Сбитые столбы и животные. Сколько придется заплатить?
Первый вопрос, который задаёт себе каждый автомобилист, врезавшийся в столб освещения, дерево, ограждение, дорожный отбойник на трассе или светофор, — считается ли это ДТП? «Молодёжка» решила ответить на этот вопрос.
Наезд на столб
Если открыть ПДД, то в пункте 1.2 написано, что «дорожно-транспортное происшествие — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб».
По всем признакам выходит, что столкновение с препятствием (например, со столбом) является дорожно-транспортным происшествием. Пункт 3 Приложения к Правилам учёта и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ это подтверждает. В нём указано, что одним из видов ДТП как раз является наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет.
Что делать в таких случаях?
— Даже если вы не столкнулись с другим автомобилем и повреждение не такое сильное, надо вызывать ГИБДД. Это следует из ПДД. Водитель обязан не менять положение автомобиля, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 метров от автомобиля в населённых пунктах и 30 метров — вне населённых пунктов, —комментирует ульяновский юрист Регина Ибрагимова.
Столб не так уж и безлик — у него есть собственник, будь то частное лицо или администрация города. Собственник и будет при необходимости представлять «его интересы» в суде. Кроме того, в отношении автомобилиста, покинувшего место аварии, действует часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ. Наказание — лишение права управления транспортным средством на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до 15 суток.
Столкновение с препятствием попадает под ОСАГО. Если вы виноваты в том, что оно пострадало, его ремонт оплатит страховая. И расценки на различные препятствия могут существенно отличаться. Если сбитый дорожный знак обойдётся водителю в две-три тысячи рублей, то замена опоры светофора с его ремонтом может стоить до полутора миллионов рублей. И через суд собственник препятствия вправе взыскать с вас или с вашей страховой компании сумму ущерба.
Осторожно, звери!
Часто на дороге возникает ситуация, когда животное, например, лось, попадает под машину.
Если водитель сбил животное на дороге, это авария, хотя лось не считается участником дорожного движения. Но по статье 137 Гражданского кодекса лось представляет собой движимое имущество, как и любое животное.
— Уголовная ответственность за сбитое животное не предусмотрена, если не пострадало третье лицо. Но это всё же ДТП, и если человек покинет место аварии, то это будет как минимум административное правонарушение. Если же он не покинул место происшествия, то с него будет взыскиваться штраф. Если это дикое животное, то взыскивать ущерб будет соответствующая структура в лице Российской Федерации, а если у животного есть собственник, то частное или юридическое лицо, — поясняет представитель УМВД по Ульяновской области Сергей Сергеенко.
Также водителя могут оштрафовать, если он причиняет вред окружающей природе. За жизнь и здоровье животных отвечают специальные государственные организации, например, Минприроды. Если водитель умышленно причиняет вред здоровью и жизни животных, то его могут оштрафовать. Любые дикие животные по закону являются имуществом государства. Если водитель нанёс непоправимый ущерб какому-либо животному, он должен заплатить компенсацию.
В случае аварии с участием животного водитель должен остановиться, включить «аварийку» и вызвать ГИБДД. Если вы окажетесь виновником ДТП, то за каждое дикое животное есть определённая сумма штрафа, например, лось — 80 000 рублей, кабан — 30 000, косули — 40 000 и так далее.
Бесконтактное ДТП
Бесконтактное ДТП — это экстренное торможение с повреждением деталей автомобиля, уход от столкновения транспортного средства с наездом на какой-либо объект и так далее. Обстоятельства таких аварий неоднозначны, ведь согласно пункту 10.1 ПДД водитель в опасной ситуации должен снизить скорость вплоть до полной остановки. Например, если вас «подрезали» и вы вылетели в кювет, с того, кто вас «подрезал», вы вправе взыскать ущерб.
Как отмечает юрист Регина Ибрагимова, в подобных ситуациях главная проблема — доказать, что именно маневр виновника стал причиной аварии, в которую попал потерпевший, когда пытался избежать столкновения. Иногда к ответственности привлекают потерпевшего водителя, но для этого нужен максимум объективных данных о происшествии (записи с камер видеонаблюдения, регистраторов и другое). Не исключено, что потерпевший не справился с управлением, вследствие чего произошла авария, и он пытается оправдать свои действия маневром другого участника.
Антон БЕЛКА.