Здесь по лесу леший бродит
Практически в каждой деревне существуют легенды, которые наши предки передавали из уст в уста. Село Котяково Карсунского района в этом плане впереди планеты всей. Только здесь, по мнению старожилов, обитает женщина-леший, заманивающая в лес холостых мужчин, и самые злые русалки, которые только и ждут возможности утопить кого-нибудь в реке Сура.
Дочери Котяка
Раньше Котяково называлось Котяков-городок и, несмотря на свои маленькие размеры, имело статус уездного города. Селение получило такое имя в память о своем основателе – мордвине Котяке, который перебрался туда в середине семнадцатого века.
И именно с того времени берет свое начало легенда о появлении в Котяково русалок. Первой из русалок, по преданию, стала младшая дочка самого Котяка. «Добрый» папенька заставил девушку утопиться в реке. Она была жертвой, которую отец принес в дар стихии воды, дабы ее задобрить. Он наделся, что это спасет село от засухи. Слезы несчастной не смягчили сердце отца, и ночью ей пришлось отправиться на берег Суры и войти в воду для того, чтобы уже больше никогда не выйти из реки.
Не повезло и ее старшей сестре. С ней поступили еще более жестоко. Отец лично отвел ее в лес, раздел догола и, привязав к дереву, оставил там умирать, без еды и воды. Ей было суждено стать духом леса и защищать село от пожаров, нападения диких животных.
После этого Котяк решил, что свой долг выполнил и жизнь в селе должна пойти замечательная, а его односельчане нет-нет да и видели призраки двух его дочерей: одну – в лесу, другую – возле берегов Суры.
– Конечно, сейчас мало кто вспоминает эти легенды, но моя бабушка, например, искренне в них верила, – рассказывает жительница Котяково Валентина Ескова. – И после захода солнца нас, своих внуков, даже близко к реке не подпускала. Да и остальные жители села по вечерам держались от водоема подальше.
Жители Котяково рассказывали, что на рассвете на реке порой слышны странные звуки: то девичий смех, то истошные крики, будто бы кто-то тонет и просит помощи. При этом видно, что на воде нет ни души. А местные рыбаки порой поговаривали, что видели странную нагую девушку, с очень длинными волосами, которая порой отдыхает на берегу Суры.
Именно легенде о несчастных дочерях Котяка село обязано еще одним приданием – рассказам о красивой обнаженной девушке, которую, по слухам, иногда видят в местном лесу. И если в других селах говорят о мужчинах-леших, то здесь леший – это женщина, вторая дочка Котяка. Она, по рассказам старожилов, заманивает в лес неосторожных путников. Мужчинам хочется взглянуть поближе на красивую девушку, которая ходит по лесу, собирает грибы или ягоды. Они идут за ней и только спустя некоторое время понимают, что заблудились. Немногим из тех, кто попался на ее удочку, удалось потом выйти из леса.
Легенда о кладе
В 18 веке Котяково облюбовал для хлебных операций Тульский купец Филипп Федорович Филиппов, и, по слухам, именно он спрятал близ села огромный сундук с золотом. Купец, по преданию, «схоронил» деньги близ Котяково, в пещере, вход в которую он замуровал, устроив оползень. И стоило земле рухнуть, как в том месте, где был вход в пещеру, забил родник, который назвали «гремячим». Старожилы говорили, что вместе с ценностями купец оставил в пещере девушку, одну из своих «служек», дабы, когда она испустит дух, ее призрак охранял его сокровище.
После этого среди жителей села пополз слушок, что «не ладно» что-то в тех местах. Люди, в темное время суток оказавшись рядом с ключом, слышали женский плачь, а иногда видели женщину, которая исчезала так же внезапно, как и появлялась там.
В архивах сохранилась запись, в которой рассказывается о мужчине, которому удалось унести из пещеры часть клада Филиппа Филиппова.
Дело было в середине 19 века. У крестьянина, живущего в Русских горенках (село близ Котяково), украли лошадь, и в тщетных поисках конокрада он остановился отдохнуть у «гремячего» ключа и уснул.
«И вот, в это самое время вдруг ему представилась девушка, которая стала ему предлагать получить клад, – гласит архивная запись. – Мужик, понятно, не отказался. Тотчас же ключ иссяк, а перед крестьянином раскрылась земля, и показался подземный ход, как в землянку. Когда он вошел туда за кладом, то увидел множество золота, серебра и прочих драгоценных вещей. Только он успел получить из рук девы медный чайник наполненный золотом, как тут же побежал к входу. Едва мужик выскочил, как вход в пещеру закрылся».
Ему очень повезло, ведь по преданию, если бы он не успел сбежать, то навеки бы там остался, а сама девушка-хранительница клада вышла бы на поверхность земли.
Монах-призрак и родники
Есть в Котяково и легенда о монахе призраке, фигуру которого люди якобы видят на горе,
расположенной близ села.
– Мой отчим рассказывал, что когда пас овец, однажды встретил там этого монаха,– рассказывает Валентина Ескова. – Пока он стоял ошарашенный, фигура в черном исчезла. Хотя спрятаться или убежать у него точно возможности не было.
И многие, кто ходил на ту гору, рассказывали ту же самую историю. А вскоре там появился «Белый родник» – ключ, которому приписывали чудодейственные свойства.
– Еще когда маленькой была, пожилые женщины из нашего села часто, взяв с собой иконы, ходили туда молиться, – продолжает Валентина. – Например, просить дождей. И спустя три дня, как правило, долгожданные ливни приходили. Также туда ходят люди, которые больны. Считается, что эта вода может исцелять недуги.
В противовес легенде об исцеляющей воде люди поговаривают и о воде -мертвой. Овраг с этим источником находится в лесу, рядом с селом. И в нем также бьет ключ. И вот, что странно, старожилы рассказывали, что в давние времена там нередко находили людей, которые считались заблудившимися и сгинувшими в лесу. Притом находили их мертвыми, захлебнувшимися этой водой. По слухам, этот родник забил в сельском лесу спустя несколько дней после того, как большевики разорили сельскую церковь, а потом заштукатурили ее стены прямо поверх висящих на них икон.
– Люди до последнего пытались отстоять храм, – рассказывает Валентина. – Они по очереди дежурили возле него, не подпуская никого к церкви. Женщины пытались уговорить большевиков не трогать храм, объясняя, что если те снесут церковь, то не стоять селу. Но большевики их не послушали и ночью тайком проникли внутрь, вынесли дорогой инвентарь и сняли колокола.
Вот такие они котяковские легенды. Рассказы, на которых выросло ни одно поколение жителей села и которые сейчас, в большинстве своем, незаслуженно забыты.
Из архива “Молодёжной газеты”