Просмотры813Комментарии0

Педагог «на износ»

11 лет жизни мы проводим в школе. Именно там формируется основа нашего будущего. Все эти годы с нами рядом учителя. Кого-то из них мы помним годами, о ком-то ни разу не вспоминаем после выпускного вечера. А чем сегодня живут сами педагоги? Накануне Дня учителя мы провели своё исследование.

Предложение
Выступая на форуме «Территория смыслов» на Клязьме, премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев предложил учителям, которые недовольны низкой зарплатой, искать подработку в бизнесе. Реплика премьера многих покоробила.
– Это публичное признание невозможности государства обеспечить учителям достойный уровень доходов, а ведь это дело государственной важности. Низкие заработные платы – это, прежде всего, подавление мотивации учить качественно и с энтузиазмом. А это, уверен, дорога в тупик, – считает преподаватель философии одного из челябинских вузов Александр Немов.
Без нормальной системы образования наша страна обречена на прозябание на долгие годы и в конечном результате просто деградирует.
– Чтобы выжить, учитель набирает по 1,5-2 ставки и более в условиях старения и дефицита кадров. Педагог работает на износ и неизбежно халтурит, – говорит преподаватель обществознания и политологии самарского вуза Татьяна Маслова.
Репетиторство как способ дополнительного заработка в нынешних условиях тоже не выход.
– О каком репетиторстве говорить, когда сегодня даже коробка конфет может быть расценена как взятка. Нас заведомо посылают в ловушку, поскольку частные уроки, без образования юридического лица, караются законом, – говорит учитель физики одной из ульяновских школ Наиля Федорова.
Между тем, сельские учителя свой побочный «бизнес» прекращать и не думают, вкалывая весь свой отпуск и выходные на огородах, иначе не прокормиться.
– Маленькие зарплаты ставят учителей в позицию нищих. А нищих у нас презирают. В результате учитель стал никем, – делится своим мыслями мама двоих школьников Марина Свешникова.
Петиции по следам выступления премьера собирались по стране пачками. Только волну эту незаметно сдули. И всё уже начало забываться, как вдруг известный журналист Владимир Соловьев подбросил дров в угасающий костер негодования. Речь идет о словах Владимира Рудольфовича во время прямого эфира на «Вести FM».
– Зачастую педагогические (вузы) набиты всяким сбродом, который никуда не может попасть. И вот они выходят и идут работать учителями… С какой пьяной радости учителя должны получать не меньше моего? Я зарабатываю, а не получаю, – в частности сказал Владимир Соловьев.
И на фоне этого мы слышим о необходимости повышения престижа педагога!
Сладкая косточка
Слова Владимира Соловьева подняли вторую волну гнева. Вновь полетели петиции, теперь уже с требованием привлечь журналиста к уголовной ответственности за попрание чести и достоинства.
Однако всем негодующим, и учителям в частности, была брошена «сладкая косточка» в виде подтверждения того, что, мол, волноваться незачем, майские указы Президента о повышении зарплаты педагогам будут выполнены в полном объеме.
– Все мы помним, как наш Президент поставил перед правительством задачу о доведении заработной платы педагогам до среднего уровня по экономике. В действительности этот указ лукавыми методами обошли. Так, в мае правительство отчиталось, что по итогам 2015 г. зарплата у учителей подросла на 106% и составила по стране где-то 32,6 тыс. рублей, забыв упомянуть только, что всё это произошло за счет манипуляции расчетов путем сокращения по новой методике средней заработной платы в экономике в целом. Соответственно, зарплаты бюджетников по отношению к этой сократившейся средней в процентном отношении подросли, – считает доктор экономических наук Алексей Романов.
Специалисты посчитали: чтобы учитель шел в школу и работал по призванию, он должен получать на 15-20% выше заработной платы по региону.
