Телефон с «шифровкой»
Штраф от 1,5 до 2,5 тысячи рублей может быть наложен на жителя Димитровграда Евгения Яруткина. Молодой мужчина совершил «серьезный» проступок: купил в немецком интернет-магазине мобильный телефон…
Покупки в зарубежных магазинах по интернету дело обыкновенное и, надо сказать, выгодное. Даже с учетом суммы доставки (причем многие иностранные продавцы предоставляют эту услугу бесплатно) разница между стоимостью одного и того же товара в России и, скажем, в Китае или даже США отличается в два-три раза. А иногда определенный товар в России просто не продается. Это и произошло в случае с Яруткиным: его как интернет-покупателя с опытом друг попросил оформить на себя покупку смартфона Motorola Moto G, который в российских магазинах не продается. По рассказу Евгения, размещенному в интернете, он сделал заказ у проверенного поставщика в Германии. 15 мая мужчина получил письмо об отправке заказа с трекингом (индивидуальным номером посылки) для отслеживания пути его следования. Вопреки обыкновению, посылка отправилась с неким «таможенным уведомлением», и получать ее надо было по разрешению таможни. А таможенники разрешения не дали, сославшись на отсутствие у товара нотификации – документа, разрешающего ввоз на территорию России.
Попытки получить посылку через таможенников и сотрудников ФСБ результата не дали. Единственное, что смогли посоветовать чиновники, это в последующем договариваться с магазинами, чтобы те указывали в счете-фактуре неполное наименование модели. В конце концов Евгений отказался от покупки и написал заявление о возврате телефона. Но в отношении него возбудили дело об административном правонарушении по статье 16.3 КоАП России «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ». Оказывается, у телефона есть функция шифрования, а ввоз шифровальных средств на территорию Таможенного союза ограничен наличием лицензий и нотификаций, зарегистрированных ФСБ России.
«СК» попросил прокомментировать происходящее Константина Толкачева – юриста с большим опытом работы в области защиты прав потребителей. Он оценивает этот случай как нонсенс.
– Этот случай иллюстрирует, что существующие нормы излишне строги, порой абсурдны, а потому немыслимы в современном мире, – считает Толкачев. – Мы видим, насколько много работы предстоит сделать для совершенствования таможенного законодательства, чтобы декларируемые принципы свободы торговли и свободы выбора были реализованы.
Искренне надеюсь, что этого человека не привлекут к ответственности, понимая, что он хотел просто купить вещь, а не совершить таможенное преступление. Окончательное решение еще не принято, а если оно будет негативным, я надеюсь, что он обжалует его в суде. Я бы настаивал на применении нормы о смягчении наказания в силу малозначительности его деяния: штраф можно заменить предупреждением. И обжаловать его надо до тех пор, пока не удастся добиться положительного результата.