Просмотры4411Комментарии2

Вправе ли продавец требовать паспорт при возврате денег за товар

Всяк кто возвращал товар или невольно наблюдал возврат, знает, что продавцы требуют паспорт для возвращения денег. Иногда покупатель возражает: “Позвольте! Откройте “Закон о защите прав потребителей” – там ничего о паспорте нет!”, а продавец настаивает: “Без паспорта не приму!” Иногда споры заходят так далеко, что две стороны встречаются в суде. Настало время разобраться, законно ли требовать от покупателя паспортные данные при возврате.

Что обязан требовать продавец при возврате товара

Основания и нюансы возврата товара описаны в книжке, которая красуется в “Уголке потребителя” каждого магазина – “Закон о защите прав потребителей”. При возврате продавец вправе потребовать доказательство покупки в этой торговой точке(чек, свидетели), а так же чтобы товар не употреблялся покупателем и имел товарный вид, а потребительские свойства, пломбы, ярлыки сохранены.

Если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или комплектации – деньги, уплаченные за товар, возвращают покупателю только в случае, если в магазине нет аналогичного товара с подходящими характеристиками. Нельзя придти в магазин и потребовать вернуть деньги за потолочный карниз, который не подошёл по длине, если в магазине есть карниз нужной длины.

Потребитель пишет заявление о возврате товара и заполняет расходный кассовый ордер(РКО) на получение денег. Соответствующие бланки печатают в каждом магазине, а потому заморачиваться с вопросом “как заполнить?” не нужно – объяснит продавец.

Для чего продавцу паспорт покупателя

Чтобы правильно заполнить заявление на возврат паспорт не нужен. Однако для выдачи денег из кассы продавец обязан потребовать от покупателя документ, удостоверяющие личность, при этом заполняет расходный кассовый ордер(РКО). Без расходного кассового ордера продавец не вправе выдавать деньги из кассы.

“При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир проверяет также наличие подтверждающих документов[удостоверяющих личность], перечисленных в расходном кассовом ордере 0310002. Кассир должен удостовериться в том, что выдача наличных денег осуществляется лицу, указанному в расходном кассовом ордере” – Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У “О порядке ведения кассовых операций”.

Что касается безналичной оплаты, то возврат денег происходит не из кассы на руки, а на карту. В этом случае покупатель не обязан предоставлять документы. Это положение ярко иллюстрирует судебное разбирательство, которое произошло 27 сентября 2018 года в городе Иваново. Мужчина купил, оплатив картой, шторку для душа, а она не подошла по размерам. Покупатель вернулся в магазин, но аналогичного товара не было, поэтому мужчина потребовал вернуть деньги на карту. Продавцы и руководство магазина отказались возвращать деньги, пока мужчина не предъявит паспорт. Покупатель тщетно пытался договориться, а затем обратился в суд и отсудил у магазина 4618 рублей.

– Для возврата наличных денег покупателю, продавец должен установить личность, чтобы не вышло неосновательного обогащения, поэтому если покупатель хочет получить деньги , то нет проблем в предоставлении паспорта. Иначе это будет со стороны покупателя злоупотребление правом, что противоречит ст. 10 ГК РФ – рассказал порталу Misanec.ru юрист юридической компании “Успех” Дмитрий Щеглов.

Куда обращаться

Если Ваши права нарушили, то в первую очередь обратитесь с претензией к директору магазина. В этой претензии изложите обстоятельства случившегося и сформулируйте требования. По теме статьи: если продавец отказывается возвращать деньги на карту без паспорта, в претензии возврат и требуйте. Лучше найти образец претензии в интернете. Если договориться с торговой точкой не вышло, путь один – в суд.

Тэги:
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное