Просмотры1200Комментарии0

Замечательные симбирянки

В историю вписано много замечательных женщин-симбирянок. И, хотя вплоть до революции 1917 года женщины в России не могли занимать административные должности, иная губернаторша, то есть жена губернатора, легко затыкала за пояс собственного мужа и становилась настоящей хозяйкой края.

Такое случилось в самом начале XIX века. В 1802 году в Симбирск был назначен губернатором князь Сергей Николаевич Хованский, 35-летний холостяк. В 1805 году князь Хованский сочетался браком с 25-летней вдовой Екатериной Александровной Аплечеевой, в девичестве Наумовой, очень богатой симбирской дворянкой. Её первый муж Александр Аплечеев, кстати говоря, служил казанским губернатором, так что у Екатерины Александровны был опыт административного сослужения. Князь Хованский считался человеком мягким, дипломатичным – и эти свойства органично дополнялись решительностью и твёрдостью княгини.

Некий самарский помещик – Самара тогда входила в нашу губернию – Филипп Стромилов прижил незаконную дочь Елизавету. Других детей у Стромилова не было, и он пытался через суд узаконить отцовство, но умер от пьянства, а его родня не желала помочь девятилетней сиротке. Добрые люди, сжалившись над девочкой, привели бедную Лизу к Хованскому, когда тот посещал Самару.

Добрый Сергей Николаевич повздыхал и развёл руками… Вернувшись в Симбирск, он за обедом поведал о бедах Лизоньки супруге, вновь посетовав, что помочь девочке —  вне его губернаторской компетенции. «Так помогите как человек! – возвысила голос Екатерина Александровна – Мы лишним ртом не обеднеем!» За девочкой в Самару снарядили карету, Елизавету привезли в губернаторский дом, и она стала старшим ребёнком, воспитанницей в семье князей Хованских.

Жемчужина

Уроженку деревни Старое Тимошкино Сенгилеевского уезда Зухру Гаспринскую (1862–1903) современники называли «жемчужиной среди татарских женщин» и даже «матерью татарской нации». Зухра была дочерью симбирского фабриканта Асфандияра Акчурина. В 18 лет, путешествуя с братом по Крыму, Зухра Акчурина познакомилась с 29-летним дворянином Исмаилом Гаспринским, городским головой Бахчисарая, воспитанником французской Сорбонны, просветителем и интеллектуалом, признанном лидером мнений всех мусульман Российской империи, вдохновителем создания Всемирного исламского конгресса.

Зухра потрясла Исмаила. «Казалось, при её появлении прекращали звенеть ручьи и переставала кипеть вода», — так выражал Исмаил-бей своё восхищение, и чувство бахчисарайского мэра к дочери симбирского фабриканта было взаимно.

Зато папаша-фабрикант не впечатлился увлечением дочери. Интеллектуально богатый Исмаил Гаспринский в своей среде считался бедняком, и по этой причине рухнул его первый брак. Когда Исмаил Гаспринский прибыл в симбирские пределы просить у Асфандияра Акчурина руки его дочери, тот ответил категорическим отказом. Но что остановит истинно любящих! Ночью в присутствии двух свидетелей Исмаил и Зухра подписали брачный контракт, с которым на другое утро Исмаил Гаспринский, приодевшись в мундир городского головы, явился к Асфандиару Акчурину забирать свою жену!

Акчурин приказал своим рабочим избить новоиспечённого зятя – но те разбежались, увидев человека в официальном мундире. А Зухра кричала Исмаилу с балкона: «Я навеки твоя!» Скандал становился громким, он бил по репутации фабриканта – тем более что муфтий Салимгарей Тевкелев, председатель Оренбургского магометанского духовного собрания, фактически верховный муфтий Российской империи, признал законным брачным контракт между Исмаилом Гаспринским и Зухрой Акчуриной. Так или иначе всё закончилось пирком да свадебкой – а со временем тесть и зять очень сдружились друг с другом.

Играла царя

В общем, сюжет для фильма – или целого сериала. Не зря наш земляк Владимир Ульянов-Ленин говаривал, что из всех искусств для нас главнейшим является кино. Кстати, с симбирскими пределами тесно связано имя едва ли не самой первой в череде российских кинозвёзд Софьи Евгеньевны Гославской. С конца XVII века дворяне Гославские владели имением в селе Старая Майна, куда Софья, особенно в детстве, не раз наведывалась и гостила подолгу. В 1912 году 22-летняя Гославская встретилась с режиссёром Петром Чардыниным, кстати, тоже симбирским жителем, самым удачливым и кассовым среди творцов раннего русского кинематографа, и за три года снялась более чем в 20 фильмах.

Гославская не была яркой красоткой, героиней, как тогда выражались – она играла в театре роли второго плана, но оно и лучше, так провидчески решил Чардынин. Именно так массовой зрительнице, главной потребительнице кинопродукта, будет проще ассоциировать себя с киногероиней!

Впрочем, среди ярких успехов Софьи Гославской были и мужские роли. В историческом костюмном блокбастере «1613», или «Воцарение Дома Романовых», она играла юного русского царя Михаила Фёдоровича. Софья Гославская отметилась и в первой в истории экранизации нашего земляка-классика русской литературы Ивана Гончарова — его симбирского романа «Обрыв». В 1915 году Софья Гославская вернулась в театр: она ушла в зените славы, а не пережила её.

Ермил ЗАДОРИН.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное