Просмотры969Комментарии0

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября (по старому стилю 8 сентября) православные христиане празднуют одно из самых значимых событий – Рождество Пресвятой Богородицы. Сегодня мы напомним историю ее рождения, а также расскажем о самых известных иконах Божией Матери.

История гласит  

Когда настало время появиться на Божий свет Спасителю, в Галилее в городе, который называется Назарет жил мужчина, который является потомком царя Давида, со своей Анной. Эти люди были очень благочестивы, смиренны и милосердны, несмотря на свое высокое царское происхождение. Большую часть своих денежных средств они жертвовали бедным и синагогам, которые регулярно посещали.

Вся их жизнь была основана на любви к христианам и людям. Эта семейная пара дожила до глубокой старости, но детей они не имели. Отсутствие потомков их очень сильно огорчало. В те древние времена многие люди надеялись через свое потомство продолжить миссию спасителя. Именно поэтому мужчина-еврей, который не имел детей, считался наказанным Господом за грехи. Очень тяжело прямому потомку царя Давида, потому что именно его род должен был ожидать рождения Христоса.

В один из больших праздников Иоаким пошел в христианских храм, что бы принести жертву. Но священник не позволили ему это сделать, потому что у него не было детей. Евреи, которые находились в храме стали оскорблять и смеяться над благочестивым Иоакимом. Это событие сильно опечалило еврея, чтобы немного успокоится он пошел в пустыню, в которых он пас свои стада. Именно здесь он дал обещание Господу, что не будет ни есть, ни пить и не пойдет домой, пока Господь не услышит его молитвы.

Его жена Анна в это время оставалась дома. Когда она узнала о произошедшем, то стала еще усерднее произносить молитвы. В своих молитвах Анна дала Господу обещание, что если родит дитя, то отдаст его в Господне услужение. Когда Анна молилась, ей явился ангел и принес добрую весть: “Твои молитвы были услышаны, тебе будет послана Господом дочь и ты дашь ей имя Мария”. В то же самое время ангел явился и Иоакиму и оповестил его о радостном событии.

За величайшую веру, терпение и любовь друг к другу этой паре была послана великая радость: у них появилась дочь под конец их жизни. Иоаким и Анна назвали девочку Мария, что означает по одному из мнений – « Госпожа».Optimized-Zamislirea-Sfintei-Fecioare-Maria

Появление Марии на свет принесло радость всем христианам, потому что именно она должна была стать Божьей Матерью. Пресвятую Марию оберегали и хранили от всех бед, а в трехлетнем возрасте отвели в Храм, где она начала свое служение Господу. Это событие празднуют ежегодно, праздник носит название Введение во Храм Пресвятой Богородицы, его отмечают четвертого декабря (по старому стилю 21  ноября).

Иоаким покинул свое земное тело, когда ему было около восьмидесяти лет, вскоре после его кончины Анна  переехала к своей дочери в святой Иерусалим. Анна непрестанно молилась в храме до самой своей кончины. Анна умерла через два года после своего мужа, она находилась уже в преклонной старости.
Когда говорят о  Пречистой Деве Марии, то упоминаются и ее верующие родители Анна и Иоакиме. Они, согласно народной легенде, являются главными помощниками в случае супружеского бесплодия. Этих христиан называют Богоотцами, их память празднуется двадцать второго сентября (по старому стилю – 9 сентября).

Самые известные иконы

В России известно порядка 470 наименований икон Богородицы. Наиболее известными являются Казанская, Владимирская, Федоровская, Иверская, Семистрельная, Грузинская, Тихвинская.

Казанская икона

Эта чудотворная икона — одна из наиболее почитаемых в Русской Церкви святынь: и как покровительница семьи — образ дарят при венчании и при крещении детей, и как целительница в болезнях, и как спасительница Отечества в лихолетье смуты, войн, народных бедствий.

Казанская икона Божией Матери. Ватиканский список

Казанская икона Божией Матери. Ватиканский список

В начале июля 1579 года в Казани случился большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока. Но город вскоре начал вставать из руин. Отстраивал заново дом и стрелецкий сотник Данила Онучин (церковное предание говорит о нем как о стрельце, хотя Онучины — нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI в.). Его дочери, двенадцатилетней Матроне, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ, после чего Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону.

На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в церковь Николы Тульского, откуда, после молебна, перенесли ее с Крестным ходом в Благовещенский собор. Известно, что во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.
Изложение обстоятельств обретения святыни и описание чудес, а также список с иконы были посланы в том же году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

Со временем монастырь разрастался, число монахинь достигло 500. У монастыря были свои сады, огороды, пасека, швейная мастерская, церковно-приходская школа и многое другое.

Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. К началу XX века он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, была разрушена в советское время.

Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 гг., утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров.

Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. и Софийская надвратная церковь, которая с 1993 года передана Казанской епархии. В глубине квартала расположены двухэтажные Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор.

В 1904 году произошла трагедия: Россию потрясло известие о краже чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями, не нашла подтверждения. Однако похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей.

Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в одной из ярославских церквей.

Далее судьба монастыря была такой же незавидной, как и судьба многих других обителей по всей России. В монастырских храмах в советские годы располагались разные предприятия и учреждения.

И только 21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, где в торжественной обстановке Казанской епархии был передан чудотворный «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери, установленный в Крестовоздвиженской церкви и находящийся здесь поныне. Через два года монастырь начал новую историю своего существования как мужской.

Владимирская икона

(принято молиться об избавлении от нашествия иноплеменных, об укреплении православной веры, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России)

Согласно преданию, Владимирская икона Божией Матери написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Владимирская икона Божией Матери оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому.

Владимирская икона

Владимирская икона

Сын Юрия Долгорукого Андрей, впоследствии прозванный Боголюбским, отправляясь с юга России на север для создания независимого от Киева владения, взял с собою Владимирскую икону Божией Матери. После краткого отдыха в городе Владимире князь Андрей продолжил своё путешествие, но, отъехав на несколько верст от города, лошади, везшие икону, неожиданно встали, и все попытки заставить их стронуться с места были безуспешны. Смена лошадей также ни к чему не привела.
Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Ко всеобщей радости жителей Владимира князь Андрей возвратился в город вместе с чудотворной иконой. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.

Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице. 8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. 6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году. 3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

В 1480 году Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. 8 сентября 1999 года чудотворная икона была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах, соединенный с музеем небольшим коридором.

Семистрельная икона

(молятся об исцелении от холеры, хромоты и расслабления, об умирении враждующих)

Иконы «Семистрельная» и «Умягчение злых сердец» в настоящее время считаются разновидностями одного графического типа. На обеих в символической форме изображается пророчество святого Симеона Богородице о горе и скорби, которые ей предстоит испытать при виде распятого Христа: «Тебе самой оружие пройдет душу».

Семистрельная

Семистрельная

Богородица изображается с воткнутыми в сердце мечами. Иконы имеют небольшое различие – семь мечей, пронзивших сердце Богородицы, располагаются на них по-разному.

Иверская икона

(молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножения плодородия земли)

В IX веке во времена ереси иконоборства близ города Никеи (современная Турция) жила благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы Богородицы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону БогоМатери до утра, обещая им за это вознаграждение.

Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородице, и тотчас из пронзённой иконы Божией Матери потекла кровь. Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону Богородицы от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона Божией Матери при этом не легла на воду, а, стоя прямо, двинулась по морю.

С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону БогоМатери и поставил её в храме.

Но на другой день икону Богородицы не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами. Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей.

Иверская икона

Иверская икона

Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона Божьей Матери пребывает и доныне. По имени обители икона Богородицы эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою».
История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих.

О чудотворной иконе БогоМатери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.

Написать икону Богородицы для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря (триста шестьдесят пять монахов) сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы Божьей Матери.

13 октября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом.
Когда на патриарший престол вступил Никон, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона Богородицы .

Другие чтимые списки Иверской иконы Божьей Матери, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот, были также написаны на Афоне. Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы.

В 1929 году часовня была разрушена, икона БогоМатери исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В наши дни Божией милостью часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон.

Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.

В конце ХХ столетия прославилась мироточивая Иверская икона Пресвятой Богородицы из Монреаля, хранителем который был православный испанец Иосиф Муньос Кортес. К сожалению, в октябре 1997 года после злодейского убийства Иосифа чудотворный образ бесследно исчез.
Празднование чудотворной Иверской иконы Богородицы в Русской Православной Церкви совершается трижды: 12/25 февраля (этот день связан с перенесением списка Иверской иконы в монастырь на Валдае), 13/26 октября (день торжественной встречи Афонской святыни в Москве в 1648 году) и во вторник Светлой седмицы (именно во вторник Светлой седмицы, по преданию, было явление иконы на водах перед иноками Иверского монастыря).

Тихвинская икона

(молятся о прозрении слепых, исцелении бесноватых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе, падучей болезни, от нашествия иноплеменных)

Считается, что Тихвинская икона Богоматери была создана святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина.

Тихвинская

Тихвинская

В древних летописях описано, как в 1383 году над водами озера в лучезарном свете явилась икона Божией Матери с Богомладенцем на руке, переносимая неведомою силою по воздуху. Несколько раз икона опускалась на землю, но после того, как на этом месте начиналось строительство храма, икона вновь чудесным образом перемещалась, пока не остановилась в болотистом месте близ Тихвина.
С радостью приступил народ к строительству храма на месте, окончательно выбранном Богородицей для пребывания Её иконы. Впоследствии на этом месте был выстроен каменный храм, а затем устроен Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь.

Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений, не раз спасала она Тихвинскую обитель от шведов, осаждавших монастырь в течение трёх лет с 1613 по 1615 год. Всякий раз по молитвам отчаявшихся защитников Пресвятая Богородица своим заступничеством помогала им обращать в бегство в несколько раз превышающие силы противника. С тех пор Тихвинская икона Божьей Матери считается покровительницей северо-западных земель России.

