Знающие прикуп не стремятся в Сочи
Начинается летний сезон отпусков. В этом году, как ожидается, меньше россиян поедут отдыхать за рубеж, и больше — на свои, российские курорты (Кавказ, Крым и т.д.). Во время недавнего отдыха в Доминиканской Республике я увидел, что по сравнению с прошлым годом русскоязычное присутствие там сократилось на порядок. А то, которое осталось, представляют в основном зарубежные русские — из США, Канады, Германии. «Аэрофлот» отменил прямые рейсы из Москвы в Пунта-Кану из-за недостаточного количества пассажиров. Раньше 13 часов полета не были препятствием — россиян в Доминикане было столько, что крупные курортные отели держали в своем штате сотрудников со знанием русского языка.
Благословенная карибская земля, где воздух и вода одинаково теплы в январе и июле, привлекает гигантское количество отдыхающих со всего мира. Зимой в Европе не остается мест, пригодных для купания, и очень многие европейцы летят отдыхать не на беспокойный Ближний Восток или в Юго-Восточную Азию, а на острова Карибского бассейна. Доминиканская Республика — страна недорогая и безопасная, а ее курорты обустроены по последнему слову мировой индустрии отдыха.
Причем технический прогресс в этой сфере идет очень быстро: то, что я видел во время первой поездки туда в конце 90-х, и то, что сейчас, — небо и земля. Тогда не было ни отличных шоссе, по которым сейчас развозят гостей по отелям, ни новых, с иголочки, автобусов и вэнов — были убогие дороги и старые машины, явный секонд-хэнд. Но у доминиканцев было и другое: желание честно работать, пусть за небольшие деньги, ублажая иностранных гостей, а у зарубежных инвесторов — желание вкладывать деньги в эту страну. Отдыхают на Карибах десятки тысяч европейцев. Особенно много испанцев, но часто видишь и немцев, шведов, французов, а об американцах и канадцах говорить не приходится: из Нью-Йорка и других городов Северной Америки полно прямых рейсов в Санто-Доминго, Пунта-Кану и Пуэрто-Плату, и лететь недолго.
Доминикана — бедная страна, это видно невооруженным глазом. Страна, которая гораздо беднее России. «Банановая республика», где обслуживающий персонал счастлив, когда получает доллар на чай (кстати, вся тамошняя курортная индустрия принимает официальные платежи не только в своей национальной валюте — песо, но и долларами США, и евро).
Уточню: отдельные оазисы курортной роскоши, которые есть в России, ничего не решают — эта индустрия держится на массовом отдыхе, на глобальной привлекательности курортов для миллионов людей во всем мире. В 2014 году Доминиканскую Республику (население — около 9,5 млн человек) посетили 5,14 млн отдыхающих из-за рубежа — это самый высокий показатель среди стран Карибского бассейна. Здесь есть отдых на любой кошелек, и даже самые скромные отели предлагают приличные условия. Все работает как часы — встреча в аэропорту, размещение, питание, выбор развлечений… А покой отдыхающих охраняет специальная «туристическая полиция».
ВВП на душу населения в Доминикане — чуть больше $13 000 в год (здесь и далее — данные МВФ по паритету покупательной способности за 2014 г. — Авт.). Российский показатель — $24 800 в год. ВВП на душу населения США — примерно $54 600. А вот ВВП, который в среднем приходится на жителя Гаити (эта страна делит с Доминиканской Республикой остров Эспаньола), — $1750. Доминиканская Республика для гаитян такой же маяк благополучия, как США — для доминиканцев. Всю тяжелую, грязную работу в Доминикане выполняют гаитяне.
Сегодня американский бизнес ждет на низком старте «отмашки» насчет Кубы — неожиданное сближение США с коммунистическим режимом постепенно отменяет ограничения, существовавшие со времен революции Фиделя. И никто из аналитиков-экономистов не сомневается: как только американское правительство разрешит свободно вкладывать туда деньги, доллары на Остров свободы потекут рекой. И очень скоро, в течение считаных лет, Куба будет иметь такую же курортную инфраструктуру, как и соседняя Доминикана.
Бизнес пойдет туда, несмотря на коммунистический режим, — точно так же, как он рвется в Китай. А в Россию — не рвется.
Потому что для бизнеса главное — предсказуемость, наличие четко прописанных и соблюдаемых властями правил игры, пусть даже «коммунистических». Да и внешнеполитические кульбиты типа аннексии Крыма не улучшают имидж России — как раз именно в плане ее предсказуемости. На Западе за пределами специфического криминального мира никому не по вкусу «жизнь по понятиям», в соответствии с блатной присказкой: «Я хозяин своему слову: я его дал, я его и взял». А бизнесменов это просто пугает.
Есть и еще один фактор. Чтобы иностранцы в массовом порядке захотели ехать в Россию на отдых и тратить там деньги, недостаточно создать мощную курортную инфраструктуру, которой пока нет. В «индустрии гостеприимства» надо научиться именно быть гостеприимными. Гостям надо угождать (да-да, именно так) без гордого надувания щек — если вы, конечно, хотите получить их деньги. Ну а если нет, то на свете много стран помимо России, где географический климат более благоприятен для отдыха, а политико-экономический — для вложения денег в туристическую отрасль.
Жалко только, что при наличии столь богатых и разнообразных природных ресурсов и образованного населения (чего нет ни в Доминикане, ни в Эмиратах, ни в Турции или Таиланде) Россия, видимо, еще долго будет аутсайдером международной индустрии отдыха.
Раньше говорили: «Мы бедные, но гордые». С тех пор бедности стало меньше, но зато гордости — больше. Хотя если сравнивать Россию не с Доминиканской Республикой, а с передовыми странами мира, то, возможно, оснований для гордости окажется не так уж и много. Новый уникальный танк — это, конечно, хорошо, но в мирной жизни толку от него меньше, чем от современных курортов и хороших дорог. Не так ли, дорогие мои земляки?
Илья Бараникас
Источник: “Московский комсомолец”