Просмотры6130Комментарии0

Тайна кладов Степана Разина и Емельяна Пугачева

Предания и легенды про разинские и пугачёвские клады сокровищ напрямую связаны с симбирскими-ульяновскими пределами и даже непосредственно с самим губернским и областным центром. «Молодёжка» задалась вопросом: «А были ли они?».

Захват

Крупнейшими событиями в дореволюционной истории Симбирского-Ульяновского края стали два народных восстания, две крестьянских войны, под предводительством донских казаков Степана Разина в 1670-1671 годах и Емельяна Пугачёва в 1773-1775 годах.

Разин осадил Симбирск осенью 1670 года и был наголову разбит правительственными войсками, его вынудили бежать. Но в июне 1671 года к Симбирску вернулся сподвижник Разина Фёдор Шелудяк, который вновь осадил Симбирск, трижды ходил на город с приступами – и ещё неизвестно, чем закончилась бы вся история, не сверни Шелудяк осады и не отправься в Астрахань.

Зимой 1773 года пугачевцы захватили Самару, до 1851 года входившую в состав Симбирской губернии, и наводнили смежные с ней Самарский и Ставропольские уезды, захватив и разграбив множество дворянских усадеб, покушаясь захватить посад Мелекесс — нынешний Димитровград.

Летом 1774 года Пугачёв, отступая от Казани, лично вломился в пределы бывшей Симбирской губернии, разграбив уездные города Курмыш и Алатырь. На Симбирск атаман напасть не рискнул. Но его приспешники рассыпались по краю и промышляли в ближайшей округе, в нынешней городской черте.

Во время любых социальных потрясений, тем более во время войн и восстаний, люди стремились подстраховаться, скрыть своё имущество, чтобы оно не попало в руки грабителям – ну а грабители в свою очередь скрывали награбленное, чтобы налегке уворачиваться от преследовавших их войск и полиции: золото и серебро, металлические деньги очень много весят.

Река Барыш в окрестностях Карсуна. Где-то здесь или в самой реке был спрятан Пугачевский-клад

Даже Ленин искал

Эпохи Разина и Пугачёва также отмечены кладами – а ещё более историями, преданиями и легендами про разинские и пугачевские клады, будто бы сокрытые самими атаманами. Даже самый знаменитый симбирский уроженец Владимир Ульянов-Ленин — и тот не избежал соблазна заняться поисками клада Степана Разина, якобы скрытого в пойме реки Свияги, близ Московской (ныне Ленина) улицы, сравнительно неподалёку от отчего дома вождя революции.

Когда люди спрашивают про клады, например, Стеньки Разина: «А что, действительно есть?», то на эти вопросы, кажется, нет прямого ответа. Да, и Разин, и Пугачёв захватывали немалые сокровища, но стоит помнить, что у атаманов были целые «армии», в тысячи и тысячи человек. Этих людей нужно было кормить, снабжать – «радетели за униженных и оскорблённых» не могли же просто так грабить простых людей, лишая себя базовой социальной поддержки, они худо-бедно платили им за провизию и фураж, за лошадей. То есть закапывать деньги и ценности «просто так», в надежде вернуться за ними «завтра» или «после победы», было абсолютно нерационально и просто глупо.

 

Проклинали клады

Но испокон веков сокровища, особенно награбленные, прятались вовсе не за тем, чтобы за ними вернуться. Деньги, вещи, драгоценные камни скрывались в земле «на удачу», как некая жертва духам или даже самому дьяволу. Соответственно, скрывавший подобный клад был заинтересован, чтобы сокровища не нашли и они не попали в чужие руки: накладывал заклятия и проклятия, приносил фактически человеческие жертвы. Например, после зарытия клада инициатор убивал всех, кто непосредственно в этом участвовал, приговаривая: «Чьи руки зарыли, те руки пускай и отроют».

И Разин, и Пугачёв были отлучены от церкви. Разин ещё при жизни успел прослыть за колдуна и чернокнижника. А Пугачёв, принявший имя императора Петра III, казался многим даже хуже Разина. Ведь император, царь – есть помазанник Божий, а лжецарь, обманом претендующий на благодать, – сам Антихрист. Это, кстати, определило и «исторический» подход кладоискателей к разинским и пугачёвским кладам – если «простого» колдуна Разина можно пытаться переиграть, тягаться с самим Антихристом желающих нашлось куда как меньше. Потому, видимо, и историй про разинские клады сохранилось намного больше, хотя пугачёвские события более чем на сто лет к нам ближе.

Предания

Один из разинских кладов указывали близ села Труслейка бывшего Карсунского уезда, ныне Инзенского района – это село считалось «богатым» на клады. В некоей записке, хранившейся у грамотеев, было прописано, что невдалеке от родника Разин скрыл мраморный сундук, набитый золотом. Чтобы «выкупить» клад и иметь возможность воспользоваться добытым золотом, на его место в сундук надо положить две отрезанных мужских головы и обязательно блондинов!..

А напротив Жигулёвских гор, некогда располагавшихся в Сызранском уезде Симбирской губернии, Разин будто бы затопил целую ладью, гружёную золотом и прочими драгоценностями, наложив зарок на триста лет – то есть теоретически клад можно добывать уже с 1970 года: знаком для добытчиков должен служить громадный изумруд, положенный на самом верху сокровища. Но зарок был закреплён целой сотней человеческих голов; в общем, клад мог даться только какому-то великому злодею.

Впрочем, о том же Чамзинском кладе было и куда менее кровожадное предание. Прежде надо найти положенную над сундуком икону Божией Матери, пройтись с ней пешочком на богомолье до Соловецкого монастыря!.. Впрочем, не бойтесь, «своя» Соловецкая пустынь была и у нас, и помещалась она в 15-17 верстах вверх по Волге от Симбирска. А потом уже следовало рыть клад; покусившемуся на сокровища без богомолья угрожала смерть.

Есть предания, что Разин не был казнён – атаман отвёл глаза палачу и бежал на Волгу, в Жигулёвские горы. Он до сих пор мается там, не прощённый Богом и мучимый чертями. Говорят, правда, он расхаживает по тем местам, где спрятал свои сокровища, и иногда даже готов поделиться ими с понравившимися встречными и нуждающимися людьми.

Познакомившись в XIX веке с неким богомольным бурлаком, Стенька сунул ему записку о кладе, якобы скрытом у села Шатрашаны Буинского уезда, ныне Сурского района: «Сорок малёнок (пудовок) золота, многое множество сундуков с жемчугами. На все деньги, которые в кладе, можно всю губернию Симбирскую сорок раз выжечь и сорок раз обстроить лучше прежнего. Не пропить, не проесть всей губернии Симбирской. Как дороешься до железной двери и войдёшь через неё, то не бросайся ни на золото, ни на серебро, ни на самоцветные каменья, а бери икону Божией Матери. Тут же стоят и заступ, и лопаты, и ружьё, заряженное спрыг-травою. Сорок тысяч, награбленных у одного купца, раздай по церквям. Пять рублей меди, брата моего Ивана, раздели между нищей братией. Возьми ружьё и, выстрелив из него, скажи три раза: «Степану Разину вечная память!». Тогда я умру, и кончатся мои жестокие муки».

В общем, Разин понадеялся на хорошего человека – а тот на беду оказался неграмотным и полученную записку разодрал на цигарки (папиросы).

Село Шатрашаны где будто бы скрыт клад Степана Разина

Клад у Карсуна

Зимой 1774 года захвативший Самару пугачевский атаман Илья Арапов перед боем с отрядом П.Б. Гринёва якобы спрятал клад в окрестностях деревни Старый Салаван Ставропольского уезда. Захваченные ценности и отрядную казну спустили в прорубь на одном из многочисленных в этой местности озерков или болот. За скрытыми сокровищами никто после боя не вернулся…

Зато, как рассказывали, на пугачёвских сокровищах сумел «подняться» помещик Степан Кротков, владелец села Ишеевка, один из богатейших помещиков во всей истории нашего края, владевший 500 тысячами десятин земли и 10 тысячами крестьянских душ.

Летом 1774 года одна из пугачёвских шаек оказалась в окрестностях села Ишеевка. Барин спрятался в лесу и наблюдал за восставшими. А тех, оказывается, нагоняли гусары. Кони пугачёвцев устали, и они решили спрятать ценную поклажу, награбленное в Казани золото и серебро, драгоценные ткани и меха. Тут налетели гусары, пугачёвцы рванули дальше, а Кроткову осталось только собрать и привезти в Ишеевку всё им обнаруженное.

По народным сказаниям, сам Емельян Пугачёв зарыл награбленные им всё в той же Казани сокровища против деревни Глазов Луг, поблизости от уездного города Карсуна, ныне в границах рабочего посёлка Карсун, на берегу реки Барыш. Более того, призрачный Емельян Иванович больше века продолжал хранить свою казну, являясь сидя верхом на красивом, в яблоках, коне, в военной форме, с золотыми седлом и уздечкой. «Он не ездил и не стоял, лошадь его на одном месте, будто переминалась, и вдруг он неизвестно куда исчезал. С тех пор местные жители ещё больше убедились, что в том месте скрыт богатый клад»…

…Именно нелогичность, а часто и прямая фантастичность рассказов про клады убеждает многих исследователей, что клады действительно были – а, может, и теперь ещё есть!

Ермил ЗАДОРИН.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное