвами ДТП в то время, когда водители автобусов засыпали за рулем, заявил он. В связи с этим в МВД решили позволить останавливать автобусы и при выявлении нарушений режима труда предоставлять водителям отдых. Замминистра также пообещал провести проверку парка школьных автобусов.
Работа идет
Стоит отметить, что формально сотрудникам МВД пока не разрешили останавливать транспортные средства за пределами стационарных постов. Тем более что делать они это и так могли, но только в рамках спецмероприятий и рейдов. Более широкие возможности предусмотрены в новом регламенте по надзору за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения.
Документ должен был вступить в силу еще 1 апреля, однако в МВД, довольно неожиданно, в последний момент решили его доработать, и в настоящее время он до сих пор не утвержден.
Работа над текстом практически закончена и озвученная Горовым мера официально заработает в ближайшее время.
Кому может не понравиться?
При этом в ведомстве понимают, что такие проверки могут понравиться далеко не всем.
«Мы прогнозируем определенный негатив среди пассажиров, но, поработав месяц в таком режиме, думаю, побудим хозяйствующие субъекты к необходимости требования 25-го приказа Минтранса, который определяет режим труда и отдыха водителей, — считает Горовой. — Я скажу, что только в столицу заходит 2300 единиц транспорта, которые под вывеской заказных осуществляют пассажирские перевозки. Они не диспетчеризируются, пассажиров сажают вне зон существующих в столице автовокзалов».
Будет усилен надзор и за водителями школьных автобусов. «С учетом приближения учебного года, а у нас перевозкой школьников в стране занимается 19 400 школ, на балансах которых стоят 22,5 тысячи единиц автобусов, мы проверим и эту категорию, как водителей, так и транспортных средств.
Председатель МРОО «Движение автомобилистов» и руководитель экспертного совета по дорогам и транспорту Общероссийского народного фронта Армен Оганесян считает, что это распоряжение может привести к злоупотреблениям полномочиями со стороны автоинспекторов.
«Если всё будет в рамках закона, и все будут себя вести порядочно, то я ничего плохого в этом не вижу. Но мы знаем, что у нас есть проблемные сотрудники ГИБДД. Я предполагаю, что могут искусственно создаваться ситуации, когда будут останавливать водителей для того, чтобы заработать деньги. Всю систему полиции и ГИБДД нужно менять, переводить её на ту систему, которая есть в западных странах», — считает эксперт.
«Такая практика запрещена именно с целью недопущения коррупционных моментов. Регламент предусматривал, что остановить машину могут только в месте, где есть стационарный пост. С учётом того, что на сегодняшний день все эти посты полуликвидированы из-за сокращений, им разрешили с целью улучшения ситуации опять останавливать автомобили на дорогах», — заключил эксперт.
Автоюрист Дмитрий Славнов поддерживает возвращение практики проверки документов вне стационарного поста.
«Инспекторов, которых выставляют на посты-пикеты, обязывают проверять машины и разгружать дорожное движение. А те инспекторы, которые стоят на светофорах и перекрёстках или других машинах, должны в первую очередь заботится о безопасности дорожного движения. Две или более патрульные машины приравниваются к стационарному посту. Они, например, могут сказать, что поступила ориентировка на угон или разбойное нападение, и проверить любой автомобиль и документы у водителя. Если водитель отказывался, он был обязан проследовать на стационарный пункт. Я только выступаю за. Если вам нечего боятся, значит вам нечего скрывать», — заключает эксперт.
На сегодняшний день в Административном регламенте исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения содержится исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД. Одно из них — «проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров». В этом пункте указано, что проверка документов может быть произведена только на стационарных постах ДПС.
Читайте также: Полицейский на ходу остановил машину с пьяным водителем. Видео