Ульяновцы против крематория, или Жилье с видом на сожженные трупы
В Ульяновской области идёт строительство первого крематория. Возводят его возле Заволжского кладбища, но жители ближайших населённых пунктов выступают против.
В Чердаклинском районе на Заволжском (Архангельском) кладбище ещё в прошлом месяце началось строительство крематория. Предполагается, что строительные работы завершатся в следующем году.
Идея о возведении крематория в Ульяновске возникла в 2015 году, но на протяжении многих лет проект не мог продвинуться: то не было денег, то не получалось определиться с местом.
Но места на Заволжском (Архангельском) кладбище постепенно заканчиваются. Были разговоры о строительстве нового погоста в районе посёлка Октябрьский Чердаклинского района или села Баратаевка Засвияжского района, но они поутихли. Видимо, крематорий стал вариантом повыгоднее, поэтому сразу и место нашли, и инвесторов.
Строительство идёт прямо перед входом на Заволжское кладбище. Всё по закону: есть паспорт объекта, ограждение. Рабочие уже залили фундамент.
Коллективное письмо
Но буквально в 300-400 метрах от места будущего крематория стоит коттеджный посёлок «Зенит». И теперь местные жители, которые отстраивают свои дома, недовольны таким соседством. Самые активные даже написали коллективное письмо от жителей посёлка.
«Мы — жители микрорайона села Архангельское и посёлка «Зенит». Практически за нашими заборами в 400 метрах от домов чиновники разрешили коммерческой организации строить крематорий. Мы – не дачи, не поле, тут живёт много людей, многие уже построили дома и собираются заселяться! Мы полноценный развивающийся посёлок. Среди нас — много многодетных семей, старики, да просто живые люди! Мы боролись за законный статус посёлка и коммуникации десять лет! И, казалось бы, только всё пошло на лад, и вот крематорий, причём не абы какой, а большой, на две китайские печи», — говорится в обращении жителей.
Они также добавляют, что по федеральным САнПИН такие крематории – первый высший класс опасности. А все эти разговоры про специальные фильтры, по их мнению, ничего не стоят, и люди боятся, что работать они не будут.
«Кроме того, среди нас есть верующие люди, религиозные чувства которых будут сильно затронуты, когда через дорогу откроется такое место. Неподалёку появятся детский сад и другие социальные объекты. Кто-то из наших граждан или чиновников хотел бы крематорий в такой близости от дома? Мы – нет! Но нас никто не спросил. Стройка уже идёт полным ходом. Мы вынуждены обращаться во все возможные инстанции. Если местная прокурорская проверка не покажет нарушений и не отменит разрешение на строительство, мы пойдём дальше. На сегодняшний день направлены обращения в прокуратуру, губернатору Ульяновской области. По всей России множество случаев, когда власти и народ становятся на сторону граждан, оказавшихся в нашей ситуации, и останавливают работу даже менее опасных объектов, на больших расстояниях. Очень надеемся, что и нас поддержат люди, глава города и области, общественные, религиозные и национальные общины», – пишут местные жители.
Вид на трупы
Корреспондент «Молодёжки» побывал в посёлке и поговорил с местными жителями.
— Мы здесь купили участок земли пять лет назад, всё это время строим дом для всей нашей семьи, — рассказывает Артур Багиров, отец четверых детей. — Планировали, что будет тихое, спокойное место. И вот тебе, крематорий по соседству. Мы хотели по вечерам смотреть на закаты, а теперь будем смотреть, как сжигают трупы… На полном серьёзе теперь задумываемся, чтобы продать этот участок. Боюсь больше за детей.
— Мы не против самого крематория, — отмечает жительница посёлка «Зенит» Мария Дмитриевна. — Но почему его строят буквально у нас под боком? Почему нельзя построить его за кладбищем или в другом месте? Здесь мест-то полно. Мы понимали, что будем жить возле кладбища, но выходит, что здесь будет целый крематорий со всеми вытекающими последствиями. Жутко неприятно.
Интересный факт: некоторые опрошенные жители посёлка «Зенит» отказывались называть свои имена, хотя и говорили, что против строительства крематория. Крепкий мужчина средних лет, с сединой в волосах ответил так: «Ага, я сейчас скажу, а меня потом в этом же крематории и…» Уж не знаем, чего так боятся местные жители, вряд ли им кто-то угрожал или запугивал. Скорее этот страх «сказать лишнего» уже в подсознании людей.
Но и многих понять можно, посёлок «Зенит» только отстраивается. Ни асфальтированных дорог, ни уличного освещения нет. И, если сейчас люди воспротивятся власти, которая решила, что крематорию здесь место, потом инфраструктуры — дорог, света, газа — они могут ещё долго не увидеть. Одно можно сказать — протестовать люди не готовы, хотя это, пожалуй, единственный способ отстоять своё требование.
Все законно
Сейчас ульяновским крематорием занимается некая группа инвесторов. Сергей Шипилов, теперь уже бывший директор ООО «Ульяновский городской крематорий», долгие годы добивался появления крематория и с радостью комментировал процесс подготовки к строительству, но на этой неделе он оказался недоступен для звонков.
Как выяснила «МГ», в сутки в ульяновском крематории планируют проводить 8-12 кремаций. Установят печи китайской компании. В ООО «Ульяновский городской крематорий» заверяют, что ни запаха, ни дыма жители близлежащих домов не почувствуют.
Что же касается претензий местных жителей касательно СанПин, то при выборе места были проведены все экспертизы, поэтому всё согласовано и законно. Якобы правила немного поменялись, и сейчас они более щадящие, то есть крематории можно строить и в 400 метрах от жилья людей.
Что почем?
По соседству с Ульяновском нет ни одного крематория. Связано это прежде всего с тем, что нас окружают национальные республики, в которых живут верующие люди, для них кремация тела — не богоугодное дело. В Самаре, например, крематорий не требуется, так как на территории городского округа 16 кладбищ (в то время когда у нас только два действующих).
Сейчас ульяновцы пользуются услугами кремации нижегородского крематория. Из Ульяновска отвезти в Нижний Новгород тело на кремацию стоит порядка 50 тысяч рублей, 30 тысяч из которых уйдёт только на трансфер.
Если крематорий в Ульяновске всё-таки запустят, то стоить сама процедура будет порядка 20 тысяч рублей. Плюс урну нужно где-то хранить. Для этого необходим колумбарий, который планируют возвести на территории кладбища. Ячейка для праха обойдётся в сумму около 1000 рублей, однако каждый год с родственников ещё взимают плату за содержание объекта.
Антон НИКОЛАЕВ.