Некультурная столица хочет стать культурной

Ульяновск борется за звание культурной столицы России. А мы достойны этого?
В лидерах
Ульяновск подал заявку на получение звания «культурной столицы России» в 2027 году. Такие звания появились с 2023 года. Участниками могут стать города с населением не менее 200 тысяч человек (кроме Москвы и Санкт-Петербурга). Культурную столицу выбирают всеобщим голосованием на портале «Госуслуги», которое завершится 16 ноября. В прошлом году такое звание получил Нижний Новгород, в этом — Грозный. А в 2026 году претендует Омск.
Сейчас в голосовании Ульяновск вышел в лидеры. Впереди нас Новосибирск, Вологда и Челябинск. Оно и неудивительно. Всего 27 городов подали свои заявки. Из Поволжья только три — помимо Ульяновска ещё Ижевск и Пермь. Так что конкурентов в виде Казани, Самары и Нижнего Новгорода нет.
А где культура?
В заявке на конкурс говорится, что «город ведёт активную культурную политику по повышению творческого потенциала жителей города и области». Ну не смешно? О какой реализации потенциала можно говорить, когда билет на самый крупный музыкальный фестиваль региона «Баржа» стоил порядка 4000 рублей. А чтобы попасть на главный кинофестиваль «От всей души», нужно было выложить от 3500 рублей.
А вот на популярный в области музыкальный фестиваль «Ломы» не попадёшь ни за какие деньги. В этом году его отменили окончательно. По словам организаторов, его не поддержали бюджетным финансированием. А требовалось из бюджета всего три миллиона рублей, которые не удалось получить из-за «ошибок в оформлении документов».
— Просто нет сил доказывать в очередной раз, что людям это нужно, — констатировала одна из организаторов «Ломов» Татьяна Галушкина.
Не забыли упомянуть в заявке на звание «культурной столицы» и про Владимира Ленина, имя которого носит «визитная карточка» города — Ленинский мемориал, давно превратившийся в бездонную яму для бюджета (подробнее — читайте на стр. 5). А в это время артисты ульяновской филармонии, которая входит в структуру Ленинского мемориала, каждую зиму буквально мёрзнут на репетициях. Два года подряд в Сети появлялись фотографии музыкантов, которые в зимних куртках готовятся к выступлению. Кстати, выступают они теперь где угодно, но не в самом здании филармонии, которое разваливается на глазах. Первые крупные трещины появились ещё в 2020 году. С тех пор два губернатора заявляли, что готовы «решить вопрос», но слово никто не сдержал. Сейчас здание закрыто.
Не в лучшем состоянии и другая крупнейшая концертная площадка Ульяновска — ДК «Губернаторский», облицовка которого ещё год назад начала сыпаться на головы проходящим рядом ульяновцам. Министр культуры региона Евгения Сидорова в марте 2024 года заявляла, что на ремонт требуется порядка 100 миллионов рублей.
И это если говорить о крупных мероприятиях и площадках. А сколько домов культуры были закрыты и уничтожены в сёлах? Сотни? Или тысячи?
Инфраструктура
Культура в широком смысле — это не только театры и концерты, это в том числе и инфраструктура города, о которой наши власти упоминают в заявке на «культурную столицу». А инфраструктура у нас тоже, мягко говоря, хромает. «Ульяновск — уникальный город Среднего Поволжья, ассоциируется с прекрасными волжскими просторами, узкими улочками и постройками времён XIX века в центре города», — говорится в заявке. И это правда. Улочки в Ульяновске узкие настолько, что центр города и спальные районы буквально забиты автомобилями. Ульяновцы уже устали жаловаться на отсутствие парковок в городе.
Постройки XIX века тоже имеются. Но они либо «неожиданно» сгорают дотла, либо сносятся в открытую. Так, на улице Красноармейской утром 7 июня рабочие приступили к сносу двухэтажного кирпичного дома мещанина Черкасова, построенного в 1873 году и объявленного объектом культурного наследия распоряжением главы Ульяновской области в 1999 году. Кадрами разрушения здания в соцсетях поделились очевидцы. «Преступление выходного дня!» — так назвал происходящее один из городских депутатов. Есть дома и XX века, которые тоже удастся назвать историческими, так как канализации, крыши и подвалы в них можно выставлять в музеях, а сами дома признавать аварийными. Часть из них находятся на очень звучной улице Достоевского.
Также были упомянуты в заявке и мосты Ульяновской области. Первый, Президентский, строили 26 лет! И второй, Императорский, который несколько месяцев «отрезал» ульяновцев друг от друга своим ремонтом деформационных швов. И, даже когда мосты в полном порядке, без личного транспорта уехать на другой берег всё ещё сложно. Общественный транспорт ходит с перебоями, а после 20.00 гражданам остаётся молиться, чтобы поймать маршрутку. Личный автомобиль — тоже не гарантия комфортного перемещения по городу. Автомобильные дороги у нас зачастую либо в выбоинах, либо в ремонтах, которые длятся весь летний сезон.
Так вот, достоин ли Ульяновска такого высокого звания «культурной столицы», когда от культуры во всех смыслах остались одни руины?
Артем СТАРОДУБЦЕВ.



