Просмотры4878Комментарии0

К тому, кто рано встает, рыба сама в руки идет

На берегах рек, озёр, заливов летом постоянно сидят рыбаки. Если раньше рыба была нужна для того, чтобы прокормить семью, то сейчас, как признаются некоторые рыбаки, ловят больше для удовольствия. Утром в воскресенье мы приехали в Юрманский залив (Чердаклинский район) и поговорили о современной рыбалке.

Рыбаки приехали на место рано, в четыре часа утра, а мы добрались значительно позже – часов в девять. Нас встретила компания рыбаков: Никита Беспалов, Алексей и Андрей Владимирцевы согласились ответить на наши вопросы. К слову, место было выбрано неслучайно. Дело в том, что рыбаки готовились к соревнованиям (они пройдут 18 июля) именно на этом месте.

Рыбачу я давно, с детства. Папа всегда водил меня на рыбалку, я, правда, это плохо помню. Зато помню, как всё лето проводил в деревне на рыбалке. Свою первую рыбку помню хорошо. Было мне лет шесть, папа купил бамбуковую удочку, я приехал в деревню и отпросился у бабушки на рыбалку. Речка была за нашим огородом. Бабушка отпустила меня одного. Я, правда, тогда еще ловить не умел. В итоге ничего не поймал, да ещё и об дерево сломал удочку. Разозлился сильно. Тогда дядька мне сделал обычную удочку из орешника и повел на рыбалку. Вот тогда я поймал хорошего большого пескаря. С тех пор каждый день в деревне проводил на рыбалке, — вспоминает Никита Беспалов.

Алексей также сказал, что удочку в руках стал держать с раннего детства. Так рыбалка долгое время и оставалась его любимым хобби, пока в 2016 году Алексей Сергеевич не увидел объявление на сайте ульяновских рыбаков о соревнованиях. После этого у него появился и спортивный интерес.

Я тогда уговорил своего коллегу с работы поехать на соревнование. С первого раза было ничего непонятно. Три года уговаривал друзей съездить на соревнования, и вот получилось. Спортивная рыбалка мне нравится азартом, — рассказывает Алексей.

Главная цель рыбаков-спортсменов – выловить как можно больше рыбы. Как правило, во время соревнований два тура, каждый длится по три часа. Как признался Алексей, однажды за три часа соревнований ему удалось выловить пять с лишним килограммов.

Я всегда любил спорт. Профессионально занимался волейболом, футболом. И вот однажды я сломал ногу, из-за чего мне год нельзя было играть в футбол. Тогда я подумал, почему бы и не попробовать себя в спортивной рыбалке. На выручку пришёл Алексей, который всё рассказал и объяснил. В первом же соревновании я занял второе место среди 40-50 человек. Рыбы было очень мало, поэтому десять рыб, которые я выловил в первом же туре, было достаточно для победы. Второй тур провели и вовсе необычный. Почти три часа я сидел и не мог ничего поймать, за пять минут до конца она стала клевать. Шла друг за другом. В итоге последние пять минут стали решающими для моей победы, — продолжает Никита.

Отпускаем рыбу

Любопытно, что спортивная рыбалка отличается от обычной ещё и тем, что по регламенту всю пойманную рыбу надо отпустить. Вот и получается, что раньше рыбку ловили для еды, а теперь для азарта. Как рассказали рыбаки, чтобы рыбе не было вреда, используются специальные приспособления.

Когда рыбачим для себя, то часто тоже отпускаем рыбу. Маленькую рыбку жалко. Да и я не особо её люблю. Беру только иногда, сушу. Больше всего мне нравится судак, — поясняет Никита.

Алексей сказал, что он любит леща, да и то возьмёт с собой одну-две рыбки. Остальных отпускает, мол, «куда их больше».

Пока мы беседовали, на удочку попался окунь. Нам стало интересно, а какую рыбу чаще всего можно поймать в регионе. Со слов Никиты, разную, но основная – судак, лещ, карась, сазан, сорожка, окунь и так далее. Каждая рыбка любит свою прикормку.

Рыба избаловалась, поэтому подкормка, которую раньше использовали, например, кашки разные, уже их не приманивает. Сейчас много современных средств. Например, добавляем в подкормку всякие средства с запахом ванили, шоколада, бисквита, печенья. Вот такую сладкую подкормку любят лещ, плотва, язь. Окунь – хищная рыба, поэтому ему подавай червячка, мотыля. Но, как видите, на сладкое он тоже хорошо подходит, — говорит Никита.

Если раньше червей выкапывали, то теперь некоторые рыбаки «не заморачиваются» над этим вопросом и покупают в рыболовном магазине, стараясь сэкономить своё время.

Рыба со дна

Как признались рыбаки, они не ставят себе цель поймать большую рыбу.

Мне нравится сам процесс, я не стараюсь ездить на водоёмы за большой рыбой. Поэтому и хвалиться огромными экземплярами в 10-20 килограммов не приходится. Летом самая большая пойманная мной рыба – сазан на 3,5 килограмма, её я поймал в речпорту в Ульяновске. Зимой я ловил щуку на 5 килограммов, — комментирует Никита.

В коллекции Алексея самая большая рыба была поймана зимой в пруду в селе Шемурша (Чувашская Республика), это щука на 7 килограммов.

К слову, во время беседы журналист заметил, что удочка отличается от привычной. Как подтвердили рыбаки, есть разные виды рыбалки: поплавковая и донная. Привычная многим с детства удочка – поплавковая. Рыбаки, с которым нам довелось порыбачить в воскресенье, предпочитают донную, такие удочки ещё называются фидерными. Если говорить простым языком, то главное отличие в том, что удочка оснащена кормушкой. Она рассчитана на дальний заброс и ловлю рыбы со дна. Специалисты отмечают, что главное отличие заключается в наличии большого числа колец и тонкой и мягкой вершинки, по которой и можно определить, что рыба клюёт.

Кстати, помимо рыбки чего только не вылавливают рыбаки. При нас несколько раз выловили водоросли и чьи-то потерянные снасти. Также бывают ракушки, коряги, пакеты и другой мусор, который люди бросают где попало.

За рыбкой — в реку

На рыбалке не обходится без интересных и пугающих историй. Несколько из них нам поведал Никита Алексеевич.

— Наверно, лет семь-восемь мне было. Я повёл свою двоюродную сестру на рыбалку. Сидим мы на мостке, ловим рыбу, и ей попался большой экземпляр — то ли карась, то ли плотва. Я уже не помню. Она так обрадовалась, сидит, любуется ей. А рыба вдруг взяла и выскользнула из рук и снова в водоём. И сестра за этой рыбой в воду. Я в последний момент схватил её за одежду и обратно на мосток, а она кричит: «Отпусти меня! Я её поймаю». Еле успокоил и убедил, что рыба уже уплыла.

Бывает и так, что во время рыбалки погода резко портится, начинается дождь, молнии сверкают. Только рыбаки собираются домой и уезжают, и туча «уходит» вместе с ними. А однажды любители рыбки и вовсе чуть не поплатились за своё увлечение.

Это было зимой. Мы приехали на Свиягу в посёлок Дачный. Лёд был толстым! Машины по нему ездят, не проваливаются. И вот отошли мы с другом два метра от берега, и оба провалились под лёд. Видимо, кто-то прорубь тут делал, а её снегом припорошило, вот и не видно было. Ладно быстро среагировали и выпрыгнули. Да, зимняя рыбалка опасна, — говорит Никита.

Не спать всю ночь

Как признались рыбаки, рыбалка успокаивает, расслабляет и даёт возможность отдохнуть. Ради неё они готовы на многое, например, не спать всю ночь. Бывает так, что приедут рыбачить ночью, всю ночь проведут с удочкой, а утром сразу на работу.

Два-три раза в неделю стараюсь выезжать на рыбалку. Сейчас днём жарко, ловим по ночам. Если это выходные, то, конечно, стараюсь проводить так чуть ли не всё время. А так я семейный человек: семья и дом на первом месте. Моя девушка, которая скоро станет женой, нейтрально относится к моему увлечению. Если выезжаем на природу, то она может посидеть рядом, но целенаправленно, скорее всего, не поедет. Она у меня быстро замерзает на рыбалке, — объясняет Никита.

Напоследок, мы попросили подсказать новичкам, куда можно съездить, чтобы наловить рыбы. Никита рекомендовал порыбачить на Свияге (посёлок Дачный), в Старомайнском заливе и в посёлке Щербеть в Татарстане (примерно 130-140 км от Ульяновска).

Новичкам, конечно, может быть тяжеловато. Поэтому я бы советовал ездить с опытными рыбаками и смотреть ролики на ютубе, — добавляет Алексей.

Не останавливаться, даже если нет улова. Нам часто говорят, что мы постоянно с уловом. Это не так. Бывает, что мы приезжаем без единой рыбки. Конечно, возвращаешься злой, выспишься, и снова можно ехать на этой же место. Рыба может начать отзываться. Тут главное — терпение. Ну и, конечно, хотелось бы, чтобы все рыбаки и отдыхающие убирали за собой.

За эту рыбалку рыбакам удалось выловить много рыб разного размера, но самый большой экземпляр попал в руки Алексею – это лещ на четыре килограмма. Правда, всех рыб отпустили на волю. Перед соревнованием брать себе улов – плохая примета.

Рыба на 960 кг

Кстати, недалеко от Ульяновской области в Тетюшах (Республика Татарстан) стоит монумент огромной рыбине белуги, которую выловили в здешних краях. Поразительным был её вес – 960 кг. Многие рыбаки стараются попасть в эти края, чтобы сфотографироваться с запечатлённой на века рыбой.

История гласит, что в 1921 году местные рыбаки выловили её рядом с Тетюшами. Длина рыбины составляла более пяти метров. Говорят, что в её желудке потом обнаружились раки, стерлядь, налимы. Также люди тогда утверждали, что икры было около 16 пудов.

Поговаривают, что в те времена был ужасный голод. Люди не знали, что есть. И эта рыба стала настоящим даром. Саму рыбу увезли в Казань как гуманитарную помощь голодающим людям. А вот чёрная икра появилась на столах жителей Тетюш. Памятник открыли в 2013 году. С тех пор это место стало привлекать не только рыбаков, ведь данные места славятся отличным уловом, но и туристов, которые желают оставить себе на память фотографию с пятиметровым гигантом.