Просмотры1929Комментарии0

Эксклюзивное интервью. “Больше всего фальсификата среди молочных продуктов”

В редакцию «МГ» звонят читатели и часто задают вопросы, касающиеся качества той или иной продукции в ульяновских магазинах. Корреспондент «Молодёжки» встретился с Лилией Федосковой, начальником отдела санитарного надзора регионального Управления Роспотребнадзора.

— Как проверяются ульяновские магазины на наличие или отсутствие просроченных и некачественных товаров?

— Продукция проверяется в рамках плановых и внеплановых проверок. В план мы включаем объекты, представляющие наибольшую эпидемиологическую опасность, то есть крупные торговые сети, услугами которых пользуется большое количество населения. Кроме того, также могут проводиться внеплановые проверки, если было обращение потребителя или возникла угроза причинения или причинён вред здоровью и жизни потребителя.

— Какой процент фальсификации выявляется?

— В Ульяновской области такой же процент, как в среднем по Российской Федерации, — не превышает 8-10 % от общего количества отобранных проб. Больше всего фальсификата встречается среди молочных продуктов, а именно когда наша лаборатория в ходе проведённых исследований обнаруживает фальсификацию жирами немолочного происхождения. Это всем известное пальмовое масло и другие растительные масла. В натуральном молочном продукте их быть не должно.

— Может ли сам покупатель определить, что продукт подделан?

— Визуально потребитель определить не сможет. Для удобства покупателей уже год действует закон, который обязывает продавцов определённым образом производить выкладку на прилавках. Молочные продукты и продукты с содержанием заменителей молочного жира должны быть выложены отдельно. Должны присутствовать указатели на стеллажах, поясняющие, где и какая продукция находится. Также необходимо читать информацию на этикетке. Бывает, производитель указывает её мелким шрифтом. Часто для удобства крупные торговые центры прикладывают лупу для потребителей. Однако это уже заведомо нарушение, потому что информация должна быть чёткая, понятная и поддающаяся прочтению. Если такие факты имеют место быть, то мы просим потребителей снимать видео и фото и отправлять нам данную информацию. Проведём проверку и будем привлекать к административной ответственности за нарушение технического регламента по маркировке пищевой продукции.

— Куда потребитель может пожаловаться?

— Жалобы от потребителей принимаются в Управлении Роспотребнадзора по Ульяновской области. Это можно сделать различными способами. Самый удобный – это оставить жалобу на нашем сайте. На сайте есть специальный баннер на главной странице «Приём обращений граждан». Важно знать, что для того, чтобы была проведена проверка, нужно пройти регистрацию персональных данных в единой системе идентификации автора. Это требование закона. Также можно позвонить по телефону нашей горячей линии: 44-45-07 или 44-45-08. Можно направить письмо по почте по адресу: ул. Дмитрия Ульянова, д. 4 либо принести лично в канцелярию. Сроки рассмотрения обращения – 30 дней.

— После выявления такой продукции куда она потом поступает?

— Некачественную, просроченную и пришедшую в негодность продукцию утилизируют в установленном порядке: продукция собирается в специальных контейнерах на предприятиях. Контейнеры должны быть расположены так, чтобы они были недоступны для посторонних людей. Они должны быть плотно закрыты крышкой и наполнены не более чем на две трети. По мере их наполнения контейнеры опорожняются и вывозятся на полигоны твёрдых коммунальных отходов для дальнейшей утилизации. Это единственный способ утилизации. Ни в коем случае не допускается реализация такой продукции с какими-либо маркетинговыми ходами. К сожалению, такие факты имели место быть, но мы наказывали торговые сети. В последние два года таких жалоб от населения не получаем.

— В соцсетях писали, что один из магазинов выкидывает просроченную продукцию в соседние мусорные баки, откуда её якобы берут пожилые люди. Были ли подтверждены такие факты?

— Была проведена проверка, но информация не подтвердилась. Такая продукция может принести прямой вред, начиная от банального пищевого отравления лёгкой степени до тяжёлых заболеваний бактериальной этиологии, потому что в просроченной продукции могут содержаться возбудители кишечных инфекций, вирусной природы и так далее.

— Часто магазины делают хорошие скидки на продукты, у которых на следующий день истечёт срок годности. Можно ли покупать такой товар?

— Сроки годности устанавливает предприятие-изготовитель. И если срок годности до завтрашнего дня, то мы можем быть уверены, что при соответствующих условиях хранения продукт является безопасным для употребления. В таком случае покупать со сроком годности в один день можно, но употребить нужно до окончания срока годности. Предприятие торговли никакой закон не нарушает, если продукция годна к употреблению.

— Ульяновцы замечают, что фрукты, которые они покупают на рынках, портятся быстро, а вот красивые сверкающие яблочки в магазинах могут не портиться месяцами. Не опасны ли они?

— Все пробы, которые отбирались и исследовались по плодово-овощной продукции, имеют небольшой процент отклонений (1-2 %). То, что такие продукты долго не портятся, вероятно, связано с тем, что во время выращивания вносятся пестициды, агрохимикаты, которые борются с вредителями растений. Если говорить про блеск, то никто не отменял натуральный блеск яблок. Яблочный воск есть не только на привозных, он может быть на местных, если плоды были правильно выращены. Немного отступлю от темы. В этом году хороший урожай яблок, у меня у самой в саду первый раз были очень хорошие яблоки. Я привозила угостить коллег, и все удивлялись, что это наше местное яблоко, настолько оно красивое и игрушечное. Те яблоки, которые продают в торговых сетях, безопасны, их смело можно есть.

— Можно ли покупать рыбу, которая пришла к нам «издалека»? На многих продуктах уже огромный слой льда…

— Массовая доля влаги (масса наносимой на эту продукцию глазури) в готовом продукте должна быть в пределах от 5 до 14 %. Здесь мы чаще всего находим нарушения. Поэтому нужно обращать внимание на внешний вид: если визуально льда больше, чем допускается в разумных пределах, то такую продукцию не нужно брать. Если явно видите нарушение, например, продукт размораживался и замораживался снова, то направляйте обращения к нам.

— А какие ещё нарушения фиксируются чаще всего?

— Нередко наблюдается повторное замораживание замороженной продукции, например, рыбы или мороженого. При этом потребительские свойства теряются, может быть бактериологическое обсеменение, то есть заселение микроорганизмами. Форма упаковки меняется, слипается. Такие товары брать не нужно.

— Можно ли свежемороженую рыбу заменить рыбными консервами?

— В консервах содержится такая же натуральная рыба. Полезна и допустима даже для детского питания такая рыба, как лосось, горбуша, кета. Она обладает не меньшей питательностью и пищевой ценностью. С менее ценными сортами, например, шпротами, другая история. Каждый человек в зависимости от состояния пищеварительного тракта и наличия заболеваний желудочно- кишечного тракта должен понять, можно ли ему употреблять такую продукцию, которая является тяжёлой для организма.

— Что пожелаете нашим читателям?

— Желаю крепкого здоровья, всегда оставаться оптимистами, быть внимательными к себе и своему здоровью, быть внимательными при походах в магазины, обращать внимание на маркировку, потребительские свойства пищевого продукта.

Наталья КОРОЛЕВА.

Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное