Деньги, вино и белогвардейские могилы
Винновская роща — это крупная парковая зона, расположенная в Железнодорожном районе Ульяновска. Раньше на территории парка было поместье Киндяковых. Сейчас о том, что в Винновке когда-то жили люди, напоминает лишь старинный склеп, сохранившийся до наших дней. Многие ульяновцы и по сей день лелеют надежду отыскать там помещичий клад или знаменитые винные погреба, которые якобы спрятаны под землёй.
Винновская роща занимает 135,4 га и является единственным сохранившимся в Ульяновске фрагментом реликтового липово-дубравного урочища. Здесь произрастает 280 видов растений и обитает множество животных. Однако Винновская роща интересна не только уникальной фауной, но и своей историей.
Масонский храм?
Ранее территория, которую сейчас занимает парк, принадлежала помещикам Киндяковым. После смерти последнего Киндякова имущество перешло по наследству его внучке из Англии Екатерине Максимилиановне Перси-Френч, которая после вступления в права наследства переехала жить в поместье.
На месте рощи располагалось имение помещиков: господский дом, разного рода хозяйственные постройки, в том числе и знаменитая беседка, прозванная в народе «Статуйкой».
Этот объект, увенчанный крестом, давно разрушен, но и по сей день вызывает массу споров. Одни говорят, что он был чем-то вроде часовни, другие утверждают, что из беседки вёл ход в подземелье, где располагался тайный масонский храм.
— Точное предназначение данного сооружения неизвестно, — рассказывает ульяновский краевед Иван Сивопляс. – Против версии о масонском храме говорит тот факт, что помещики Киндяковы масонами не были. Но, с другой стороны, они общались с большим количеством состоятельных и влиятельных людей, которые часто состояли в масонских ложах, и нельзя исключать, что Киндяковы просто позволили разместить культовое сооружение на своих землях.
Склеп
Большой интерес вызывает и сооружение, предположительно являющееся склепом. В пользу этой версии свидетельствует то, что над ним установлен крест. Сейчас оно скрыто под снегом, но в летнее время туда можно спуститься без труда. Местные жители говорят, что склеп представляет собой небольшое подземное помещение с покатыми потолками. Сейчас оно заброшено и сильно замусорено.
По устоявшейся версии, именно в этом склепе Перси-Френч упокоила свою любимую гувернантку Дженни Томкинс. Женщина воспитывала Екатерину с ранних лет, и, переезжая из Англии в Россию, дворянка взяла свою преданную воспитательницу с собой. Перси-Френч была очень привязана к женщине. Более того, можно предположить, что в будущем помещица планировала и сама упокоиться в данном склепе. Такие сооружения возводили не на одно захоронение.
— В XVIII и начале XIX века уже действовали санитарные нормы, и было принято упокаивать усопших на кладбищах, — продолжает Сивоппляс. – Однако очень состоятельные люди порой отступали от этого правила. В исключительных случаях они оборудовали такие склепы на территории своих имений. Делалось это из практических соображений. На кладбище к дорогому человеку каждый день не наездишься, а тут он по-прежнему остаётся рядом, и посещать место упокоения можно регулярно. Такие места скорби, как правило, оформлялись очень эстетично, романтизированно, чтобы вокруг них было приятно прогуливаться и вспоминать дорогого человека.
Любовь или деньги
Одна из причин привязанности помещицы к гувернантке кроется в том, что Екатерина Перси-Френч была очень одинока, она не могла создать семью. Если бы она вышла замуж, то по действующим тогда законам с потерей фамилии она потеряла бы право на свои английские владения. Имущество перешло бы к её троюродной сестре. И женщина между любовью и богатством выбрала второе.
В те времена наследство переходило по мужской линии, но если мужчин не было, то по женской, однако только тем дамам, которые сохранили фамилию семьи. Вот если бы сестра Перси-Френч (вторая претендентка на деньги) скончалась, то тогда Екатерина могла бы выйти замуж и сохранить при этом право на состояние. По факту две женщины ждали, кто кого переживёт. После смерти одной из претенденток на наследство вторая могла жить так, как ей заблагорассудится, идти в суд и оспаривать право на состояние было бы некому.
Екатерина Максимилиановна опасалась потерять состояние и даже не помышляла о браке. При этом она славилась своим достаточно крутым нравом. Женщиной она была очень высокомерной. Она состояла во многих благотворительных организациях и комитетах, щедро жертвовала средства на благие цели, но делала это не по велению сердца, а потому что положение обязывало.
— Екатерина Максимилиановна, по моему раскладу, была богатейшим человеком, когда бы то ни было проживавшим в Симбирской губернии. Её состояние оценивалось в более чем в 50 миллионов рублей. Для сравнения — зарплата симбирского губернатора в те времена оставляла 10 тысяч рублей в год. Сами понимаете, о каких огромных деньгах шла речь, — поясняет краевед.
В годы революции Перси-Френч бежала из России в Англию, где она впоследствии и скончалась. Её английские владения перешли к троюродной сестре. Но та не успела насладиться деньгами, так как буквально через несколько дней умерла.
Земли, принадлежащие помещице в Симбирской губернии, в том числе и поместье, расположенное на территории Винновской рощи, были конфискованы и перешли в собственность государства.
Зарыты деньги и вино
Много легенд ходит о неких винных погребах, спрятанных в Винновке. До того, как земли перешли к Киндяковым, они принадлежали государству, и вполне вероятно, что там действительно размещались стратегические склады, но только не с вином, а с водкой или спиртом.
— В те времена производство водки было государственной монополией и относилось к стратегическим, – комментирует Иван Сивоппляс. – Объяснялось это просто: водочный спирт — это сырьё, которое использовалось для производства пороха. Поэтому в Винновке вполне могли находиться стратегические склады этого сырья. Это было удобно, так как рядом располагался спуск к Волге, то есть они были вблизи от судоходных путей. По одной из версий, данная территория и расположенная рядом деревенька и название своё «Винновка» получили из-за расположенных рядом винных складов.
Вокруг таких мест, как Винновская роща, часто появляются легенды о кладах. На данной территории жила очень состоятельная женщина, которая вынуждена была экстренно бежать из родного поместья. Не секрет, что многие дворяне после революции полагали, что власть крестьян и народа установилась временно, скоро всё вернётся на круги своя и можно будет возвратиться домой. Бегущие за границу представители знати редко решались вывозить с собой ценности и обычно прятали семейные сокровища на территории своих поместий. Существует множество историй об обнаружении таких кладов. Соответственно, ходят слухи и о кладе Перси-Френч, зарытом на территории её бывшего поместья.
— Я не особо верю, что там есть клад, — считает краевед. – Никто ни разу не встречал в архивных документах упоминания о том, что помещица спрятала перед отъездом какие-то ценности. Да и нужды особой в этом у неё, скорее всего, не было. Основная часть её состояния хранилась в Англии. То есть, даже покинув Россию с пустыми руками, Перси-Френч не обрекала себя на нищету. Однако исключать вероятность того, что в Винновской роще спрятаны ценности, тоже нельзя.
Парк на костях
На территории Винновской рощи во время Гражданской войны велись боевые действия. В парке и по сей день пор находят осколки и пули. Говорят, что там даже были похоронены люди.
— Есть упоминание, что над Винновской рощей был сбит красноармейский самолёт, и не исключено, что его пилот был похоронен именно в роще, — добавляет Иван Сивопляс. – В те времена погибших людей всё же старались предавать земле. Их не всегда могли довезти до кладбища, поэтому порой хоронили прямо на месте гибели.
Есть легенда и о размещённом в роще Белом овраге, получившем своё название из-за массового захоронения белогвардейцев.
— Всё может быть, — отмечает историк. – Там действительно вполне могли быть захоронения, связанные с событиями Гражданской войны. Но это вещи, которые, скажем так, не поддаются сейчас точному установлению. А вот вероятность того, что там размещены одиночные захоронения, крайне велика.
Родники
Славится Винновская роща и своими родниками. Один из них недавно был загрязнён, а вот второй — «Сахарный родник» — многие и по сей день используют как источник питьевой воды.
Вода там настолько вкусная, что даже морозным зимним днём у него собралась очередь из желающих её набрать.
— Вода из родника долго стоит, не портясь в бутылях. До сих пор сюда с Севера за водой ездим, — рассказывает пенсионерка Антонина Васильева.
Александр Каймасов, живущий неподалёку, и вовсе воду из-под крана использует лишь для технических нужд, а пьёт только родниковую.
— Я как в 1976 году впервые попробовал эту воду, так и стал постоянно за ней ходить, — вспоминает Александр Андреевич. – Одно плохо: сейчас родник не обустроен, зимой к нему не подобраться. Вот раньше красота была: и навес стоял, и лавочки, можно было посуду поставить… А так я в Винновке летом собираю различные лечебные травы. Например, тут растёт мордовник обыкновенный, который очень хорошо помогает от мужской болезни.
Раиса БОГАТЫРЕВА.