Просмотры1454Комментарии0

Конкурс! Рассказы жителей Ульяновской области об их родных, прошедших Великую Отечественную Войну

Конкурс «Бессмертный полк в рассказах жителей Ульяновской области» пользуется большой популярностью среди наших читателей. В связи с этим «Молодёжка» решила продлить его до конца года. Сегодня мы опубликуем ещё несколько писем, которые пришли к нам в редакцию.

По раскаленным пескам

Наталья Жидова из Новоульяновска вместе со своей сестрой Татьяной написала рассказ о своих родственниках. В прошлом номере мы публиковали воспоминания о матери. На этот раз речь пойдёт об отце.

«Отец, Егоров Петр Иванович, родился 10 июля 1920 года в деревне Скрипино Майнского района Ульяновской области. Был призван в ряды Красной армии на срочную службу Майнским РВК в 1940 году. Служил в Забайкальском военном округе, станция Борзя Читинской области. Там встретил войну, служил до 10 июля 1946 года. Награждён медалями «За победу над Японией», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». Награждался при жизни юбилейными медалями в честь Дня Победы и Вооружённых сил СССР. Умер 26 февраля 1985 года.

 

Отец был участником перехода через пустыню Гоби и перевал Большой Хинган. Этот бросок был разработан командованием для того, чтобы нанести неожиданный удар японской армии там, где они меньше всего ждали нападения.

Немало трудностей выпало на долю бойцов во время перехода. Тащили орудия практически на себе по крутым склонам и узким заболоченным долинам. Бойцам помогали лошади, они тащили артиллерийские пушки и танки. Солдаты помогали им сзади, чтобы лошади вместе с орудиями не свалились в ущелья. Кроме этого и лошади, и люди тащили снаряды, воду, провиант и корм для лошадей. Во время перехода не обошлось без потерь. Лошади срывались со скал, теряли и технику, и бойцов. Да к тому же за каждым поворотом их поджидали вооружённые до зубов японские смертники, которые нападали на идущих впереди разведчиков.

Передышки на сон и отдых были недолгими. Измождённых и обессиленных бойцов девушки-санитары поили сладким кипятком. Они ползали с чайниками от солдата к солдату, чтобы напоить их сладкой водой и глюкоза придала им хоть немного сил. Спускаться с хребта было ещё труднее. Чтобы танки и пушки не раздавили оставшихся лошадей и не разбились на скорости, солдаты сдерживали сзади танки и пушки толстыми верёвками и вожжами. Ладони растирались в кровь.

Люди из-под земли

Папа принимал участие в освобождении городов Харбин и Мукден. Весь этот переход был заснят военными корреспондентами на киноплёнку. На основе этих документальных съёмок потом создали ряд художественных фильмов: «Через Гоби и Хинган», «Приказ перейти границу». Когда в часть, где служил отец, привезли документальный фильм об их переходе через перевал, то ему не пришлось его увидеть, он был в наряде. Не посмотрел он и художественные фильмы о тех событиях, умер.

Медаль «За боевые заслуги» папа получил за задержку японских лазутчиков, которые по ночам совершали диверсии на нашей территории, убивали пограничников, бойцов, охранявших свои орудия, и многое другое.

Командование никак не могло понять, откуда они появляются на нашей территории. Однажды ночью, возвращаясь с бойцами с дежурства, папа шёл последним и увидел, что буквально у его ног в сторону «поехало» дерево и земля стала подниматься. И вдруг из-под земли начали появляться люди. Это были японские лазутчики. Завязался бой, кто-то был убит, кого-то взяли в плен. Так обнаружились тайные подземные ходы японцев. Всех участников того боя наградили правительственными наградами.

После демобилизации папа посвятил себя самой мирной профессии — он был пекарем, кормил всех вкусным хлебом».

 

«Довоюю и за тебя…»

Письмо о своих родственниках прислала Наталья Рыбакова из Ульяновска.

«Хочу вам рассказать о своей семье, в которой мой папа Строкин Петр Иванович,1924 года рождения, — танкист, папин брат Строкин Владимир Иванович, 1926 года рождения, — танкист, дедушка Шишков Степан Алексеевич, 1898 года рождения, дядя Шишков Борис Степанович, 1925 года рождения, — участники Отечественной войны. Дедушка Строкин Иван Егорович, 1900 года рождения, — участник Гражданской войны, в 19 лет дедушка остался без ноги.

Два года щадила война молодого танкиста (так говорил про себя папа). Дважды горел его танк, и по чистой случайности он отделывался лёгкими ожогами, ушибами, контузиями. Вот уже отбиты у врага Мелитополь, Севастополь, Бахчисарай.

Легендарное сражение у Сапун-горы под Севастополем. Команда уже дважды меняла танк, а молодой танкист, которому в то время было 19 лет, говорил про себя, что он как заговорённый. За освобождение Крыма папа был награждён орденом Красной Звезды. Наши танки мчались вперёд, военные действия перешли за границу. Папа воевал в 202 танковой бригаде, которая освободила Польшу. Вот тут кончилось папино везение, и их танк был подбит. Экипаж был тяжело ранен: папа ранило в обе ноги. Он лежал в госпитале с июля 1944-го по февраль 1945 года. А с фронта писал папе младший брат Владимир Строкин, тоже танкист: “Не горюй, братишка, довоюю и за тебя“. Только не пришлось дяде довоевать, так как в апреле 1945 года дядя пропал без вести. В марте 1945 года дядя был награждён орденом Красной Звезды.

После проведённых операций папа — старший сержант — вышел из госпиталя на костылях. Он стал инвалидом, но надеялся, что нерв ноги разработается и он сможет ходить.