– Может, моё мнение вас удивит, но я убеждена, нам, педагогам, так и надо! О нас ноги вытирают – мы молчим. Ведь ни одна петиция так и не набрала нужного количества подписей. А тем временем, в реальности зарплату не подняли, а урезали, и теперь средняя ставка учителя высшей категории еле дотягивает до 10 тысяч! Мне 66, и я еще бунтую! Мы идем по пути к обществу, в котором не нужны умные, нужны исполнительные, – считает педагог, народный учитель России Любовь Кириченко.
Момент истины с Соловьевым
Памятуя о том, что господин Соловьев, считает непрофессионалами всех тех, кто комментирует его без спросу, мы нашли-таки способ втиснуться в плотный график журналиста и вышли с ним на связь.
Приносить извинения учителям Владимир Рудольфович и не собирался:
Соло– Мы жили долго в государстве с социальными гарантиями. А потом решили – нужна свобода и побольше! Так нате – получите свою свободу. У нас нет никакого строя, и чтобы выжить, нужно крутиться. Но и это нас не устраивает. Мы хотим быть свободным и обеспеченными за счет государства. Да нет у него денег, ребята! Я получил хорошее образование, преподавал сам. Мои дети ходят или ходили в школу. Но я не готов уважать всех педагогов поголовно. Убежден, именно по призванию работают единицы, но они попадают в жернова общей системы. Значит, менять нужно всю систему образования целиком.
В подтверждение слов Владимира Рудольфовича приведем неутешительные результаты нашего собственного исследования, проведенного накануне выхода материала в Ульяновском педагогическом университете.
Стандартную статистическую мерку в 1200 респондентов мы сократили в десять раз, до 120. Однако, думается, это не сильно повлияло на исход данных.
Итак, из опрошенных 120 студентов разных потоков и специализаций с четким намерением преподавать поступили в вуз лишь 34,6% опрошенных – меньше 42 человек. Остальные пришли в педагогический просто за дипломом о высшем образовании. Из 42 потенциальных педагогов учительствовать планируют после окончания вуза всего лишь 18,9%, то есть 8 человек. Итого, в реальности в школе окажутся лишь пятеро из 120! Да и многие оставшиеся выпускники, вначале не планировавшие идти в школу, помыкавшись со своим дипломом учителя и не найдя другой работы, придут работать в школу, “просиживая” государственные деньги.
Студент-бюджетник обходится государству в год в среднем в 112-156 тысяч рублей (по минимуму). Получается, примерно 15 410 000 рублей в год тратится государством впустую на студентов, которые не будут работать “по призванию”!
Глядя на эти цифры, вспоминая некоторых нынешних учителей, их поведение и отношение к профессии, невольно начинаешь понимать точку зрения господина Соловьева.
Может, мы не правы? Выяснить, чем живет и дышит современный педагог, мы решили, обратившись к официальному источнику – сайту профсоюза. Оказалось, с Нового года ульяновские педагоги ничем не дышат… Поздравляющий Дед Мороз там последняя заметка.
И всё же…
Я выросла в семье учителей. Бесконечные методички, тетрадки, мамины уроки до глубокой ночи на кухне до сих пор в моей памяти. Тогда мне было обидно, приходилось делить ее любовь с другими детьми. Дверь в нашем доме не закрывалась никогда: бывшие и настоящие ее ученики ходили косяками просто так, чай попить или за советом. Меня зло брало, когда она, отправляясь с классом в цирк или музей, отдавала свои деньги за тех, у кого не было возможности купить билет. Но теперь я всё поняла. Помню, мама сломала ногу, так в хирургию её нёс на руках весь ее 10 В.
А однажды я стала свидетелем, как ее бывший ученик, которого я помнила еще мальчишкой-хулиганом Алешкой, теперь уже состоявшийся мужчина, крепко взяв ее за руки, с дрожью в голосе говорил:
– Я готов всю жизнь целовать ваши руки, мама, за то, что вы не дали мне пропасть и вырастили из меня человека.
Моя мама всю жизнь мечтала быть учителем. Ей казалось – достойней профессии нет. За сорок с лишним лет ее поток бесконечной любви к детям и преданности делу до сих пор не иссяк, невзирая ни на что. Так неужели она не заслуживает уважения и достойной платы за труд?
Ольга ФИЛИППОВА.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное