Другое время математика
Математик, увлечённый мировой историей, вместе с алгеброй и геометрией преподающий в университете философию, – как вам такое сочетание в одном человеке? Андрей Борисович Верёвкин, преподаватель УлГУ, о котором идёт речь, не просто интересуется всеми этими науками, но и применяет свои знания в математике для изучения истории, а науку о прошлом использует для понимания будущего.
История как наука нашему собеседнику долгое время была совсем не интересна. Выпускник московской колмогоровской школы-интерната и мехмата МГУ, он не выносил её «из-за бессовестного вранья советских исторических учебников и книг». Позже, когда Андрей Борисович стал преподавать алгебру, историческая наука неожиданно его увлекла, причем не общепринятая, известная со школьной скамьи, а в совершенно новой версии, согласно которой многие исторические события происходили, возможно, не в то время, как все думают. Эта теория называется «новой хронологией».
– Я заинтересовался новой хронологией в 1990 году, – вспоминает Андрей Верёвкин. – Приобрёл в университетской книжной лавке книгу Анатолия Тимофеевича Фоменко на эту тему только потому, что он был моим лектором в МГУ. Я его уважал и ценил как преподавателя и учёного. Но прочитав книгу, поначалу не согласился с написанным в ней, потому что всё это полностью противоречило общепринятым мнениям о прошлом и переворачивало все представления о древней истории. А потом я понял, что в новой хронологии есть здравое зерно. Ведь мы плохо знаем события, случившиеся 100 лет назад.
Например, точно неизвестно, в каком году родился Сталин. А вот про Юлия Цезаря, жившего в Древнем Риме более 2000 лет назад, мы якобы знаем всё, даже какие слова он говорил при разных обстоятельствах. Это очень странно. Возникает вопрос: как дошли до нас эти сведения о древних событиях? Скорее всего, из литературных сочинений и их пересказов, но доверять им – всё равно, что считать роман Льва Толстого «Война и мир» историческим документом о войне 1812 года.
Новая хронология заинтересовала ульяновского математика, и он начал изучать её более подробно, всё более убеждаясь в её логичности.
– Недавно я прочёл книгу Игоря Куринного о том, как писалась история Олимпийских игр, – продолжает Андрей Верёвкин. – Все думают, что её передали древние греки, но на самом деле её написали учёные 18 века. Или, например, закон гидростатики Архимеда, который нам известен со школы – рассказывают легенду о том, как древний грек Архимед открыл его, погрузившись в ванну, после чего закричал знаменитое «Эврика!». Оказывается, этот закон был работой Галилео Галилея, сделанной в конце 16 века, правильность которой ему пришлось доказывать долгое время.
Таким образом, под сомнение можно поставить любую историческую дату. И самое главное: люди столетиями исчисляли события и измеряли время от одной даты – дня рождения Иисуса Христа. Более того, некоторые современные учёные даже вычислили примерное время, когда родился Христос. Они подсчитали, что Вифлиемская звезда, взошедшая при его рождении, могла быть видна на небе в это время года в промежутке от 2 до 3 часов ночи. Казалось бы, вот до чего дошёл прогресс! Но у сторонников новой хронологии другое мнение на сей счет.
– Ещё в 17 веке учёный Иоганн Кеплер предположил, что за Вифлиемскую звезду древние волхвы приняли соединение Юпитера и Сатурна, – поясняет математик. – Кеплер попытался определить время этого астрономического явления, и по его расчётам это было за 3 года до «официального» рождества Христова. Так что над вопросом, когда же на самом деле родился Христос, учёные думают уже много веков и до сих пор не находят точного ответа.
Так для Андрея Борисовича Верёвкина эта новая теория открыла другие интересные науки – астрономию и её предшественницу астрологию, где он сумел применить свои знания по математике и по истории.
– С конца 90-х годов положение планет на небе стало возможно рассчитывать на персональном компьютере, используя специально разработанные астрономические программы, – вспоминает наш собеседник. – А до того их можно было получить с помощью астрономических таблиц. Я убедился, что при помощи лишь школьных тригонометрических формул можно легко и достаточно точно выяснить положения 5 светил (кроме Меркурия и Венеры), которые могут интересовать нас при проверке старинных расчётных астрономических данных. При этом оказалось, что периоды повторений аспектов светил, а это важнейшие численные характеристики гороскопа, совпадают с теми хронологическими сдвигами, которые в новой хронологии были обнаружены статистическими методами. Из этого результата стало ясно, что общепринятая хронология древности была составлена астрологами в ту пору, когда астрология ещё считалась респектабельной наукой. Стало быть, с точки зрения современной науки, история древности не может быть достоверной. Реконструкция её вновь становится актуальной научной задачей, чем и занимаются теперь сторонники новой хронологии.
Наши знания и всё то, что мы узнаём об окружающем мире, – нужны нам в повседневной жизни, но мы не всегда замечаем это. Разговаривая с математиком Андреем Верёвкиным, мы только под конец беседы вспомнили о царице наук. За 10 лет обучения математике в школе мы получаем много разных знаний об этой науке. Но многим ли из нас пригождаются в повседневной жизни после школы все эти косинусы и логарифмы? Сообщают, что Александр Сергеевич Пушкин не умел делить большие числа. Может быть, не стоит учить школьников всем этим математическим премудростям, и достаточно научить их только складывать да умножать? Кому, кроме самих математиков, нужна математика?
– Только физикам и инженерам, – шутит Андрей Борисович. – А если серьёзно, математические знания нужны, потому что мы живём в век научно-технической цивилизации, и пользуемся её благами, не отдавая себе отчёта в этом. Каждый день мы совершаем покупки в магазине, планируем доходы и расходы, пользуемся компьютерами, мало задумываясь о том научном фундаменте, который обеспечивает нашу повседневную жизнь.
Екатерина Позднякова
Из архива “Молодежной газеты” (2012 год)