Просмотры5786Комментарии1

Кто мечтает о синагоге, а кто — о староверческом храме

Самыми многочисленными религиями в Ульяновской области являются православие и ислам, но есть и другие конфессии. «Молодёжка» решила узнать, как живётся их приверженцам.

Местные старообрядцы

В середине XVII века при царствовании Алексея Михайловича (1645-1676) патриархом Никоном была совершена реформа Русской Церкви, которая привела к «великому расколу». Церковный раскол разделил верующих людей на две ветви: на старообрядческую и официальную церковную (никонианскую). Старообрядцы сохраняли традиции и культуру, не отступив от древних заветов, и выделились в обособленную Древлеправославную Церковь. Те, кто не принял церковных реформ, стали подвергаться жестоким гонениям. Спасаясь от преследований, они бежали в малонаселённые окраины Поволжья, Дона, Поморья, Урала, Сибири и за границу. В зависимости от правителей гонения то прекращались, то возобновлялись. Лишь в 1905 году, когда вышел указ о веротерпимости и свободе вероисповедания, старообрядцы получили возможность строить храмы, издавать религиозную литературу и так далее.

Сейчас в областном центре действует Ульяновская старообрядческая Поморская Община Древлеправославной Поморской Церкви.

В Поволжье было много старообрядцев. Здесь были даже скиты. Сейчас в Ульяновской области нас тоже достаточно, но костяк прихожан в Ульяновске составляет около сотни человек, — комментирует духовный наставник Павел Аринин.

Так как старообрядцы — продолжатели той веры, которой была крещена Русь, то и сейчас все церковные службы они ведут по прежним канонам. Не будем вдаваться в подробности, отметим лишь то, что наставник избирается общиной. У него нет чина священнослужителя, но он совершает таинства крещения и исповеди, ведёт все службы — отпевания, чин бракосочетания (не путать с венчанием) «законно».

Община проводит различные мероприятия. Ежегодно в Ульяновске и в других регионах проходят выставки, научно-практические конференции о жизни старообрядцев. В Кувшиновке Железнодорожного района (первые три семьи, которые там поселились, были старообрядческими) проводим в День памяти Петра и Февронии (8 июля) молебен, затем — День семьи. Есть и целый проект «Вместе мы — семья», направленный на сближение родителей и детей. Ежегодно проводим конкурс детского рисунка – в следующем году, возможно, выйдем на международный уровень. У нас есть кулинарная студия, где мы учим готовить старорусские блюда, дающие здоровье и поддерживающие работоспособность. Планируем провести всероссийский конкурс по приготовлению таких блюд. Победителей, которых определят в общинах в других городах, мы пригласим в Ульяновск на финал, — рассказывает Павел Аринин.

Кроме того, община проводит праздники для воспитанников детского дома «Гнёздышко» и занимается с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Мы не жалуемся, все вопросы решаем самостоятельно. Мечтаем о храме (службы сейчас проходят в молельном доме — прим. авт), но пока построить его нет возможности, — заключает наш собеседник.

Раздают обеды

В христианстве также выделяются католицизм и лютеранство. Сначала мы отправились в евангелическо-лютеранскую церковь святой Марии.

Первые сведения о существовании в Симбирске лютеранского общества относятся к 1777 году. Сначала оно собиралось в частном доме, потом получило разрешение по праздничным дням проводить богослужения в актовом зале симбирской губернской гимназии. Первая лютеранская церковь была построена к 1847 году на углу улиц Московской (ныне улица Ленина) и Анненковского переулка (ныне улица Железной Дивизии). Церковь была каменной, с металлической кровлей. К 1910 году здание стало вызывать опасения. В 1913 году по проекту архитектора Августа Шодэ было построено новое здание церкви. В советские годы церковь была закрыта, здание служило складом, библиотекой, спортивной школой. Лишь в 1991 году церковь была возвращена вновь зарегистрированной общине, её жизнь забурлила.

Костяк общины составляют 40-80 человек, но по области лютеран несколько сотен, — говорит пропст Поволжско-Камского пропства Владимир Проворов. – Регулярно по воскресеньям празднуются богослужения (на русском языке), в это же время идут библейские занятия с детьми. На неделе проходят домашние группы, библейские часы, есть встречи для мужчин, женщин и молодёжи.

Члены общины раздают горячие обеды и одежду нуждающимся в районе трамвайного кольца у центрального рынка по средам, сотрудничают и с Ивановским детским домом. Летом проводятся лагеря для детей и взрослых, организуются походы на байдарках по Волге, дневные походы на байдарках по Свияге в черте Ульяновска. Также они навещают соседние лютеранские общины.

Евангелическо-лютеранская община живёт на свои средства (сдают в аренду часть дома общины, который располагается рядом с церковью, – прим. авт.). Концерты, проходящие в церкви, — больше благотворительность, так как прибыли почти не приносят, потому что существует много сопутствующих расходов. Но мы хотим радовать горожан хорошей музыкой, — поясняет наш собеседник.

Кстати, не все местные жители понимают, что за здание стоит на пересечении улиц Железной Дивизии и Ленина и кто там молится.

Приходится слышать, что лютеране — это католики или мусульмане. Прихожане часто слышат в общественном транспорте, что нашу церковь называют мечетью или просто немецкой церковью. Но мы — евангелическо-лютеранская община христиан разных национальностей, — уточняет пастор Владимир Проворов.

Кстати, лютеранскую церковь можно посетить с экскурсией.

«Заморозили» стройку

Католики появились в Симбирске вскоре после его основания. Это были военнопленные Русско-польской войны 1654-1667 годов, а также чиновники, педагоги, врачи, управляющие имениями, специалисты с промышленных предприятий. Долгое время они собирались по тесным квартирам для богослужений. Позже был подарен дом в Шатальной (ныне Корюкина) улице. Отремонтированный и перестроенный на собранные пожертвования в католический храм был освящён 2 октября 1894 года в честь Воздвижения Святого Креста. А в апреле 1912 года был утверждён проект строительства каменного католического костела по проекту Шодэ, но не нашли нужную сумму, поэтому по готовому проекту построили лютеранскую церковь, о которой мы говорили выше. В советское время католики подвергались репрессиям. Возрождённый католический приход официально зарегистрирован 14 января 1994 года.

Мы побывали в современном приходе Воздвижения Святого Креста Римско-католической Церкви. Он располагается в частном доме, где оборудовали небольшую часовню. Правительство области обещало выделить участок земли под строительство большого храма, но бумажная волокита растянулась на два года.

— На днях получил очередной отказ по данному вопросу. Но всё же к нам хорошо расположены, мы не сомневаемся в этом, — говорит отец Айяла Роберто Иезекииль, который родом из Аргентины . — В центральном алтаре помещено распятие. Эту уникальную святыню, единственную сохранившуюся от дореволюционного времени, владыка Прокл (Хазов), первый митрополит Симбирский и Новоспасский, передал ульяновским католикам как знак дружбы и взаимопонимания – когда Папа Римский, Иоанн Павел II, передал Русской православной церкви чудотворную Казанскую икону Божией Матери.

Регулярно посещают службы около 500 прихожан – это иностранные студенты и армяне-католики. Общины есть в Чердаклах, Димитровграде, Карсуне, Сызрани (Самарская область).

Мы проводим культурные фестивали, занимаемся с подростками и молодёжью, навещаем детей в детском доме. Планируем организовать чемпионат по футболу, готовим смешанную (юноши и девушки) команду. Сотрудничаем с католиками Самары, Казани, Тольятти, — делится наш собеседник.

«Есть мечта»

Первая в Симбирске синагога (здание не сохранилось) открылась примерно в 1857 году. В 1862 году возникло Симбирское еврейское общество.

Затем евреи несколько раз пытались построить молельни, но время от времени их постигала неудача.

Каменная миква (водный резервуар), под видом прачечной, была построена Янкелем-Шмулем Кравцом к осени 1887 года. Во время пожара 29 июня 1888 года, когда в округе выгорело более 200 дворов, синагога сгорела. Но Симбирская еврейская община довольно скоро собрала 6000 рублей, и уже в мае 1889 года домовладелец Кравец получил разрешение на постройку каменного здания для синагоги. Это здание существует до настоящего времени.

В Ульяновске проживает две-три тысячи евреев. В общине есть синагога, кошерное кафе и магазин, библиотека, молодёжный клуб, семинары, воскресная школа, женский клуб, танцевальная группа, мы выпускаем свою газету. Для каждой возрастной группы у нас есть свои программы и проекты. Есть педагоги, психологи, с детьми также работают вожатые и волонтёры. Основная задача – содействовать сохранению и развитию национального, культурного и религиозного наследия евреев области. Мы проводим традиционные мероприятия, которые есть в иудаизме. Молодёжь интересуется историей и традициями своего народа. Сейчас мы вышли на самофинансирование. Несколько раз выигрывали грант на проведение межнационального детского лагеря в Ульяновске «Единство нации». Евреи чувствуют себя в Ульяновске защищёнными. Мы живём в свободной стране, где защищаются права каждого гражданина. Ситуаций, связанных с антисемитизмом, не бывает. У нас есть мечта – построить еврейский культурный центр. Есть земля, готовы все документы, но нет денег. Однако мы не теряем надежду, — объясняет председатель общины Игорь Дабакаров.

О природе ума
Буддизм считается одной из мировых религий, но имеет сложную и длинную историю и множество учений. Например, в Ульяновске с 1991 года действует Буддийский центр Алмазного Пути традиции Карма Кагью, открытый Ламой Оле Нидалом. Главой традиции является Его Святейшество Тринле Тхае Дордже, Семнадцатый Кармапа.

Карма Кагью — одна из четырёх основных традиций тибетского буддизма, ориентированная в основном на практику. Особое внимание уделяется медитации и познанию природы ума под руководством учителя. Непрерывная линия преемственности Карма Кагью восходит к Будде Шакьямуни (санскритское слово «Будда» имеет общий корень со словом «будить», оно означает «пробуждённый»), — рассказывает президент буддийского центра Виктор Тухтаров.
Буддийский центр предназначен для мирян-последователей буддизма. В нём можно изучать буддизм и медитировать индивидуально или в группе. Все занятия проводятся бесплатно.

В Ульяновске 40-50 человек посещают наш центр. Особых трудностей существования буддийского центра нет. Мы занимаемся практикой буддизма. В жизни мы все работаем или учимся, у многих есть дети. У нас нет профессиональных священнослужителей, получающих зарплату, — отмечает наш собеседник.
Время от времени в центре устраивают выставки буддийских статуй, тханок (картин) и прочих буддийских предметов. Иногда проводят день открытых дверей и лекции вне центра.

Это мероприятия, связанные с буддийскими поучениями и методами. Наше кредо такое: у нас предложение обществу, которого нет у других. Мы не отвлекаемся на социокультурные мероприятия, которые могут делать и другие люди или организации. Мы помогаем желающим узнать свой ум, — заключает Тухтаров.

Материал подготовила Вера МЕРКУЛОВА.

Источник: Источник
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное