Просмотры1469Комментарии0

Две третьи подростковых преступлений в Ульяновской области это кражи

Сегодня, 12 января, День работника прокуратуры Российской Федерации. Наш корреспондент взял интервью у начальника отдела по делам несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Ульяновской области Ильи Мойсова.

– Илья Александрович, в каких правонарушениях и преступлениях часто оказываются замешаны подростки?

– Две трети преступлений, совершенных несовершеннолетними в Ульяновской области, связаны с кражами чужого имущества.
В 2021 году подростки становились частыми участниками происшествий, причем, к сожалению, не самых радостных. При этом они не только жертвы событий, а иногда активные их участники.
Так, в структуре выявляемых административных правонарушений превалируют те, что связаны с употреблением несовершеннолетними алкоголя. Подростки распивают спиртное в общественных местах, появляются нетрезвыми на улице. Ответственность за административные правонарушения наступает с 16 лет, однако, к сожалению, в последние годы такое правонарушение совершают больше подростков младше этого возраста. В этом случае протокол об административном правонарушении сотрудники полиции составляют на родителей.
Правом привлечения подростков и их родителей к административной ответственности обладают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Кроме того, эти комиссии проводят с правонарушителями беседы, составляют планы индивидуальной профилактической работы, контролируют подростка и его семью, чтобы не допустить повторения.
Порой потребление подростками алкоголя, несмотря на запрет реализации спиртного несовершеннолетним, не снижается по нескольким причинам. Во-первых, значительная доля вины лежит на нерадивых работниках торговли, которые продают его детям, не требуя документ, подтверждающий достижение ими совершеннолетия. А во-вторых, часто делая «добрые поступки» взрослые соглашаются купить спиртное подросткам, которые самостоятельно сделать этого не могут.
Кроме того, ещё одна тревожная тенденция, которую мы наблюдаем — почти не снижается количество несовершеннолетних, которые без назначения употребляют наркотические средства и психотропные вещества.

– А каков на сегодня уровень подростковой криминализации?
– По итогам 12 месяцев 2021 года несовершеннолетние на территории региона совершили 288 преступлений. Однако это на 11 случаев меньше, чем было годом ранее. Уровень подростковой преступности снизился на 3,7 %.
На 28,4 % сократилось количество совершенных несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений (58 случаев, что на 23 случая меньше).
На 35 % стало меньше преступлений, совершенных подростками, ранее совершавшими преступные деяния (68 против 104 годом ранее)
В последние несколько лет в Ульяновской области уровень преступности несовершеннолетних снижается. Причем это устойчивая тенденция, количество общественно опасных деяний, совершенных подростками, ежегодно становится меньше на 3-4 процента.
Однако мы привыкли считать, что преступления совершают, как правило, дети неблагополучные, состоящие на учете в МВД. Но это не так. Традиционно 60-70 % совершающих преступления подростков — внешне благополучные дети, учащиеся школ, колледжей и техникумов, ранее не попадавшие в поле зрения правоохранительных органов.
По нашим данным, стало меньше несовершеннолетних, которые совершают преступления повторно. Но общее число подростков, замешанных в правонарушениях, почти не уменьшается, это значит, что в криминальную деятельность стало вовлекаться больше ребят, которые ранее не имели конфликтов с законом.
Подавляющее большинство уголовных преступлений, которые совершают подростки — это кражи. Причем чаще стали воровать имущество из автомобилей и складских помещений.
Удельный вес корыстно-насильственных (грабежей и разбоев) преступлений в общем числе совершаемых подростками правонарушений, к счастью, невелик. Но сам факт того, что подростки преступают закон, очень тревожит.

– А какую информацию Вы хотели бы особо донести до детей и родителей?
– Очень важный момент – дети, по сути, не понимают, что, совершая преступление, они лишают себя будущего. Они знают гуманность нашего законодательства и то, что в места лишения свободы подростков направляют в исключительных случаях. Поэтому несовершеннолетние зачастую относятся к нарушению закона небрежно — думая, все равно ничего не будет. Но они глубоко заблуждаются! Будет!
Дело не только в колонии, куда дети могут попасть. После судимости, даже без реального лишения свободы, молодым людям будет сложно устроиться на определённую работу. Они вырастают, устраиваются в жизни и уже забывают о своих ошибках юности — и тут сталкиваются с тем, что наличие судимости является препятствием для трудоустройства. А для того, чтобы осуществлять деятельность, например, с сфере, непосредственно связанной с воспитанием, обучением детей — не важно, педагогом, тренером или по иной специальности, им необходимо получать разрешение в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. А это разрешение могут и не дать.
Для защиты подростков от такой судьбы необходима профилактика. Во-первых, детям необходимо не только предоставить внеучебный досуг, но и давать возможность трудоустроиться легально, ведь половина тех, кто совершает кражи или занимается незаконным оборотом наркотиков, просто пытается заработать денег.
А во-вторых, необходимо вести системную работу в школе, выявляя ребят из группы риска. Прежде всего это психологическая диагностика обучающихся детей. Есть группы школьных педагогов-психологов. Они диагностируют всех детей и определяют тех, кто в группе риска. Затем психологи должны работать в тесном контакте с классными руководителями, которые обязаны знать о своих воспитанниках все: чем они увлекаются, в каких условиях живут, с какими трудностями сталкиваются. Они должны знать буквально, чем «дышат» дети.
Помимо этого, педагогам необходимо работать вместе с родителями, которым нужно давать рекомендации о том, как уберечь ребенка, если он склонен к девиантному поведению и находится в группе риска.
К сожалению, нынешнее поколение родителей не всегда знает, как нужно справляться с трудными ситуациями, касающимися детей. Многие взрослые зря думают, что если ребенок не на улице, то он в безопасности. Сейчас дети ушли в социальные сети, они общаются там (зачастую не зная истинного лица своего собеседника), и договариваются о встречах и каких-то действиях именно там. Родители и педагоги должны это понимать.
Сейчас дети, к сожалению, видят оценки своих действий только от сверстников. А надо, чтобы они могли общаться и задавать вопросы родителям. И получать на них однозначные ответы.

Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное