«Мы кричали: “Помогите, детей хоть спасите!”»: ульяновцы, которые застряли в затопленной Джубге, вспоминают страшный потоп
Семья из Ульяновской области отправилась в путешествие в курортный посёлок Джубга, что в 54 км от Туапсе. Не ожидали ульяновцы, что долгожданный отдых на золотом черноморском пляже превратится в фильм о конце света.
Долгожданное путешествие
Жители Нижней Террасы города Ульяновска Алексей и Анастасия Сергеевы долгих 12 месяцев откладывали «на море» со своих скромных зарплат. Он работал экспедитором(организовывал и контролировал доставку товара) и подрабатывал диджеем, а она зарабатывала на хлеб продавцом в сырной лавке. Сергеевы ещё год назад планировали отдохнуть в курортном посёлке Джубга, который расположен в Туапсинском районе Краснодарского края, но карты спутали ограничения из-за пандемии COVID-19.
Супруги взяли с собой маму Анастасии – Татьяну Георгиевну, и своих детей – 10-летнего сына и 4-летнюю дочь. Путешествие началось 2 июля. Семья загрузила в Ладу, взятую в кредит год назад, провизию и багаж и отправилась в Джубгу. Это место, которое два года назад принесло Сергеевым много радости, обещало и в этом году «смыть» с них тяжёлый год. Пенсионерке год дался куда труднее – женщина переболела коронавирусом и перенесла сложную операцию на почки.
– Дети взяли меня с собой, чтобы я немножко поправила здоровье, отдохнула и подышала свежим воздухом, – вспоминает она.
Сергеевы прибыли в Туапсинский район 3 июля днём. Расположившись в домике на берегу реки Джубга, они «побежали на Чёрное море» – купаться и загорать. Первый день, по воспоминаниям Анастасии, прошёл чудесно.
Второй день дети провели с бабушкой на пляже, а супруги поехали в Туапсе – встречать сестру Анастасии с её мужем. Десять часов в пробке по серпантину туда и обратно, а также чёрные тучи с мелким дождём в городе и на пути в посёлок сгущали краски. Однако в Джубге не было ни тучки. Татьяна Георгиевна наглядеться не могла на радостных внуков, которые плескались в море и лепили фигуры из мокрого песка. Она сама подхватывала их солнечное счастье…
Что-то кончается, что-то начинается
Вечером 4 июля тучи добрались до Джубги. Анастасия записывала видеоролики для своей странички в Instagram, показывая знакомым и друзьям небольшой дождь, который не помешал семье жарить шашлыки.
Слабый дождик миновал, и следующие утро и день дружная семья провела на золотистом пляже. Однако постепенно небо вновь заволокли тучи. Когда стало прохладно, отдыхающие разошлись по своим домикам. Татьяна Георгиевна вспоминает, что внезапно поднялся ветер, за которым последовал ливень.
– Он был такой сильный, словно кто из ведра на голову воду лил. Я такого ливня в жизни не видела, – делится воспоминаниями женщина.
Неожиданно для всех дождь превратил Джубгу в ад. С гор, которые окружали посёлок, начала стекаться сель, «кашица». Речка, около которой расположились Сергеевы, переполнилась и вышла из берегов.
– К ночи, когда уже из речки стало всё выходить, мы решили уехать, собрали вещи, – рассказала Татьяна Георгиевна, – Взяли самое важное – сумочки, документы – кто, что смог. Побежали к машине, а машина уже по колёса в воде. Пока усаживались – вода уже в машине была.
Завести транспорт семья не смогла – подтопленная Лада отказалась реагировать на ключ зажигания. Сергей решил, что нужно вернуться в дом и переждать непогоду.
– Когда мы из машины выходили – вода снаружи была по пояс. Мы цеплялись за кусты, заборы – еле-еле добрались до своего жилья. Когда зашли, на второй этаж поднялись – вода уже на первом этаже была. Водоснабжение и электричество сразу отключилось. В темноте было жутковато – только телефоны немного спасали. Тут крики какие-то услышали. Вышли на терраску на втором этаже, а тут с первых этажей других домиков люди стали выплывать. Подымали людей к нам на балкон.
Сущий ад
Вода и сель поднимались. Окна первых этажей поглотило течение. Во дворах плавали диваны, столы и прочая мебель. Татьяна Георгиевна выглянула из окна и под светом молнии увидела плывущий уличный туалет, вокруг которого плавало его содержимое…
– Чуть позже по воде понёсся вагончик-бытовка. Его понесло водой в проулок, где мы жили. Он так жутко скрежетал, было так страшно… Но потом, когда вода начала доходить до нашего этажа, заходить через балкон в комнату, мы испугались ещё сильнее, – убирая слезу платком, вспоминает Татьяна Георгиевна.
Миновал первый час ночи, а ливень и гроза лишь набирали силу. Анастасия и Сергей, опасаясь наступавшей воды, затащили детей на крышу и залезли вслед за ними. Кроме них на втором этаже были и другие туристы, которые полезли на верхушку дома за Сергеевыми.
– Кроме меня были и другие пожилые люди. Мы, конечно же, на крышу не смогли залезть. Сели на перилах балкона. Когда вода поднялась до колен. Кричали мы очень сильно… Кричали не только мы, гул был, сирены тревожные повсюду… Мимо проплывали моторные лодки, спасатели. Мы им кричали: «Помогите, детей хоть спасите!» – уже не жалея слёз, рассказывает Татьяна Георгиевна.
Кто, если не мы?
По словам Анастасии, местная служба спасения не реагировала на происшествие. Сергеевы звонили в МЧС около 20 раз, однако никто не брал трубку. Лишь один раз, по мнению Татьяны Георгиевны, до спасателей удалось дозвониться. На другом конце ответили: «Делаем всё возможное» – и сбросили. Тем временем, вода всё прибывала.
Пенсионерка залезла на перила балкона, чтобы хоть на время спастись от ледяной воды. Женщину взяло отчаяние, когда через дорогу, – из трёхэтажного дома напротив, – послышались окрики.
– Там работали строители – гастарбайтеры, не русские. Они связали лестницу и доски, перекинули через улочку(они там узкие), на второй этаж к нам на крышу. Потом перебирались к нам, по одному привязывали детей к себе и переползали обратно – перетаскивали. Затем по одному взрослому туда перелезли. Ну а мы уж остались, мы на крышу-то не смогли подняться…
Алексей, когда убедился, что с женой и детьми всё в порядке, нашёл у строителей спасательные круги и жилеты и поплыл спасать тёщу. К счастью, дождь прекратился, а с ним остановился приток воды. Спустя час она начала отступать. «Такая радость была!» – вспоминает Татьяна Георгиевна. Как сообщат позже эксперты, которые будут изучать последствия наводнения, вода и сель во дворе жилища Алексеевых поднялись на 2,92 метра.
Утром
Вода ушла примерно в шесть утра, но «глинистая каша» осталась – почти до колена. Анастасия Сергеева проснулась, «если этот кошмар можно назвать сном» – вспоминает она, – и благодаря мужу перебралась с детьми в свой дом.
– Хорошо, что в холодильнике был запас продуктов, – рассказала Татьяна Георгиевна. – На втором этаже стоял газовый баллон. Мы остатки воды кипятили, кофе поили всех, кто на балконе стоял. Согревались после зябкой ночи.
Запас провизии и воды нужно было пополнять. Алексей прошёлся по Джубге, которая напоминала декорации к фильму про конец света – кругом разруха, автомобили воткнулись в дома, которые покрылись липкой грязью.
– Магнит, в котором мы продукты брали, – рассказала пенсионерка, – сильно пострадал. Как рассказал зять, из окон торчали холодильники, а продукты плавали вокруг. Потом на вертолёте, к администрации, воду привезли в железном баке. Все побежали за водой, в основном мужчины – мы только с балкона наблюдали. Пить хотелось. Пять литров мы набрали.
Последствия
Через двое суток на улице наконец подсохло. Однако вопрос с подачей электричества и воды решён не был. Отмыться не было никакой возможности. Телефоны разрядились ещё накануне, ульяновские туристы потеряли связь с родными. Сергеевым казалось, что они оказались на другой планете – вдали от родной Земли.
Ситуацию спас мужчина из соседнего дома, который запустил бензиновый генератор. Он через громкоговоритель пригласил всех желающих зарядить телефоны, но не более чем на полчаса.
Машину, которую Сергеевы взяли в кредит, они нашли через две улицы – повисшей на виноградниках. Документы, детское кресло и многое другое – вымыло водой из салона. Когда Алексей увидел свою ласточку «в небе», он потерял сознание.
– Зятю плохо стало с сердцем, – поведала Татьяна Георгиевна. – Столько стресса пережил, столько бегал… Позже нам мужчины какие-то помогли – сняли машину с виноградников. Не знаю, подлежит ли она восстановлению…
Звонок в администрацию Ульяновска
Анастасия поняла, что единственный шанс в безвыходной ситуации – обратиться к ульяновским властям. Она позвонила в администрацию Ульяновска и попросила доставить домой своих детей и мать. Спустя четыре часа за Татьяной Георгиевной и внуками приехало такси, а спустя ещё какое-то время они сидели в поезде, который мчал в родной регион.
Анастасия и Алексей остались в Джубге – решать, что делать с автомобилем и пытаться найти больше вещей. Через день они доехали до Краснодара на эвакуаторе вместе со своей машиной, а оттуда – отправились домой.
Материальный урон
Кроме автомобиля в кредит, ульяновская семья потеряла много личных вещей и наличных денег. Сам отдых, который в итоге не состоялся, обошёлся почти в 60 тысяч рублей. Возвращаясь к авто – машина была источником дохода Алексея, поскольку именно на ней он работал экспедитором.
«Я когда фильмы смотрела про катастрофы, думала: вот, какой хороший фильм. Теперь испытала подобное на себе и понимаю, что ничего хорошего в этом нет. Сижу, рассказываю и плачу. Сейчас всё позади. У детей тоже стресс, приедем, сходим к детскому психологу, чтобы он поработал с ними. Когда мы на крыше сидели, молния такая была, она осветила всю округу: мы увидели тех, кто всё это время кричал – людей, сидящих по крышам других домов. Долго будем от этого отходить…» – заключила Татьяна Георгиевна.
О последствиях – в роликах Анастасии: