Прошел очередной “Андеграунд”
Вчера, 19 сентября, в концертном зале УлГПУ прошел X Всероссийский благотворительный фестиваль музыки и театра “Андеграунд”, посвященный памяти Фредди Меркьюри и Эжена Ионеско.
В вечерний час концертный зал имени Клауса был почти полон. Объединенные любовью к творчеству великих людей молодые люди пришли зарядиться положительной энергетикой, потанцевать и послушать выступления музыкальных групп из разных городов.
Отметим, что творческие встречи “Андеграунд” проходят раз в полгода, каждая из них посвящена различным направлениям в искусстве и их представителям.
– Первая встреча прошла на базе музея “Симбирские типографии” и еще не носила статуса всероссийского фестиваля, – сказал журналистам нашего портала организатор Павел Солдатов. – Там мы говорили в целом об искусстве постмодернизма, творчестве Оскара Уальда, Джима Моррисона. После этого мы переместились в педагогический университет, где встречи посвящали Сальвадору Дали, повторно Джиму Моррисону, Сергею Бодрову-младшему, в мае этого года говорили о Бобе Дилане и творчестве Михаила Булгакова.
По словам Павла, чему посвятить очередную встречу, он выбирает, руководствуясь собственным вкусом, а также старается, чтобы мероприятие было приурочено к какой-нибудь дате, связанной с этим человеком.
Стоит сказать, что это не единственный социальный проект Павла. А началось все в 2007 году с желания творить парадоксы на сцене. Большое количество прочитанных книг и просмотренных фильмов, накопленный опыт – все это требовало практического выплеска. И вскоре вместе с такими же инициативными парнями и девушками был создан театр “Absurdus”. Первая постановка по картинам одного ульяновского художника собрала полный зал, что подбодрило самодеятельных актеров. Правда, через некоторое время пришлось обратиться к классикам и современникам, так как сложно в течение полутора часов держать внимание зрителя на постановках собственного сочинения.
За семь лет существования театра в нем поработало около 200 человек, 5-10 из них поддерживают проект все время.
Чуть позже начались фестивальные проекты. Первым из них стал рок-фестиваль “Эйдическая Нирвана”, объединивший в себе теорию блага древнегреческого философа Платона и творчество культового рокера Курта Кобейна, лидера американской группы “Nirvana”.
− Кроме экспериментальной музыки, мы представляем фото- и видеоролики, которые пропагандируют современное искусство, − делится Павел Солдатов.
Годом позже стартовал ещё один фестиваль − “Экзистенция”. Для Ульяновска 2008 года музыкальная и словесная озвучка выдающихся короткометражных кинолент в режиме он-лайн стало ноу-хау. Участие в проекте приняли как местные команды, так и группы из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Казани. Ради пятиминутного выступления энтузиасты приезжали, кормились и жили на свои деньги. И продолжают делать это до сих пор благодаря одной только доброй идее.
Кроме этих масштабных проектов, есть несколько и более камерных. Например, киноклуб, литературный клуб и кино-музыкальный проект “Бойцовский клуб”. Но какое бы ни было мероприятие: музыка, кино, книги – всё проходит «фильтрацию мозга» Павла.
Но вернемся к пятничному вечеру. Первыми на сцену вышли актеры того самого театра “Absurdus”, которые сыграли последнее действие спектакля “Лысая певица” французского драматурга румынского происхождения Эжена Ионеско ( 1909 — 1994). Ситуации, характеры и диалоги его пьес следуют скорее образам и ассоциациям сна, чем повседневной реальности. Язык же с помощью забавных парадоксов, клише, поговорок и других словесных игр освобождается от привычных значений и ассоциаций. Своё происхождение пьесы Ионеско ведут от уличного театра, commedia dell’arte, цирковой клоунады, фильмов Ч. Чаплина, Б. Китона, братьев Маркс, античной комедии и средневекового фарса.
Людям, не знакомым с его творчеством, происходящее на сцене могло показаться бредом, но герои «Лысой певицы» (1948, впервые поставлена театром Ноктамбюль — 1950) — образцовые конформисты. Сознание их, обусловленное штампами, имитирует спонтанность суждений, порой оно наукообразно, однако внутренне — дезориентировано, они лишены коммуникаций. Догматичность, стандартный фразеологический набор их диалогов бессодержателен. Их доводы лишь формально подчинены логике, набор слов делает их речь подобной нудной монотонной зубрёжке штудирующих иностранный язык. Ионеско побудили к написанию пьесы, по его словам, занятия английским языком.
Э. Ионеско восстаёт против «учёных критиков», которые рассматривают «Лысую певицу» как обычную «антибуржуазную сатиру». Его замысел более «универсален». В его глазах «мелкие буржуа» — это все те, кто «растворяется в социальной среде», «подчиняется механизму каждодневной жизни», «живёт готовыми идеями». Герои пьесы — это конформистское человечество, независимо от того к какому классу и обществу оно принадлежит.
После этого на сцену стали выходить одна за другой музыкальные группы, среди них – Aboutme (Москва), Детский царь (Казань), Skålla (Ульяновск), Black Drivers (Ульяновск). Помимо своего творчества каждая команда исполнила кавер группы “Queen”.
В перерывах между выступлениями были показаны лучшие короткометражные фильма со всего мира на большом экране.
В общем, фестиваль для “думающих людей” в очередной раз прошел отлично, подарив его зрителям толику драйва и хорошего настроения, а коррекционная школа-интернат VI вида №2, куда перечислены все собранные средства, сможет решить некоторые свои финансовые вопросы.
Вера Меркулова