В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс) и мирянин по имени Сергий (впоследствии его приёмный сын), спасая чудотворную Тихвинскую икону, увезли её в Европу, а затем – в США. Перед своей кончиной в 1982 году архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну протоиерею Сергию Гарклавсу заботиться об иконе Богородицы Тихвинская и вернуть её России тогда, когда в стране изменится отношение светской власти к Церкви и будет восстановлен Тихвинский монастырь. Торжественное возвращение святыни произошло в июне 2004 года.

Федоровская икона

(молятся при трудных родах)

Optimized-Федоровская

Федоровская икона

По преданию, Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Кем и когда она принесена в Россию – неизвестно, но уже в XII веке икона находилась в часовне недалеко от города Городца и считалась чудотворною. В 1164 году псковским князем Георгием Всеволодовичем на месте часовни был устроен монастырь, названный Городецким. В нашествие Батыя обитель сгорела. Все думали, что в огне погибла и икона.

В 1239 году, 16 августа, в день праздника Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа костромской князь Василий Юрьевич во время охоты увидел на сосне икону. Когда он попытался взять её в руки, икона поднялась в воздух. Поражённый этим чудом, князь пригласил духовенство и народ. После всеобщей молитвы икону сняли с дерева и отнесли в главный собор Костромы.

А накануне жители города видели, как по городу с иконой в руках прошёл какой-то воин в богатой одежде, очень схожий со святым великомучеником Феодором Стратилатом, в честь которого в Костроме был построен собор. Поэтому явленную икону Божьей Матери и назвали Феодоровской.

Среди людей, пришедших поклониться обретенной иконе Богородицы Феодоровская, были и люди из опустошённого татарами Городца, которые тотчас признали, что обретенная икона и есть та, которая несколько лет стояла в городецкой часовне.
С Феодоровской иконой Божией Матери связано избрание на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году. Костромское духовенство с Феодоровским образом вышло встречать московское посольство, шедшее просить молодого Михаила Романова на царство, и все вместе они отправились в Ипатьевский монастырь, где юный Михаил жил с матерью – старицей Марфой. Старица вручила сына покровительству Божией Матери перед Феодоровской Её иконой.

С тех пор Феодоровская икона Пресвятой Богородицы стала особо почитаться императорским Домом Романовых, а все иностранные принцессы, которых брали в жёны русские императоры и великие князья, получали после крещения отчество Феодоровна.

Дважды Костромской собор пережил пожар, и оба раза икона оказывалась невредимой. После этих пожаров князь Василий решил построить для иконы Богоматери Феодоровская особый храм – Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Алтарём он был обращён не на восток, а на север – к месту обретения иконы. Феодоровская икона пребывала в этом соборе, ставшем в 1835 году кафедральным, до 1929 года. После всевозможных перемещений из храма в храм, связанных с «историческими изменениями» в стране, 18 августа 1991 года икона была перенесена в кафедральный Богоявленский собор Костромской епархии, где и пребывает до настоящего времени.

Optimized-Грузинская икона

Грузинская икона

Грузинская икона

(молятся при эпидемии моровой язвы, чумы, об исцелении страдающих слепотой, глухотой)

Первоначально этот образ находился в Грузии, но во время покорения страны в 1622 году персидским шахом Аббасом икона вместе с другими ценностями была вывезена в Персию, где предприимчивые персы организовали торговлю православными святынями. Через три года после этих событий к русскому приказчику ярославского купца Григория Лыткина Стефану Лазареву, бывшему в Персии по торговым делам, местный житель принес Грузинскую икону Божией Матери и предложил её купить. Лазарев не смог упустить возможности выкупить православную святыню и, несмотря на высокую стоимость иконы, украшенную серебром и золотом, приобрел её.

В это время купец Лыткин в сонном откровении узнал о приобретении его приказчика и получил указание свыше отдать святыню в Красногорский монастырь в Архангельской епархии. Первоначально этот монастырь, построенный на горе, покрытой дремучими (чёрными) лесами, назывался Черногорским. Об этом откровении купец вскоре забыл, но когда через четыре года его приказчик вернулся на родину и показал приобретённую икону, благочестивый купец вспомнил о видении и тут же отправился в поездку в Архангельскую губернию, где и передал святыню монахам Красногорской обители.

Грузинская икона Божией Матери вскоре прославилась совершаемыми возле неё чудесами исцеления. Так, к монаху Питириму, после его молитв у чудотворного образа, полностью вернулись утерянные зрение и слух. Уже в 1650 году новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх Московский и всея Руси, исследовав зафиксированные исцеления от молитв перед чудотворной иконой Божьей Матери, установил день её празднования – 22 августа.

Слава о чудотворной Грузинской иконе Божией Матери быстро распространилась по всей Руси. Хроника времен царствования Алексея Михайловича свидетельствует, что чудотворный образ носили во многие российские губернии, даже на Лену в Сибирь. В грамоте 1698 года говорится: «Чрез образ Грузинской Пресвятая Богородица и прежде и ныне творит многие чудеса и исцеления приходящим с верою». В настощее время в Москве почитаются несколько списков (копий) древнего образа. К сожалению, подлинник чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы не сохранился.

Это далеко неполный список всех существующий икон Богородицы, но каждая из них почитается за помощь всем страждущим.

 

Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное