Если бы Ленин остался Ульяновым, то всё было бы иначе
С глубокой древности люди обращали внимание на то, как имена влияют на судьбу человека, города и даже государства. Поэтому при больших изменениях в судьбе человек меняет имя.
В старину
С незапамятных времён во всех странах мира и во всех культурах было принято давать человеку два имени, одно из которых было известно только родителям, священнику, жрецу или шаману. Делалось это для магической защиты от сглаза или порчи. Славяне, как и многие другие народы, полагали, что судьбу человека определяет имя, оно является ключом к его внутренней сути. До крещения Руси при рождении ребёнок получал от отца своё первое имя в честь одного из предков. При исполнении ему двенадцати лет ребёнок проходил посвящение во взрослую жизнь (обряд совершеннолетия) и получал новое взрослое родовое имя, а второе тайное получал при обряде «имянаречения». Тайное имя было известно только близким родичам. С принятием христианства функцию тайного имени стало выполнять имя каноническое, закреплённое традициями христианской религии. К их числу относятся имена, взятые из церковного календаря. Там имена канонизированных святых перечислены по месяцам и дням их памяти (так называемые календарные или агиографические имена). В России вплоть до XVII века родители держали в секрете имя, данное ребёнку при крещении, пытаясь обмануть тем самым злых духов.
Уточняющей частью имени славянина является отчество (патронимическое прозвище), которое прямо указывает на происхождение и родственные связи данного лица. В старину отчество косвенно указывало и на социальную принадлежность человека, так как считалось почётным наименованием. Представители высшей феодальной аристократии именовались так называемым полным отчеством, оканчивающимся на -вич, средние сословия пользовались менее почётными формами патронимических прозвищ – полуотчествами, оканчивающимися на -ов, -ев, -ин, а низшие вообще обходились без отчеств.
«Конструкция» фамилии
Фамилии, или наследуемые официальные наименования, указывающие на принадлежность человека к определённой семье, появились у славян довольно поздно. Первые славянские фамилии известны с XV-XVI веков, у крестьян они начинают появляться только в XVIII-XIX веках. Именование человека с отцовским прозвищем в качестве родового считалось вполне достаточным, а потому так называемые «дедичества» (личные прозвища, образованные от имени деда) употреблялись исключительно редко. С развитием частного землевладения потребовалось родословие, фиксировавшееся в родовых прозвищах, общих для всех членов семьи.
— Жизненный путь человека жёстко задаётся рядом факторов, — рассказывает психолог Владината Петрова. — Следует сказать и о таком факторе, как «конструкция» фамилии. Дело в том, что количество слогов в фамилии и то, на какой слог в ней падает ударение, влияют на отношение окружающих к её обладателю.
- «Решительный» — ударение на 1-й слог (Павлов, Мезенская). Такая фамилия наводит на мысль о решительности, даже агрессивности её обладателя и, в свою очередь, действительно подталкивает его к такому образу действий.
- «Статичный» — ударение на 2-й или 4-й слог (Кирпичников, Тактакишвили). Подобная фамилия создаёт иллюзию пассивности.
- «Важная птица» — ударение на 3-й или 5-й слог (Котляревский, Тер-Аветикян). Такая фамилия производит впечатление «важной» и одновременно способствует формированию имиджа человека неторопливого, солидного.
- «Белая ворона» — фамилия с неоднозначным ударением (не то Алекса́ндров, не то Александро́в). Статусность фамилии «плавает» в зависимости от того, на какой слог ставится ударение.
- «Шокирующий» — фамилия, в которой ударный слог является последним (Ковальков, Магро). Фамилия создаёт впечатление, будто её обладатель — любитель «выкидывать фортели».
При этом фамилии с чётным количеством слогов производят впечатление чего-то законченного и создают убеждение в том, что их носители доводят дела до конца (Зю-бин, Га-ли-чев-ский). Противоположный эффект создают фамилии с нечётным количеством слогов (Хле-ста-ков, Пше-нич-ни-ко-ва).
Весьма часто имя отца вводится в состав самой фамилии. Множество немецких и английских фамилий, оканчивающихся на «зон» или «сон», скандинавских – на «сен», грузинских — на «швили», армянских — на «янц» или «ян», турецких — «оглу», иранских — на «заде», славянских — на -ов, -ев, -ин, -ич (Петрич) означают просто «сын» (Робинзон – сын Робина). У шотландев и ирландцев эту же роль выполняют приставки: МакНабс и «О» (О’Брайен).
В новую жизнь
— Новая фамилия или псевдоним коренным образом меняют вашу судьбу, потому что окружающие начинают воспринимать вас совершенно по-другому, — объясняет Владината Петрова. — Полагаю, если бы Ленин так и остался Ульяновым, столь заметного следа в истории он не оставил бы. А что касается Сталина, то, оставшись Джугашвили, он мог бы рассчитывать, самое большее, на должность наркома. Следует заметить, что фамилия, идеальная для политика, только помешает карьере учёного или чиновника-управленца, поскольку от этих людей требуются не решительность и быстрота действий, а осторожность и умение доводить дело до конца. Что касается «хвастливых» фамилий — то есть тех, что оканчиваются на ударный слог, — они благоприятны для деятелей искусства и журналистов, которым надо эпатировать публику.
И всё-таки нужно помнить, что главным образом мы сами определяем нашу судьбу, а не фамилия, имя или ретроградный Меркурий.
Сергей МАКСИМОВ.