В 1946 году пошёл на работу инструктором автошколы, рассказывал, что всё время разрабатывал ногу. На завод пришёл в 1947 году в качестве водителя. В совершенстве знал водительское дело машин. По тому, как стучит мотор, папа знал, что и где болит у машины. Он любил жизнь, но сердце перестало биться 7 сентября 1986 года.

Дедушка Шишков Степан Алексеевич воевал партизаном в брянских лесах.

Дядя Шишков Борис Степанович рядовой, воевал в 403 гвардейском стрелковом полку. Он был награждён орденом Отечественной войны. Вот такая наша семья. Вечная память».

Рассказы были немногословны

Ещё одно письмо написала Надежда Сиськова (Хоробрых) из рабочего посёлка Силикатный (Сенгилеевский район).

«Я часто перебираю пожелтевшие от времени документы, оставшиеся после моих родителей Хоробрых Ивана Васильевича и Валентины Михайловны.

Они родились на Вятчине в крестьянской семье. В 1938 году папа был призван на действительную военную службу в Красную армию.

Когда началась Великая Отечественная война, он был направлен на офицерские курсы. Уже в звании старшего лейтенанта был направлен на Ленинградский фронт. Рассказы отца о войне были совсем немногословны. Он командовал взводом, значит, был ответственен не только за выполнение приказа штаба, но и за жизни солдат.

В 1942 году был ранен и лечился в эвакогоспитале № 2015, затем направлен на Белорусский фронт на должность помощника начальника штаба, здесь же служил до Победы. Вместе с однополчанами освобождал от фашистов территории Польши, Финляндии и Германии. Его военная служба длилась девять лет: в 1946 году он был демобилизован и вернулся на родину. Родина высоко оценила заслуги моего отца – защитника Отечества: он был награждён двумя орденами Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2 степени, а также медалями «За оборону Ленинграда» и «За взятие Кенигсберга».

Дети ели ягоды с кладбища

Письмо пришло от Макаровой В.С. из села Малая Кандала (Старомайнский район). В нём были рассказы о родителях и её собственные воспоминания.

«Мой отец Макаров Сергей Ильич, 1912 года рождения, прошёл от начала до конца две войны: Советско-финскую и Великую Отечественную. Уходил добровольцем, хотя у него была броня от фронта Великой Отечественной, так как он работал председателем совета в Малой Кандале. Осталась семья: жена и две дочки. Ему не было и 30 лет. Ушёл на фронт в августе 1941 года, пришёл домой в сентябре 1945 года. После демобилизации начались болезни, операции, госпитали.

Папа прошёл войну в артиллерии. Вспоминал, как часть попала в окружение, нужно было идти в разведку, пошли политрук Макаров и два бойца. Папа вспоминал в подробностях, как убил немца. Но страшнее, чем разведка, был Сталинград. Непрерывные бомбёжки, казалось, что горела Волга. Это горело горючее, а воды не было видно. Папа получил на фронте очень сильную контузию, которая потом долго сказывалась.

Он был награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и «За Победу над Германией» и юбилейными медалями вплоть до смерти в 1973 году.

Папа привез рыбок

Я помню, как мы с сестрой прижимались лицами к колючей солдатской шинели папы! Он ехал по военной надобности в Челябинскую область. Сумел на несколько часов навестить нас, пройдя 18 км пешком. Из гостинцев запомнила маленьких мелких рыбок, как наши пескарики.

Нас называли «Макаров табун», так как нас было пятеро (мы с сестрой и три двоюродных сестры, отец которых воевал, а мать работала почти круглые сутки). Ели похлебку. И хлеб, который назывался битыш (из тёртой картошки, отжимки из-под свекольника — аналога сегодняшнего кваса и горсточек чего-то мучного). А ещё ели блины из картошки, перезимовавшей под снегом. Её было немного на огородах, но мы, пять детей, находили. А ещё была корова, всё сдабривалось молоком. Из-за маминой работы на ней не возили зерно в Бряндино за 13 км.  Кушали вороняшку – ягодку, ещё зелёную, и полевую клубнику, бегали за ней на кладбище, хотя нам это строго запрещалось.

«Нина, стреляй!»

Мама — Макарова Нина Константиновна – во время войны работала фельдъегерем (курьером, которому поручено доставлять важнейшие государственные документы). В любую погоду нужно было ездить на железнодорожную станцию Бряндино, что в 18 км от Малой Кандалы, отвозить пакеты от районной организации, а там в этом же спецвагоне забирать пакеты для Малой Кандалы. Случалось так, что приходилось возвращаться пешком. Стреляла редко, но однажды пришлось стрелять в людей. Случилось это так. Получив пакеты, отправились на лошади домой. Тогда дорога проходила недалеко от оврага, заросшего кустами, оттуда выскочили двое мужчин и побежали к дороге. Возчица, тоже солдатка Мария Барабанова, крикнула: «Нина, ложись на мешок (там ведь были пакеты), стреляй!» И мама стреляла. Попала или нет – от страха обе не видели. Напуганные женщины мчались по наезженной дороге.

Вот и не видели мы с сестрой маму. Она то была в дороге, то разносила по селу эти пакеты. Помню маму в белом полушубке, шапке-ушанке, перепоясанную широким ремнём с наганом. Однажды мы с сестрой взяли этот наган — по селу мама ходила без него — и стали его разбирать. Неожиданно вошла мама, отняла наган и нахлопала нас, спрятала наган в сундук. Больше мы его не пытались разбирать, потому как он был положен в божницу и Боженька накажет, если мы его возьмём».

Письма на конкурс можно присылать по адресу: 432027, г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 145. Также ваши истории вы можете присылать на электронную почту: bere-natasha@yandex.ru . В письме не забудьте указать номер телефона, по которому с вами можно связаться, и обратный адрес. Фотографии будут приветствоваться.

Источник: Источник
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное