Семь сотен лет народ помнит
13 июля в стенах Ульяновского областного драматического театра в рамках общероссийского празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского состоялся торжественный концерт.
На мероприятии присутствовали митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, глава города Марина Беспалова, руководители областных министерств и ведомств, священнослужители Симбирской митрополии, многочисленные горожане и жители области. Всего праздничное мероприятие посетили около 1800 человек, при том что большой зал драматического театра рассчитан на 670 мест.
Открывая концерт, сводный епархиальный хор певчих исполнил тропарь, кондак и величание Преподобному Сергию. Со словом, посвященным жизненному подвигу Игумена земли Русской, к собравшимся обратился глава Симбирской митрополии.
-Любовь к Богу — это самоотречение, любовь к людям — это самопожертвование. Именно этих добродетелей был исполнен преподобный Сергий, — напомнил архипастырь, особо отметив вклад святого в дело возрождения российской государственности.
Также владыка Феофан указал на значение Троице-Сергиевой лавры:
– В тяжелые времена российской истории обитель была оплотом и надеждой нашего Отечества. В Смутное время от ее стен шел объединенный духовной силой основателя Лавры народ против иноплеменников. И подобное влияние птенцов гнезда Сергиева на российскую историю сохранялось на протяжении всех семи веков ее существования». Отдельно в своем слове архипастырь поблагодарил за поддержку губернатора области, носящего имя преподобного Сергия Радонежского.
В свою очередь, губернатор выразил признательность митрополиту Феофану и духовенству Симбирской митрополии за вклад Церкви в духовное и нравственное возрождение региона.
-Я хочу, чтобы нынешнему, очень значимому празднику радовались не только мы, но и наши дети. Приятно видеть, что многие из вас пришли со своими детьми, внуками, потому что мы делаем всё это не только для себя, а прежде всего для наших детей, для достойного будущего Отечества. И мы никому не позволим, ещё раз попытаться вытравить из нас веру, заставить нас потерять надежду, – сказал он.
Также Сергей Морозов отметил, что надеется на скорейшее завершение строительства Спасо-Вознесенского кафедрального собора с прилегающим храмовым комплексом и участие Предстоятеля Русской Православной Церкви в освящении собора.
После завершения официальной части праздничную программу продолжили выступления музыкальных коллективов Симбирска, протоиерея Олега Кропочева, народной артистки России Кларины Шадько и других.
Напомним, что Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником Русской земли, сохранились также сведения о совершенных им чудесах. Годы жизни его приблизительно – 1314-1392.
Как сообщает его ученик Епифаний Премудрый, написавший житие преподобного, ещё до достижения двенадцатилетнего возраста Варфоломей (так звал его при рождении) «стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился», что послужило источником некоторых разногласий между сыном и матерью, которую беспокоили такие подвиги её сына”.
Через какое-то время сильно обедневшая из-за набегов татаро-монголов семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж.
И в душе мальчика возникло и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни; достигнув двадцатилетнего возраста, он решился постричься в монахи. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти: «братья Стефан и Петр жили отдельно своими семьями, и Варфоломей был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости и скудости». Ждал он недолго: через два-три года он похоронил отца и мать, которые, следуя распространённому в то время на Руси обычаю принимать иночество под старость, незадолго до смерти тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьково-Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским.
После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года.
Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие).
По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича.
Как сообщает первый жизнеописатель преподобного Сергия, битве с Мамаем предшествовала встреча князя Димитрия с преподобным Сергием.
Получив от него благословение, великий князь «ушел из монастыря и быстро отправился в путь». А позже, когда русские воины, выступившие в поход, увидели войско «татарское весьма многочисленное» и «остановились в сомнении», «размышляя, что же делать», неожиданно «появился гонец с посланием от святого», в котором говорилось: « Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог.»
После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
Как сообщает Епифаний Премудрый, в трудах, воздержании и молитве преподобный достиг глубокой старости и о смерти своей предуведомил братию монастыря: « Предвидел он за шесть месяцев свою кончину и, призвав братию, вручил игуменство своему самому любимому ученику … по имени Никон. »
После того как он дал наставления новому игумену, «Сергий … безмолвствовать начал». Незадолго до кончины Сергий, «видя, что он уже к Богу отходит», в последний раз призвал братию для беседы и наставлений, а «перед самой смертью …он тела и крови Владыки причастился».
Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Завещанием монастырской братии остались его предсмертные наставления:
« Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…”