Скоро в магазин будем ходить в соцсетях
Ну не год, а полная задница! Мало того, что всех достал коронавирус, так ещё и цены на продукты душат. И, похоже, местные власти в этом сражении в полном нокауте. В ситуации разбиралась «Молодёжка».
Кур покосил вирус?
Ульяновцы устали слышать из уст чиновников да пресловутых экономистов о мифически низких показателях инфляции. Впору брать их за руки и вести в магазины, при этом, как гоголевскому Вию, поднимать им веки. Пусть увидят ценники, хотя с их зарплатами (более 100 тысяч рублей в месяц) можно спокойно напевать «А нам всё равно…». Вот только «низшему звену общества» при зарплатах в районе 20 тысяч, а таких у нас большинство, — не всё равно.
Поэтому многих ульяновцев интересует один вопрос: «Почему власти вот уже 20 лет не могут остановить рост цен на продовольствие?». А в год пандемии коронавируса они вообще растут чуть ли не каждый месяц, словно соревнуясь с заразой.
Приведём средние цены по данным Ульяновскстата на некоторые продукты питания. Куры — ещё в сентябре были по 119 рублей за кг, теперь — 124 рубля. Спрашивается, их тоже покосил коронавирус? Рыба замороженная стала стоить 166 рублей против сентябрьских 163 рублей за кг. А ведь Ульяновск стоит у Волги-матушки! Масло сливочное нынче можно купить по цене 581 рубль за кг, в начале осени — 575 рублей. Сильно подорожал сыр. Не каждая семья теперь может позволить себе сыр на завтрак. В супермаркетах ценники начинаются от 450 рублей (средняя цена в сентябре была 528 рублей за кг, теперь — 541 рубль). Как жить? О каком здоровом образе жизни может идти речь? И как во время пандемии потреблять больше белка для поднятия иммунитета? Ответов нет. К тому же сейчас ещё взлетели цены на овощи и фрукты – не сезон. С такими ценами скоро в магазин будем ходить в соцсетях!
Нет причин для роста?
Про цены заговорили даже в облпрокуратуре. В ходе проверки установлено, что в октябре в регионе стоимость сахара-песка увеличилась на 19,5 % (с 38,6 рубля до 46,1 рубля за кг), крупы гречневой ядрицы — на 0,8 % (с 79,3 рубля до 80 рублей за кг), подсолнечного масла — на 15,9 % (с 96,5 до 111,9 рубля), куриного яйца — на 12 % (с 48,3 рубля до 54,1 рубля за десяток). Многие эти продтовары производят у нас в регионе, и особых причин для поднятия цен нет. Прокурор Цильнинского района в связи с увеличением стоимости сахара-песка объявил предостережение директору по экономике и финансам АО «Ульяновский сахарный завод». Ввиду роста цен на крупу гречневую инзенский межрайонный прокурор, а также прокуроры Чердаклинского и Цильнинского районов предупредили об ответственности руководителей девяти производителей и переработчиков (ООО «Рус-Ресурс Агро», ООО «Аргус», ООО «Новая жизнь», ООО «Ульяновская Нива», крестьянское фермерское хозяйство «Восток», сельскохозяйственный производственный кооператив «Верхнетимерсянский» и другие).
Ранее региональным Управлением ФАС России проверялись некоторые торговые сети (АО «Гулливер», ООО «Торговая компания «Лето», АО «Тандер», ООО «Лента», ООО «Агроторг») в связи с увеличением стоимости моркови, яблок, риса, картофеля и других продуктов.
Что интересно, с повышением цен в магазинах повысили расценки и бабушки — «божьи одуванчики», торгующие на улицах и мини-рынках. А эксперты предупреждают, что цены будут расти, впереди Новый год.
Как сдержать цены?
А ту ещё и рубль падает. Вот странно как-то происходит: наводнение в Африке — рубль падает, экономические неурядицы в США — рубль летит к чертям, хотя, по логике, должен полететь доллар. Наверное, в Австралии кенгуру сдохнет, и опять будет удар по рублю. Ну, словно все сговорились.
Экономисты что-то бормочут под нос, говорят заумными словами, вот только народ этого не понимает.
Говорящая голова Кремля Дмитрий Песков вообще заявил, что россияне не должны волноваться по этому поводу. Всё хорошо, это не скажется на экономике. Но многие ульяновцы не согласны с таким мнением. Обвал рубля, а он потерял 25 % стоимости с начала года, почти автоматически приведёт к росту цен на импортные товары. А это почти вся бытовая техника. Да и, несмотря на антисанкции и на все разговоры об импортозамещении, доля импорта у нас очень высока. Немалая часть формально российских товаров делается из импортного сырья с использованием импортных комплектующих и оборудования. Получается парадокс — наши производители просто повышают свои цены вслед за ценами импорта. Всё это сказывается на уровне жизни населения, за исключением, наверное, тех господ, которые имеют доходы в валюте.
Почему молчит облправительство? Одними мониторингами сыт не будешь.
—Можно сдерживать цены,— говорит президент Ульяновской областной торгово-промышленной палаты Александр Якунин. – Есть много механизмов. Это поддержка производителей, проведение сельхозярмарок, выездная торговля. Можно закупать зерно на год вперёд, а потом договориться с производителями хлеба. Мы построили агропромышленный парк, где можно хранить до 10 тысяч тонн овощей.
Почему тогда бездействует областной Минсельхоз? Или там озадачены тем, как их шеф делал предложение руки и сердца на Лазурном берегу?
А тем временем по сравнению со вторым кварталом прошлого года финансовое положение молодых семей (возраст супругов от — 18 до 25 лет) значительно ухудшилось, сообщает Росстат. После них хуже всего себя чувствуют неработающие пенсионеры — 62,4 % из них не могут позволить себе покупать что-то кроме одежды и еды. В 2019 году таких было 58,8 %.
В Ульяновской области почти 73 % семей, которые могут позволить себе только одежду и еду.
Немудрено, что с такими ценами на продукты историю про кашу из топора надо рассматривать не как сказку, а как рецепт.
Арсений КОРОЛЕВ.