Просмотры429Комментарии0

Справится ли родной агропром?

Указ президента РФ Владимира Путина от 6 августа 2014 и Постановление Правительства РФ о запрете ввоза продовольственных товаров из некоторых стран Запада, Америки и Австралии открыли, по сути, новую страницу развития отечественного сельскохозяйственного производства.

fb13ca245b36b29592752dc6da854a10Аграрии понимают, что страна в них верит и вопросы продовольственного обеспечения выходят на первый план. Есть ли у регионального агропромышленного комплекса достаточный потенциал, чтобы значительно увеличить выпуск качественной и недорогой продукции и хранить собранный урожай без традиционного подъёма цен весной.

Без еды не останемся

Заместитель министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Александр Братяков

– Когда возникла сама проблема импортозамещения, мы сделали «срез» по магазинам региона, и сразу стало ясно, что опасений возникновения какого-либо серьёзного дефицита просто не может быть. Примерно семьдесят процентов продуктов, что люди приобретают в нашем регионе, здесь же и производятся. Покупатели предпочитают знать о происхождении тех или иных продуктов, и чем ближе производитель, тем больше им доверия. Есть, конечно, определённая ниша, не заполненная товарами местного производства, фрукты, рыба, сыры.

Наибольшие проблемы у рестораторов, поскольку многие деликатесы имеют западноевропейское происхождение. Но не они являются главными наполнителями продовольственной корзины рядовых покупателей.

Что касается местных сельхозпроизводителей, то могу сказать по опыту личного общения с ними, что многие рады сложившейся ситуации, тому, что к ним, наконец-то проснулся интерес. И многие уже задумываются о расширении производства, о новых продуктах, которые они могли бы предложить потребителю.

Закон современной экономики таков: если на рынке образуется свободная ниша, то она не может долго оставаться незаполненной. Например, я задавал нашим «молочникам» вопрос: сложно ли готовить мягкие сыры, такие как моцарелла? И они ответили, что это не сложно, и они вполне могут с этим справиться. Конечно, потребуется некоторое время на перенастройку производства. Что касается поставок норвежской рыбы, то на эту проблему уже оперативно отреагировало министерство сельского хозяйства РФ, объявив о намерении оказать серьёзную поддержку рыбоводческим хозяйствам. И мы на уровне области также готовим подобные меры. Сейчас рыбоводство на территории региона не слишком развито, зато есть огромный потенциал – много прудов, много небольших чистых рек, где можно организовать хозяйства. Причём, это тот вид деятельности, который отличается высокой рентабельностью. Да и вообще – тем, кто живёт на территории Волжского бассейна, грех жаловаться на отсутствие рыбы.

В конце концов, у нас есть соседи – Самарская и Пензенская области, Республики Татарстан, Мордовия, Чувашия и другие регионы, с которыми идёт постоянный товарооборот. Курятина из Мордовии или из Марий-Эл ничем не хуже «ножек Буша», наоборот, куда более качественный продукт. И с точки зрения логистики, это куда более выгодно. Реальные проблемы могут возникнуть у регионов, которые в значительной мере зависели от европейских поставщиков – таких ка Санкт-Петербург или Калининградская область. Если говорить о внутриобластном производстве, то нам не хватает 30 000 тонн молока. Есть, конечно, проблема взаимоотношений местных производителей с крупными торговыми сетями, которые предпочитают иметь дело с крупными агрохолдингами. Но проблему, как донести до потребителя продукцию местных фермеров, мы решаем. 5 сентября около здания областного минсельхоза открылся первый фермерский магазин. Горожане проявляли к нему большой интерес задолго до открытия. В городе будет целая сеть таких продовольственных магазинов (около 15), останутся и еженедельные мини-ярмарки у заводских проходных и в других оживлённых местах города. Мы хотим создать такой механизм, чтобы перед фермером стояла задача лишь произвести продукцию, а проблемой сбыта занимался бы специально созданный кооператив. Что касается овощей и фруктов, то здесь проблема не в том, чтобы их вырастить, а в том, чтобы организовать хранение. Если удастся это сделать, то серьёзно сократятся сезонные колебания цен на эти виды продуктов.

Как сдерживать рост цен?

Сергей Пелёвин, генеральный директор ОАО «Агропромпарк»:

– Сначала хотелось бы остановиться на конкретных цифрах. По официальным данным областного минсельхоза, цены на картофель с 2007 по 2014 год выросли на 126,2 процента, а овощи за тот же отрезок времени подорожали на 166,3 процента. Эти данные были опубликованы в докладе, который вышел ещё задолго до объявления эмбарго на поставки продовольствия из Европы и США. Причина роста цен на овощи не во внешнеполитических факторах, а в том, что собственный урожай овощей и картофеля нужно где-то хранить – так, чтобы он сохранил товарный вид и прочие потребительские качества. И этот вопрос приобретает ещё большую актуальность в нынешних условиях, когда взят курс на увеличение собственного производства.

Динамика цен на овощи и картофель в течение года:

В сентябре 2013 года картофель в среднем стоил 5,5 рубля за килограмм, а в марте 2014 года – уже 18 рублей. То есть, сезонный рост – на 327 процентов.

Примерно такая же тенденция и по моркови, и по другим овощам. Почему? Да потому что картофель и овощи, по большому счёту, никто не хранит, и тот, что продаётся в марте – уже не свой, а, большей частью, привозной.

Для того, чтобы обеспечить продовольственную безопасность по таким показателям как цена и объёмы товарных запасов, необходимо одно – система современных овощехранилищ. Если планомерно реализовывать заложенную в хранилища продукцию, не будет такого ценового скачка.

Ещё в 2010 году Правительство области приняло решение создать «Агропромпарк», и сегодня современное овощехранилище на 12 тысяч тонн контейнерного хранения построено на Московском шоссе. Здесь создана определённая микросреда для каждого отдельного вида продукции, есть восемь камер для хранения фруктов. Даже крупные торговые сети после объявления эмбарго готовы работать с местными фермерами, но проблема всё в том же – где хранить? Но мощностей «Агромпромпарка», конечно, не хватит, чтобы разместить всю овощную продукцию региона. А вот в Белоруссии построено восемь современных хранилищ – по 25 тысяч тонн. И в результате белорусы экспортируют овощи и картофель в любое время года! Они становятся основными поставщиками на российский рынок.

Наш «Агропромпарк» можно использовать как логистический центр – есть оборудование для очистки, мойки и фасовки продукции, что необходимо для дальнейших поставок в торговые сети. Есть и торговые места, и лаборатория, способная оценить качество продуктов, и даже площадка, где можно торговать прямо «с колёс».

Если мощности «Агропромпарка не будут загружены, то мы так и будем ощущать на себе резкие сезонные колебания цен.

Времени нет, а работа идёт

Станислав Санкеев, фермер, Ульяновский район:

– Я выращиваю индеек, и ощущение того, что спрос увеличился, есть. Но, чтобы серьёзно наращивать объёмы производства, нужно капитальное строительство, а это требует больших затрат. Магазины стараются максимально сбить закупочные цены. Они понимают, что срок хранения охлаждённой продукции два-три дня, и торговаться у производителя времени нет. Выход в том, чтобы заниматься и переработкой, уменьшением «порций», вакуумной упаковкой. Но для этого тоже требуется оборудование, которое стоит немалых денег. А где их взять? Поэтому и фермеры стремятся к максимальной рентабельности. А это значит, что фермерское производство само по себе – не гарантия качества и экологической чистоты. Очень многие используют и гормоны, и антибиотики в больших количествах. Я этим не пользуюсь на своём подворье.

Вот если бы выпуск экологически чистой продукции стал условием для оказания государственной поддержки, то и качество во многих хозяйствах могло бы возрасти.

Руслан Закиров, региональный менеджер агропромышленной компании «АЛЕВ»:

– Как только появилась информация о введении эмбарго на европейские товары, мы провели мониторинг рынка по молочной отрасли и выяснили, что из продажи исчезнет определённый ряд сливочных масел и твёрдых сыров. Оценили объём продаж данной продукции, в том числе, на территории области. Оказалось, что их доля крайне невелика. По весовым сырам, что попали под санкции – доля составляла 1-2 процента от общего объёма продаж. Это вполне объяснимо, поскольку импортные сыры отличаются от отечественных более высокой ценой и среднему потребителю просто не по карману. То же самое касается и ряда сортов сливочного масла. Но всё это не означает, что данные продукты нам нечем заменить. Сейчас мы серьёзно занимаемся переоснащением своего производства и скоро будем готовы выпустить аналоги. Проблема лишь в особенностях фасовки, но и она решается просто – установкой необходимых фасовочных станков. Конечно, это требует дополнительных инвестиций в производство.

Сейчас мы производим всего четыре вида твёрдых сыров – «Пошехонский», «Костромской», «Российский» и «Голландский». Что же касается сыров, то можно производить и «Маасдам», и «Гауду», но возникает ещё и вопрос с сырьём. На производство килограмма сыра требуется десять литров цельного молока, причём, с особенной для каждого сорта микробиологией. Из молока, напичканного антибиотиками, как не соблюдай технологию, ничего хорошего не получится. Не уверен, что в Ульяновской области производится достаточно качественного молока, чтобы обеспечить сырьём производство сыров «высшей пробы»… Да и сейчас мы вынуждены закупать сырое молоко в Мордовии, Татарстане – поскольку объёмы производства очень велики.

Тем не менее, мы сейчас работаем над тем, чтобы заменить аналогами многие импортные молочные продукты. К концу года на прилавках появятся наши масла под маркой «Valio» и «President». Естественно они будут под новыми торговыми марками, но качество будет полностью соответствовать ставшим уже привычными брендам западных компаний. Сейчас мы вывели на рынок новый продукт – йогурт. Причем, цена упаковки нашего продукта весом в сто пятьдесят граммов получилась даже чуть ниже, чем у стограммовой импортной. Но в целом цены на молочную продукцию будут расти. Мы, например, уже получили уведомление от поставщиков, что стоимость литра молока вырастет на один рубль. Мотивировали они это ростом цен на горюче-смазочные материалы. Сами мы пока сдерживаем цены нашего конечного продукта, и будем стараться это делать, пока есть такая возможность.

Реэкспорт не пройдёт

Заместитель начальника отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Елена Дубовицкая:

Особое внимание мы сейчас обращаем на недопустимость реэкспорта через другие страны продукции из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Организовано взаимодействие с Ульяновской таможней по недопущению ввоза на территорию области сельхозпродукции из этих стран. Ведётся лабораторный контроль за качеством и безопасностью пищевой продукции, её соответствие требованиям законодательства РФ и таможенного союза по показателям безопасности.

С апреля этого года мы активизировали работу по контролю за качеством молочной продукции, и сейчас выясняется, что 12 процентов продукции в организациях торговли и в столовых образовательных учреждения, является фальсификатом.

Основанием для проверок являются обращения граждан. Так что, если вы столкнулись с некачественной продукцией в предприятиях торговли, если у вас вызывает сомнения качество питания в образовательных учреждениях, где обучаются ваши дети, просим направлять информацию в наш адрес.
Контакты для организации проверок

г. Ульяновск, улица Дмитрия Ульянова, дом 4. Телефон горячей линии – 8(8422) 44-45-08.

На грани рентабельности

Степан Лысанов, директор Ульяновского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк»:

– «Россельхозбанк» сталкивается с тем, что у нас всё меньше и меньше возможностей кредитовать сельскохозяйственных товаропроизводителей. Очень многие из них и так уже чрезмерно закредитованы. Последние несколько лет были очень неблагоприятны для сельского хозяйства, начиная с засухи 2010 года и заканчивая дождливым летом прошлого года. Те, кто занимается растениеводством, в лучшем случае, работают буквально на грани рентабельности. Крупные, устойчиво работающие хозяйства, такие как, например, СПК имени Крупской, можно по пальцам одной руки пересчитать. Такие проекты как «Агропромпарк» отличаются очень большой капиталоёмкостью. И получается так, что по действующим у нас методикам мы не имеем возможности дать «Агропромпарку» кредит на закупку и закладку сельхозпродукции. Сейчас мы вместе «ломаем головы», как запустить этот механизм, чтобы у предприятия появились оборотные средства, и оно начало выполнять ту функцию, ради которой было создано.

Фермерство – это, конечно, здорово, и грантовая поддержка порядка тридцати человек в год играет положительную роль. Но это – капля в море, и на сумму миллион рублей при нынешних ценах едва ли возможно построить те же производственные помещения. Другое дело, что в области есть различные невостребованные активы, которые находятся неизвестно в чьём хозяйственном ведении, ветшают, разваливаются. У нас таких активов, как и бесхозных, юридически не оформленных земельных участков по области – тьма тьмущая. Это возможная залоговая база, под которую банк мог бы открыть финансирование. Без залога мы можем предоставить кредит в очень ограниченном объёме – на сумму не более трёх миллионов рублей и срок – не более двух лет.

Но есть ряд кредитных продуктов, которые «Россельхозбанк» готов предоставить для ускорения процесса импортозамещения. Сейчас разрабатывается и будет приниматься программа финансирования реконструкции животноводческих хозяйств – на срок до пятнадцати лет. Пока программа проходит согласования, в такой большой государственной организации, как наш банк, такие решения быстро не принимаются. Так что, на вызовы, которые диктует экономическая ситуация, далеко не всегда есть возможность оперативно реагировать. Тем не менее, всё это, конечно, будет, но те, кто занимается проработкой этого вопроса, понимают, что ситуацией, связанной с необходимостью импортозамещения, воспользоваться смогут далеко не все. И времени на это, на самом деле, отпущено немного. Цикл сельскохозяйственного производства занимает довольно много времени, а Россия не может оставаться достаточно долго в какой-либо самоизоляции. И запрет на ввоз сельхозпродукции не может продолжаться слишком долго.

Сейчас очень много заявок на кредиты от тех, кто хочет воспользоваться ситуацией и нарастить уже действующее производство. В таких случаях, вероятно, есть хорошие шансы на успех. Другое дело – создавать что-то с нуля. Если принять во внимание достаточно продолжительный цикл строительных работ, установку оборудования, запуск производства – то это требует большого срока. К тому же, самое современное и эффективное оборудование производят в той самой Европе, против которой и направлено эмбарго.

С другой стороны, есть Китай, который готов заместить всех и вся! Но, помнится, первый китайский трактор, который был приобретён одним из хозяйств Цильнинского района, загорелся прямо в поле. Так что, китайцам нужно время, чтобы качество их техники оказалось на должном уровне.

Ну, а в целом, всё у нас хорошо…

Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное