Интервью с жительницей блокадного Ленинграда
9 мая мы будем праздновать 78-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В Ульяновске есть несколько людей, переживших блокаду Ленинграда. Одна из них – 84-летняя Тамара Павловна Зеленова, ветеран труда. С ней встретился корреспондент «МГ».
Тамара Павловна встретила нас очень радушно вместе со своим мужем Виктором Андреевичем. Хочется заметить, что мужчина сильно любит жену, о которой говорил без умолку. «Она у меня такая умница!» — только лишь повторял он.
Глаза у Тамары Павловны горели счастьем, она рассказывала о своей жизни в мельчайших подробностях.
Война
Тамара Павловна родилась в Ленинграде в 1938 году. Мама работала учительницей, отец – экономистом. Был у неё и старший брат. Семья получилась очень хорошая. Папа по вечерам играл на пианино. Мать заботилась о детях.
– Ещё в 1940 году отец сказал матери, что нужно нам всем перебраться в деревню, якобы война будет. Чувствовал он, да и тревожно у него было на душе. В мае 1941 года папу забрали на фронт, несмотря на то, что у него было двое детей и ему исполнилось больше тридцати лет. И 22 июня началась война. Папа больше не пришёл, – вспоминает женщина.
Но мать не послушалась мужа и осталась вместе с детьми в городе. А 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. Семья прожила две зимы в блокадном городе.
– Мы сидели в подвалах, слушали вопли и свист пуль. Тогда мне было всего три года, но я до сих пор всё помню. Мой брат был постарше, выбегал с ребятами из дома. Они убегали, чтобы найти хотя бы что-то поесть, – продолжает наша собеседница.
Съели кошку
– Было очень голодно, страшно. Все ходили тощие, бледные. Кожа да кости. Конечно, мы выжили благодаря тому, что были какие-то запасы продуктов. В первое время ели яблоки сушёные, варенье, картошку. Потом всё закончилось. Один раз брат задержался на улице. Мама начала сильно плакать. Он прибежал и сказал, что они с мальчишками крысу нашли. Объяснил, что тот, кто поймает, получит половину. А у одного мальчика мама уже давно не вставала. И они решили крысу ей отдать, – говорит со слезами на глазах женщина.
У них жила красивая кошка с серыми большими глазами. Но как-то раз она пропала. Все её искали, переживали. Это была настоящая домашняя любимица.
– Через несколько дней мы узнали, что бабушка сварила из кошки суп. Мама очень плакала, говорила, что рано, что ей пожить надо было ещё. Так и съели всех животных. Ещё мама приносила один кусочек хлеба, очень маленький на одного человека. Его делили на несколько частей и ели весь день. Делили, чтобы надолго хватило.
Рядом находилась военная столовая, где дети собирали луковую шелуху, на которой оставалось чуть-чуть лука. Ребята называли это «конфетками», смаковали и не проглатывали сразу.
Родители
О своей семье Тамара Павловна помнит мало. Отец без вести пропал, а мать сильно заболела.
– Мама лежала и умирала, и я не понимала, почему она не подпускает меня к себе. Мы даже не попрощались толком. Я была очень расстроена, обижена на неё. Потом оказалось, что у неё был туберкулёз, поэтому она не хотела, чтобы к ней подходили, чтобы не заразиться.
Пришлось пережить и разлуку с братом. Его забрали в другой город, а воспитанием сестры занялась подруга матери. Однако после окончания войны бабушка Тамары написала письмо Сталину с просьбой отдать её детей.
После того, как семье удалось выбраться из Ленинграда, немцы в их доме утроили целый госпиталь. Когда через несколько лет Тамара приехала на родину, то на чердаке дома обнаружила очень много лекарств и бинтов.
Знакомства
Её муж Виктор Андреевич родом из Сурского района. Они вместе уже 62 года, а познакомились в Ижевске в сельскохозяйственном институте.
– Я учился на третьем курсе, а Тома училась на втором. Но в то время до третьего курса мальчишки не особо увлекались девчонками. Сами по себе были. Потом уже мы стали обращать внимание, а мне нравились небольшие, полненькие, и я их называл пончиками, – рассказывает Виктор Андреевич.
Каждую субботу в институте проходили танцы. Обычно девчонки стояли в одном углу, а мальчишки — в другом.
– Стоим, а мне друг говорит: «Витька, вон ничего такой пончик стоит», показывая на Томку. Мол, иди якобы пригласи её на танец. Ну я и пошёл, а она согласилась. Разговорились. Ну и всё. А последний танец объявляется белый. И я думаю: позовёт ли она меня? Позвала.
Когда танцы закончились, все стали расходиться по общежитиям.
– А рядом у нас был отличный парк. И вот я позвал её прогуляться. Пошли по парку, так она увидела парашютную вышку. А я не знал, что она хотела стать лётчицей. А я страшно боюсь высоты. Подошли к этой вышке, а она сказала: «Вить, полезли на вышку». Я вздрогнул. Да что там делать-то? Она стала говорить, как там хорошо, что оттуда обалденный вид открывается. Полезли. Когда залез на самый верх, я уж никуда и не смотрел. Страшно было. А Тамара побежала к краю и крикнула: «Вить, ну что ты там, иди смотри, как мы высоко!» А я так переживал, очень испугался. Я ответил, что вижу отсюда, мне и так хорошо, — вспоминает мужчина.
Тамара выросла закалённой девушкой, пережившей блокаду Ленинграда, и ей всё было нипочём. Наверное, её боевой дух и зацепил Виктора. Вскоре они поженились. Сейчас у них две замечательные дочери и внуки.
Супруги переехали жить в Ульяновск. 40 лет женщина отработала в сельхозинституте в должности методиста.
На прощание Тамара Павловна пожелала нам мирного неба над головой и сказала: «Жизнь пролетает очень быстро. Хоть у меня было много плохого и хорошего, всё пролетело как миг. Поэтому, молодые, цените вашу молодость».
Врез:
В Ульяновске осталось 33 участника Великой Отечественной войны.
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, а закончилась 27 января 1944 года. 632 253 человека – такое количество людей погибло во время блокады, и только 3 % погибли вследствие обстрелов. Остальные 97 % — от голода и холода.
Юлия БЕЛОВА.