Просмотры1126Комментарии0

Ульяновцы не верят, что могут защитить свои права. Независимый юрист Дмитрий Старчиков рассказал, как нужно поступать, если некачественно оказана медицинская помощь

В последнее время люди все чаще жалуются на региональное здравоохранение. И Дмитрий Старчиков не понаслышке знает о существующих проблемах. К независимому юристу, общественному деятелю, специализирующемуся на защите прав врачей и пациентов обращаются ежедневно.

MISANEC.RU: Вы много внимания в своих социальных сетях уделяете теме диабета. Почему вам так близка эта тема? Много обращений?

Д.С.: Да, и много обращений, и волею судеб я тоже болею диабетом. Я начал сталкиваться с проблемой недостаточного лекарственного обеспечения, некачественного оказания услуг людям, которые страдают этим заболеванием. Диабет – это бич XXI века. На сегодняшней день на территории Ульяновской области порядка 12 тысяч людей с диабетом только первого типа (инсулинозависимые), десятки тысяч людей со вторым типом. То есть эта огромная незащищенная группа людей, которые нуждаются по закону в бесплатных лекарствах (инсулине), тест-полосках, иглах, шприцах, спирте и так далее. К сожалению, местный Минздрав пока не справляется со своей задачей. Пациенты не всегда обеспечиваются тем или иным в срок. Это серьезная проблема на сегодняшний день. Но я акцентирую внимание не только не ней. Астма, онкология, орфанные (редкие) заболевания… Многие пациенты испытывают сложности с получением лекарств. Да и вообще качество медицинской помощи пока оставляет желать лучшего. По мере возможности обращаюсь в правоохранительные органы, в Минздрав для взаимодействия и поиска решения проблемы.

MISANEC.RU: Всегда была проблема с лекарственным обеспечением? Или в последнее время возникла?

Д.С.: Проблема была всегда. В начале 90-х годов решали вопросы лекарственного обеспечения, инсулина не было, искали деньги, чтобы люди не поумирали. Если рассматривать по Ульяновской области, десять лет назад было отнюдь не гладко. На тот момент детям, которые страдают диабетом первого типа что-то выдавали, с криками, с разборками в аптеках, но можно было избежать судебных разбирательств. Взрослым – был напряг. Сейчас ситуация с каждым годом труднее и труднее. Пять лет назад что-то можно было получить. Основная проблема с выдачей тест-полосок (средств контроля ровня глюкозы в крови), лет пять назад еще выдавали, и врач на свое усмотрение мог выдавать, определив степень нуждаемости пациента. В последние два-три года ситуация изменилась таким образом, что Минздрав спустил негласные разнарядки по лечебным учреждениям, которые выписывают льготникам лекарства, запрещая врачам выписывать больше определенного количества тест-полосок.  Это является нарушением закона, потому что в законодательстве нигде не прописано какое-то определенное количество лекарственных препаратов, которые должны выдаваться и превышать которое нельзя. Но нехватка финансирования региональной системы здравоохранения ведет к тому, что Минздрав идет на разные уловки и ухищрения. Врачи не выписывают лекарства под угрозой увольнения.

MISANEC.RU: Что положено выдавать?

Д.С.: Есть постановление Правительства 1994 года, №890, в котором говорится, что положено выдавать все лекарственные средства: инсулин, шприц-ручки для введения этого инсулина, средства мониторинга, измерения сахара (тест-полоски), иглы, этиловый спирт. Раньше существовали стандарты оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом, но на сегодняшний день они не действуют. Правительство сейчас заинтересовалось вопросом больных сахарных диабетом. И стандарты, которые раньше действовали, потом утратили силу, сейчас планируют разработать и вернуть. Надо отметить, что предыдущие стандарты носили размытый характер.

MISANEC.RU: Если верить читателям, то инсулин хоть с перебоем, но выдается. Что сейчас не выдается?

Д.С.:  На фоне импортозамещения появляются отечественные инсулины, которые по своим фармакодинамическим свойствам не отвечают тем стандартам, которым должны инсулины отвечать. Ими очень тяжело пользоваться. Сложно поддерживать уровень сахара в крови на нужном уровне. Но многих людей, которым выдают инсулин, «пересадили» на отечественный инсулин. Вопрос не в их качестве, а в том, что он работает не так, как должны работать ультракороткие инсулины (2-3 часа), отечественные – ни короткие, ни длинные.. действуют примерно 6-8 часов. Скомпенсировать на них заболевание очень тяжело, но их выдают. И это рассматривается как бесперебойное обеспечение, хотя должное качество и уровень таким препаратом обеспечить проблематично. Сейчас ситуация такая – инсулины с перебоями выдают, а тест-полоски не выдают практически никому. Например, есть поликлиника №2, которую я часто привожу в пример, там три тысячи диабетиков, из них реально два человека обеспечиваются. Оба мне знакомы.

MISANEC.RU: Приборы (глюкометры) должны выдаваться?

Д.С.:  По идее все это должно выдаваться бесплатно. В законе формулировка «средства диагностики и самоконтроля», понятно, что глюкометр – это средство диагностики, но в территориальных программах бесплатного оказания медицинской помощи на территории Ульяновской области не включены для выдачи. У меня есть судебные претенденты, когда человек получал полоски одной фирмы, как вдруг в поликлинике ему перестали выдавать полоски этой фирмы и сказали, что будут выдавать другие. Что тоже бред, потому что если посмотреть по госузакупкам, эти полоски продолжают закупать. Новые тест-полоски не подошли к тому глюкометру, которым человек пользовался. В поликлинике, естественно, сказали, что надо покупать за свой счет. Человек купил прибор за свои деньги, сохранил чек, обратился с иском в суд, где изложил ситуацию. Судья встал на сторону пациента и присудил Минздраву оплатить стоимость купленного глюкометра.

MISANEC.RU: Как вернуть деньги, которые были потрачены?

Д.С.:  При покупке нужно сохранить чек на инсулин и тест-полоски. Обратиться с письменным заявлением в Министерство здравоохранения с требованием возврата денежных средств,  либо территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а также в свою медицинскую организацию, которая выдала полис обязательного медицинского страхования. Но, к сожалению, практика такая, что просто так вам никто ничего не вернет, поэтому приходится обращаться в правоохранительные органы, прокуратуру, суд, где писать исковое заявление. Прикладывать чеки, жалобы. Такая практика в Ульяновской области есть. В том числе мы ее ведем уже 15 лет. Людям, которые готовы идти до конца, судиться, удается вернуть деньги.

MISANEC.RU: Сколько времени требуется?

Д.С.:  Ситуативно. Но это длительный процесс. Сначала досудебная стадия, время реагирования 30 дней. Скорее всего, ничего не произойдет. Далее судебные заседания, рассмотрения, вступления в судебную силу, это еще месяца два. В том случае если Минздрав будет обжаловать, а он, как правило, всегда обжалует. Это ожидание, пока из районного суда передадут в областной. Это еще на месяц-два. Потом получение исполнительного листа, пока Министерство финансов исполнит денежные обязательства. Где-то полгода.

MISANEC.RU: Многие люди доходят до финальной стадии?

Д.С.: К сожалению, немногие. Люди вынуждены тратить свои деньги. Но когда ты идешь один раз в суд, то к тебе начинают относиться более внимательно. В следующий раз, возможно, и не придется идти в суд, потому что все сразу выдадут в поликлинике.  Ведь у них якобы есть реестр лиц, так называемых жалобщиков, это те люди, которые ходили в суд. В аптеке может ничего не быть, но есть пара фамилий людей, которые судились, им якобы пофамильно выдают. А если же не жаловаться, то и далее человек может ничего не получать.

MISANEC.RU: Сколько стоит инсулин?

Д.С.: Один картридж стоит порядка 500 рублей. На месяц нужно четыре-пять короткого и два картриджа длинного. Где-то тысячи три-четыре уходит.

MISANEC.RU:  Еще полоски нужны?

Д.С.:  Примерно 150, чтобы раза четыре-пять в день измерять уровень глюкозы в крови. Это еще тысячи три. Шесть-семь тысяч нужно, чтобы компенсировать заболевание.

MISANEC.RU: Сколько людей обращается к вам?

Д.С.:  Мне ежедневно пишут в социальных сетях, задают вопросы, как защитить права в том или ином случае. Но проблема в том, что, несмотря на желание получить качественный уровень медицинской помощи, до реальных действий (физически составить бумаги, начать жаловаться) многие не доходят. Большинство людей не верят в возможность защиты своих прав, свыклись с мыслью, что все это бесполезно. Эта печальная ситуация. Если бы людей было больше, возможно, ситуация начала меняться. Власти бы задумывались. Из сотни ежедневных обращений один-два доходят до реальных действий.

MISANEC.RU: На ваш взгляд, какие еще есть проблемы в современном здравоохранении в Ульяновской области?

Д.С.:  Основные проблемы на фоне недостатка финансирования невозможность обеспечить пациента бесплатными льготными лекарствами (онкология, астма), второй момент – прием в поликлинике врача. Сроки затянуты, невозможно получить талон, попасть на прием к узкому специалисту, проблемы со сроками ожидания госпитализации, сдачи анализов. В больницах зачастую нет необходимых лекарств, даже ваты, бинтов, растворов для систем. Люди вынуждены покупать за свой счет.

MISANEC.RU: Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы урегулировать систему с электронными очередями?

Д.С.:  На данный момент известно, что дополнительно выделяют восемь миллиардов рублей на здравоохранение. Здесь закупка лекарств, повышение профессиональной квалификации и так далее. Из них 700 миллионов идет на цифровизацию здравоохранения. Что это такое? Непонятно. Есть сайт «Доктор 73», через который якобы можно записаться в поликлинику, записаться через него можно также как  и через обычную регистратуру, то есть никак. В какие-то дни там выкладывают талоны, которые в течение полутора секунд разбирают. Почему бы не направить эти деньги на укомплектования штата врачей, не повысить медикам зарплату? Людей должны принимать по закону, в нормативах указано, что с даты обращения пациент должен попасть к терапевту в течение 24 часов, а к узкому специалисту – 14 дней. На деле же люди приходят, им говорят, что талонов нет, они приходят на следующий день, талонов опять нет… И так длится неделями. Люди должны быть уверены, что в любой момент могут прийти и попасть к врачу в установленные законом сроки.

MISANEC.RU: Бывает так, что в поликлиниках говорят, что та или иная процедура проводится только платно. Например, УЗИ. Где можно посмотреть, что делается платно, а что нет?

Д.С.:  Список услуг прописан в территориальной программе ОМС. Практически все услуги, о которых чаще всего говорим (анализы, УЗИ, МРТ, кардиограммы) должны проводиться бесплатно. Если же говорят, что что-то нужно оплатить – это нарушение закона. И тут нужно жаловаться в Министерство.

MISANEC.RU: Какие должны быть действия в таком случае?

Д.С.:  Все жалобы лучше оформлять в письменном виде в двух экземплярах. Один должен остаться у вас, другой –  у того, кому жалуетесь. Это может быть Министерство здравоохранения, прокуратура, медицинская палата, медицинская страховая организация. На вашем экземпляре ставится штампик о том, что вашу жалобу приняли. Если отправляете ее по почте, то прикладывается квитанция об оплате.

MISANEC.RU: Что пожелаете нашим читателям?

Д.С.:  Поверить в то, что отстоять нарушенные права возможно и реально, приложив усилия. Каждый случай некачественно оказанной медицинской помощи нельзя оставлять безнаказанным. Нужно обращаться в ответственные органы, в суд и отстаивать свои права. Только коллективными усилиями мы сможем навести порядок в системе здравоохранения области. До тех пор пока мы разрозненные и не верим в успех предприятия, хаос будет продолжаться.

Справедливый телефон
Захочет ли губернатор Морозов запачкаться Единой Россией? «Справедливый телефон» №297 от 14.01.2021
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное