История любви Молоствовых
В Татарстане есть уникальное место – усадьба Молоствовых в деревне Долгая Поляна. Ею очарованы любители природы, истории и мистики. Она связана со старинным дворянским родом Молоствовых.
— Молоствовы – это старинный дворянский род. Свою родословную они ведут от новгородских бояр. В Долгой Поляне они появились в XVIII веке. Изначально здесь был деревянный дом, они не жили в этом поместье, а приезжали время от времени, — рассказывает экскурсовод Наталья Филиппова.
— Здесь же Герман Молоствов вместе с женой Антониной Таврионовной в 1887 году посадили горно-алтайскую ель в честь жемчужной свадьбы (30 лет брака), в знак того, что прожили достойную красивую семейную историю и в назидание своим детям. Именно это и запрограммировало судьбу их сына Владимира – впоследствии единственного полноправного владельца усадьбы, — дополняет Наталья Понедельникова, директор «Музея истории Тетюшского края».
После смерти Германа Владимировича поместье достаётся многочисленным наследникам. И один из них – Владимир — выкупает у братьев и сестёр эту землю. Отсюда и начинается удивительная и грустная история жизни последних владельцев усадьбы.
Аллея любви
Владимир Германович учился в Санкт-Петербурге в привилегированном военном учебном заведении, служил в гвардии, в 26 лет перешёл на гражданскую службу, а ещё через шесть лет отправился в путешествие и даже прошёл пешком Сирийскую пустыню. Вернувшись из путешествия, он поступил на финансовую службу.
Владимир познакомился со своей будущей супругой – Елизаветой Бер – ещё в Нижнем Новгороде. Они полюбили друг друга. 5 сентября 1899 года состоялось венчание в Покровской церкви в Казани.
— В её дневнике есть запись: «Володя до сих пор мне говорит, что не может поверить, что я его люблю», — уточняет директор.
Изначально они поселились в доме тестя, позже муж переехал в Долгую Поляну, а жена осталась на время в Казани. Прежде чем приступить к строительству нового каменного дома, он заложил аллею сибирской лиственницы к приезду своей любимой. Владимир привёз 468 деревьев. Было неизвестно, как приедет Елизавета: по суше или по воде, поэтому он решил создать вторую аллею. Есть версия, что хозяин усадьбы за каждым деревом закрепил крестьянина. Если дерево вырастало, то крестьянин получал рубль. В день её приезда Владимир подсветил аллею керосиновыми лампами, а крестьяне выткали полотно, которое расстелили от брички до парадного крыльца, показав свою любовь к новой владелице усадьбы.
Свет в доме
У четы была мечта превратить имение в идеал гармонии природы и деятельности человека. И у них это получилось. Елизавета стала почётным членом географического общества, саженцы деревьев и кустарников по её заказу доставляли со всего мира. У неё была оранжерея с нетипичными для местности растениями. Как позже призналась Елизавета в письме писателю Льву Толстому: «Здесь я нашла тот покой, которого я не знала прежде…»
Она работала сотрудницей местной метеорологической станции. В доме была башня, куда девушка поднималась, чтобы фиксировать изменения природы. С помощью оптики она могла видеть огни в усадьбе в селе Три Озера, которое находится на противоположном берегу Волги, где у неё жили родственники.
— Владимир слыл прогрессивным хозяйственником. В доме были электрический свет, что на тот момент считалось новинкой, горячая вода (бак сохранился и по сей день). В подвале сделали печку, в неё закидывали не поленья, а брёвна, которые долго тлели. Дымоходы встроены в стены, горячий воздух поднимался вверх, и стены всегда были тёплыми, — продолжает экскурсовод.
Владимир обустроил пруд для жены. Он выложил дно деревянным настилом, чтобы во время купания ноги Елизаветы не погружались в ил.
Искал нефть
Он был уездным предводителем дворянства Тетюшского уезда, открыл земские училища, ремесленную мастерскую, больницы, разработал первое нефтяное месторождение в Татарстане.
— Он планировал проложить железную дорогу и построить канатный подъемник через Волгу, чтобы соединить Долгую Поляну и Три Озера. Однако планам не удалось сбыться, — поясняет экскурсовод Наталья Филиппова.
Елизавета поддерживала мужа, занималась благотворительностью. У них не было своих детей. Не познав счастья материнства, она отдавала свою любовь крестьянским детям, учила их. Старожилы рассказывают, как сильно любили «барыню».
— Когда мы только-только начинали изучать эту тему, ездили в деревни, где встречались со старожилами. Помню, подходим к одному домику на отшибе: ветхий, покосившийся, где живёт бабушка, которая чуть ли не на смертном одре. Посмотрев на её затуманенные глаза, я подумала, какие тут могут быть воспоминания. Однако услышав, что мы хотим узнать о барыне, она собрала остатки сил и начала рассказ. В её глазах появился свет. Когда мы вышли от неё, я подумала: «Как же нужно было прожить жизнь, чтобы дети простых людей, крестьяне через столько лет так отзывались!» — вспоминает директор.
Дружба с Толстым
Желая приносить пользу обществу, Елизавета обратилась за наставлениями к Льву Толстому и даже приезжала к нему в Ясную Поляну.
Род Молоствовых близко общался с Львом Николаевичем. Любовь писателя в молодые годы – это Зинаида Молоствова, а один из братьев Владимира – Николай – был библиографом великого писателя.
Лев Николаевич ответил Елизавете. И у них завязалась дружеская переписка. Она стала главным редактором юбилейного тома Толстого, ему отправляла свои литературные труды.
— Он был её духовным другом. Если женщина может вырвать страницу из личного дневника и отправить её другому человеку, значит, она ему безмерно доверяет. Вместе они изучали русское сектантство и выпустили совместный труд, — комментирует директор Наталья Понедельникова. — Недавно мы наткнулись на страницы её дневника, где описана первая встреча с Львом Толстым. И там много ответов на вопросы, которые нас мучили.
После Первой мировой войны Елизавета собирала письма участников войны и выпустила книгу с целью осветить истинное отношение народа к событиям тех лет. Доход от книги поступил в пользу воинов, которые потеряли зрение. Она устраивала вечера, а доход отправляла солдатам.
Загадочная смерть
Красивая история любви завершилась в 1917 году. Супруги могли уехать за границу, но, будучи людьми прогрессивных взглядов, думали, что могут принести пользу новому обществу.
— Многие полагают, что их погубила советская власть. На самом деле это не так. У них были дружеские отношения с Крупской, Лениным. И, когда Елизавета осталась одна, приходили письма сверху, чтобы они оставили Елизавету Владимировну в покое. Столь образованные, талантливые личности, как Молоствовы, могли стать слишком большим противовесом для пришедших к власти на месте, — считает директор музея.
Владимир Германович погиб при странных обстоятельствах, до сих пор ходит версия, что не случайно. В январе 1918 года его пригласили на встречу с рабочей молодёжью в Тетюшах, где он произнёс последнюю в жизни речь. Он предлагал свою помощь, но, возможно, его не поняли или не захотели понять.
После выступления он поехал домой. Разыгралась снежная буря, кучер сбился с пути и пошёл за подмогой. Когда вернулся, «барин» был мёртв. В метрической книге о смерти значится запись: «Замёрз».
И это не единственный удар судьбы, который Елизавета перенесла… На её глазах стали грабить усадьбу и втаптывать в грязь всё, что было ей дорого. В 1929 году её вовсе выселили из усадьбы в деревянный флигель рядом с домом, ей назначали высокую арендную плату. В дом поместили школу коммунистической молодёжи. Воспитанники жгли паркет. Зал, где раньше была библиотека, переделали в помещение для зимовки пчёл. Уникальные книги (8000 томов с автографами авторов) отсырели. Партийные деятели вывозили всё, что хотели. Сохранились записи, как они недоумевали, что у Елизаветы отобрали всё, а она продолжает заниматься своими научными трудами, учит детей грамоте и всё равно встречает всех с достоинством.
Осквернили
В 1931 году Елизавета Владимировна обратилась с просьбой о передаче дома Союзу писателей. Здесь бывали известные писатели, артисты МХАТа, устраивали литературные и музыкальные вечера. Правда, бывшую законную владелицу поместья не звали. 1 августа 1936 года она умерла. Похоронена вместе с мужем на территории усадьбы. Но даже после смерти им не было покоя. Поговаривают, что их могилы осквернили в поисках богатства.
Аллею пытались спилить во времена Великой Отечественной войны. Хороший лес был нужен для армии. Однако бывшие крестьяне Молоствовых вышли чуть ли не с вилами к лиственницам и сказали, что не дадут их уничтожить.
— Она была не только писательницей и поэтессой, но и учёным, поэтому понимала, что угасает или дни её сочтены. В её последнем стихотворении прослеживаются эзотерические мотивы. Елизавета ждёт встречи с родными, но при этом отмечает, что вернётся на эту землю ещё раз. Я очень давно занимаюсь темой усадьбы в Долгой Поляне. Но два года назад заметила, что я родилась в тот же год, что и она, только на сто лет позже. И так получилось, что именно при мне, когда я стала директором, удалось заняться восстановлением усадьбы, ремонтом, изучением истории и так далее. Возможно, такой интерес к этой истории неслучаен, — заключает Наталья Геннадьевна, директор музея.
В следующем номере мы расскажем мистическую сторону этой истории.
От автора: нас, журналистов, приятно поразило, с какой любовью рассказывают об истории усадьбы, с какой дотошностью собирают по крупицам любую мелочь о жизни последних владельцев и с каким трепетом относятся к судьбе Елизаветы и Владимира.
Наталья КОРОЛЕВА.