Регион точно готов к зиме?
В Ульяновской области полным ходом идёт подготовка к зиме. Тепло в дома дали, а вот как обстоят дела с подготовкой к уборке снега и гололёда на трассах и тротуарах, разбиралась «Молодёжка».
Подготовились
По словам руководителя областного Агентства государственного строительного и жилищного надзора Александра Карлина, в Ульяновской области 7 554 многоквартирных дома, из которых около 1,5 тысячи с непосредственной формой управления, в 432 домах созданы ТСЖ, ЖСК, а остальные в руках 154 управляющих организаций. Муниципальными образованиями и районами области проводится мониторинг управляющих организаций по подготовке к зиме на предмет наличия техники для уборки и песко-соляной смеси.
Так, для очистки снега в регионе есть 340 единиц техники, из которых 112 — в Ульяновске и 25 — в Димитровграде. В работе по вывозу снега планируется задействовать 105 единиц техники. Кроме того, заготовлено 3 400 тонн пескосоляной смеси и около 15 000 шанцевых инструментов — лопат, мётел, скребков и топоров. Штат дворников — 1840 человек, из них 940 — в Ульяновске, 390 — в Димитровграде.
Хватит ли техники?
Но не всё так гладко. По информации того же руководителя Агентства государственного строительного и жилищного надзора Карлина, в регионе не хватает 150 дворников и водителей тракторов, 100 единиц снегоуборочной техники. На зимний сезон запланировано дополнительно трудоустроить порядка 100 человек.
В областном центре также есть сложности. Рабочей техники — всего 44 % от потребности. Наблюдается дефицит механизаторов и водителей. Требуется 189 сотрудников. И это только по официальным данным от «Дорремстроя». В прошлом году в Ульяновске подготовили 219 единиц спецтехники и всё равно не справлялись.
— Ситуация в этом году получше, чем в прошлом, — рассказал «Молодёжке» один из сотрудников «Дорремстроя», анонимно позвонив в редакцию. — Но очевидно, что и в этом году мы не справимся. Не факт, что даже исправная техника продержится всю зиму. Её просто не хватит. Организации банально недостаточно денег. Не хватает и рук. Нам нужны специалисты. Но какой хороший специалист-механик по тяжёлой технике пойдёт к нам работать даже за 50 тысяч рублей? Он на какой-нибудь вахте будет по 300 тысяч получать, работая через месяц.
Что же касается «дорожной химии», то запас песко-соляной смеси планируется увеличить с 30 до 35 тысяч тонн, собираются также приобрести ещё 2 тысячи тонн твёрдого реагента для центра Ульяновска. А по рекомендации производителей многокомпонентных противогололедных материалов, содержащейся в инструкциях, такие реагенты, в частности «Бионорд», необходимо распределять в количестве от 40 до 80 граммов на один квадратный метр проезжей части, в зависимости от количества осадков и уличной температуры. То есть реагентов на Ульяновскую область хватает. Весь вопрос — в правильности их использования.
А нужны ли реагенты?
Старожилы в Ульяновске помнят, что в 90-х годах прошлого века при губернаторе Горячеве дороги в Ульяновской области расчищали исключительно грейдерами, лопатами, а собранный снег потом вывозили на самосвалах.
Сейчас же власти всё больше полагаются на «химию»: реагенты и песко-соляную смесь (ПСС). А многие жители до сих пор считают, что реагенты опасны для людей, автомобилей, животных и одежды.
Противогололедные материалы предназначены для работы на дорогах и не должны попадать в почву. Но в Ульяновске же мы каждый год наблюдаем, как всю «грязь» с обработанных дорог сваливают на обочину или тротуары, а иногда и вовсе в Волгу, как это происходило два года назад на Президентском мосту. Благо после публикаций «Молодёжки» на эту тему кто-то «получил по шапке», делать это перестали. Но тротуары остаются завалены смесью снега и реагента.
Нет рабочих
В районах области с очисткой дорог ещё сложнее. Часть дорог чистят «федералы», часть — «регионалы», часть районов справляются своими силами.
— Я живу в Чердаклинском районе, но постоянно езжу к сестре в Старомайнский район, — отметила Любовь Скварина. — И вот прошлой зимой у нас все дороги были в снегу, а у них всё идеально вылизано. У нас же то техники не хватает, то людей. Многие хорошие механизаторы и трактористы уехали из района, кто на заработки, кто в город переехал. А на них всё и держалось…
Но это что касается внутренних районных трасс и поселковых дорог. А вот, например, автомобильная дорога «М-5 «Урал», трасса «Сызрань — Саратов — Волгоград» у нас обслуживаются ФКУ «Большая Волга» (Пенза). А автомобильные дороги «Саранск — Сурское — Ульяновск», «Казань — Буинск —Ульяновск», «Цивильск — Ульяновск», «Подъезд к городу Ульяновску от М-5 «Урал» «Казань — Буинск — Ульяновск» — Подъезд к городу Самаре» — ФКУ «Волго-Вятскуправдор» (Казань). Как правило, конторы нанимают для расчистки трасс подрядные организации, которые не всегда справляются с этим. И тут бы региональным властям повод задуматься о подстраховке на такие моменты. Но чиновники находятся в зимней прострации.
Учитесь на ошибках!
Прошлой зимой, в январе, Ульяновская область столкнулась с небывалым снегопадом. На трассе около посёлка Мирный в Чердаклинском районе десятки (если не сотни) человек оказались в снежном плену.
В ГУ МЧС тогда пояснили, что причина двухкилометровой пробки заключалась в большегрузе, водитель которого не справился с управлением и перекрыл движение. Пока люди стояли в ожидании проезда, дорогу полностью замело, выехать стало невозможно. Причём случилось это всё поздно вечером.
Похожие ситуации произошли и на других трассах: движение было заблокировано в Сенгилеевском, Мелекесском, Цильнинском районах.
Чиновники только утром соизволили приехать на место ЧП. А в это время всю ночь людям, по сути, помогали только местные жители на тракторах и спасатели на снегоходах.
Реального наказания за брошенных на произвол людей никто из чиновников, похоже, не понёс. Официально это не освещалось. Народ проглотил это…
В связи с этим не пора ли задуматься о стационарных постах? Если в регионе большая нехватка спецтехники и рабочих людей, которые не смогут сутками расчищать трассы, то почему бы не сделать хотя бы дежурный пост с парочкой грейдеров, медиками и спасателями? Они будут постоянно дежурить на проблемных участках и в случае экстренной ситуации за пару минут смогут прийти на помощь.
Антон НИКОЛАЕВ.